Согласно данным исследований, с помощью правильного выбора освещения в торговых помещениях можно повысить продажи приблизительно на 30%, а в визуальном мерчандайзинге успех на 60% зависит именно от света. Важное значение данный аспект имеет не только для бизнеса. Так, уровень комфорта покупателя, его желание снова прийти в магазин, проводить тут больше времени также непосредственно зависит от качественного освещения. Хорошо усвоили этот момент и представители сети супермаркетов «КЛАСС». Тут свету уделяют достаточно внимания и делают все, чтобы с его помощью улучшить аспекты работы и взаимодействия с клиентами.

Почему между осветительными приборами и лояльностью покупателей существует прямая связь?

Клиент приходит в супермаркет за продуктами и сервисом. Он обращает внимание на общее оформление и интерьер, чистоту, внешний вид прилавков и различные товарные позиции, хочет чувствовать себя комфортно. Вот тут и проявляется роль освещения торговых залов, которое и призвано создавать комфортную атмосферу и впечатления покупателю.

Так, недавние исследования американских психологов показывают, что естественное освещение в супермаркетах воспринимается покупателями лучше, чем слишком резкое и яркое. И даже данный аспект прямо сказывается на продажах и уровне лояльности. Следовательно, в торговых залах приветствуется использование таких осветительных приборов, которые приближены к солнечному свету. Добиться этого весьма проблематично, но максимально близкий эффект сегодня гарантируют светодиодные светильники и лампы, которые применяются как для общего, так и для акцентного освещения и способствуют комфорту посетителей.

Стандарты и нормы освещения торговых зон супермаркетов

В различных странах требования к используемым осветительным приборам разные. Так, к примеру, по старым нормам СНиП минимальный показатель освещенности торгового зала должен составлять от 400 Люкс. Но в Европе средние значения существенно выше — от 750 до 1000 Люкс. Причем в приоритетных зонах супермаркета данное значение может быть и в 1,5 раза выше.

Отдельно нужно учитывать требования к локальному освещению, речь идет об освещенности прилавков и товарных групп. Стандарты на этот счет дают большой коридор значений: от 400 до 1000 Люкс. Но чтобы прилавки выделялись и бросались в глаза, их уровень освещенности должен быть выше, чем общее освещение, на 30-40%.

Третий момент, которому также нужно уделять внимание — это подсветка товаров. Тут определяющее значение играет не световой поток, а цветовая температура. Она для замороженных продуктов должна быть «холодной», то есть составлять от 4000 до 6500 К, а для большинства других — «теплой» (3000-3500 К). Еще один связанный показатель — индекс цветопередачи. В супермаркете он должен равняться минимум 80 (а для отделов с овощами и фруктами рекомендуется значение в 90 единиц), что исключит проблему искажения осветительными приборами реальной цветовой гаммы продуктов.

Помимо соблюдения основных норм и правил в описанных выше аспектах, любой магазин и супермаркет заинтересован в том, чтобы не расходовать лишнюю электроэнергию. И тут опять же наиболее целесообразным вариантом выступает экономное LED-освещение.

Каким должно быть освещение на практике: пример «КЛАССа»

В Харькове в конце марта открылся новый супермаркет популярной торговой сети «КЛАСС». Многие харьковчане отметили его удобное расположение и хорошую транспортную развязку, интересный дизайн и просторность торговых залов, обилие касс и дополнительных услуг для пользователей. Но мы попытаемся оценить именно качество освещения торгового зала и его соответствие современным требованиям.

Места демонстрации товаров — прилавки и стенды с продукцией освещаются максимально хорошо, выглядят с одной стороны естественно, а с другой весьма привлекательно, что само по себе, как бы «продает» товар. Покупателям не нужно всматриваться, несложно прочитать интересующую информацию на этикетках и т.д.

Зоны с весами и места ценников также хорошо освещены в «КЛАССе», что призвано помочь с принятием решения и исключить ошибки или неточности в трактовке информации о ценах, весе продукта и т.д.

Основными осветительными приборами торгового зала супермаркета «КЛАСС» выступают популярные сегодня подвесные трубчатые лампы, накладные прожекторы и врезные светильники со светодиодами.

Во-первых, они отличаются экономичностью на фоне люминесцентных аналогов. Во-вторых, более долговечны. В-третьих, обеспечивают качественный световой поток и освещение, в наибольшей степени приближенное к дневному свету. Есть и еще один немаловажный плюс LED-приборов — это равномерное распределение светового потока без мерцаний и миганий, что благоприятно действует на психику человека и обеспечивает ему дополнительный комфорт.

Тут нет ранее популярных растровых элементов освещения, уже устаревших транкинговых (пучкообразных) систем, хаотично распределенных светодиодных лент.

В результате грамотного подхода к выбору осветительных приборов, правильного их распределения в торговом зале и реализации эффективного освещения в супермаркете «КЛАСС» удалось добиться следующих целей:

  1. Посетителям в действительности комфортно и приятно находиться тут. Они могут как сосредоточиться на поставленных задачах выбора продуктов питания, так и просто отдыхать, неспешно прогуливаясь по залу и раздумывая над тем, что хочется купить.
  2. Интерьер выглядит еще привлекательнее, свет помогает расставить акценты и обыграть используемые материалы в выигрышном свете. Именно благодаря осветительным приборам супермаркет «КЛАСС» выглядит максимально эффектно и стильно.
  3. Обеспечивать эффективность бизнеса. Конечно, точных цифр у нас нет, но применение LED-приборов позволяет снизить расходы на электроэнергию, а эффективное освещение, как показывают исследования, увеличивает комфорт посетителей и способствует лояльности.

Как видим, в продуктовом ритейле и вообще в торговле нет мелочей. Поэтому даже освещению нужно уделять максимум внимания.