Баббит - подшипниковый сплав, содержащий 83-88% олова, 8-10% сурьмы, 3-6% меди и 0,5% свинца. Этот сплав используется на подшипниках скольжения с большой нагрузкой, например, в авиационных и автомобильных двигателях. Он был разработан в 1839 году Исааком Бэббиттом в Тонтоне, штат Массачусетс, США. Его можно приобрести на https://www.impera.com.ua/metaloprokat/babbity/ - сайте компании "Impera group".

Подшипниковые сплавы - металлические сплавы, используемые для литья вкладышей подшипников скольжения, обычно имеющих следующие характеристики:

  • низкое тепловое расширение в диапазоне рабочих температур подшипников;
  • хорошая теплопроводность;
  • сопротивление истиранию;
  • низкий коэффициент трения;
  • способность поглощать мелкие посторонние частицы и способность адаптироваться к поверхности;
  • стойкость к кислотам, встречающимся в некоторых смазочных материалах.
  • средняя коррозионная стойкость.

Типы подшипниковых сплавов

Вышеуказанные свойства могут быть достигнуты путем выбора конкретного состава сплава. Чаще всего это оловянные, олово-свинцовые, не содержащие олова сплавы на свинцовой матрице, оловянные бронзы, свинцовые бронзы, алюминиевые сплавы. Точный состав определяется стандартами. Наиболее важные подшипниковые сплавы включают в себя:

Оловянные сплавы - содержащие 80–90% олова, 4–13% сурьмы и 3–6% меди. Структура сплава состоит из мягкой матрицы, образованной игольчатыми кристаллами фазы Cu6Sn5 с жестким осаждением Sn3Sb2. Известный стандарт PN-82 / H-87111 определяет два сплава этого типа: SnSb8Cu3 и SnSb11Cu6. Оловянные сплавы используются для подшипников больших дизельных двигателей.

Сплавы олова и свинца - содержащие примерно 5-20% олова, 60-85% свинца, 5-17% сурьмы и до 3% меди, а также примеси никеля, мышьяка и кадмия. Стандарт определяет PbSn16Sb16Cu2, PbSn10Sb14Cu3As и PbSn6Sb6. Эти сплавы дешевле оловянных, но имеют худшие прочностные и термические свойства. Они используются для подшипников, которые менее нагружены и менее ответственны.

В настоящее время интерметаллы широко используются при изготовлении подшипников скольжения. Они имеют лучшие свойства по сравнению с ранее использованными подшипниками на основе свинца.

Они должны иметь низкий коэффициент трения по отношению к взаимодействующим с ними металлам, хорошую растекаемость, высокую теплопроводность, низкий коэффициент теплового расширения, стойкость к истиранию и химическим агентам. Кроме того, они должны выдерживать повышенную температуру (до 200° С). Они обычно состоят из мягкой матрицы и равномерно распределенных твердых кристаллов. Такими свойствами обладают сплавы олова с сурьмой и медью (баббиты олова) и сплавы на основе свинца. Новые перспективы развития открываются путем формирования структуры технологии порошковой металлургии и модификации поверхности изделий, улучшающие свойства скольжения.