Когда мы произносим слово “Припять”, то на ум приходит сразу не широкая красивая равнинная река со множеством рукавов и разливов, а призрачный и пустой город, покинутый когда-то вследствие техногенной катастрофы. Кадры сделанные в Припяти и сейчас, и много лет назад напоминают видеоряд какого-то артхаусного кино о постапокалиптическом мире. Но, это, к сожалению, не крутой блокбастер, а реальность. Хотя, раньше реальность в Припяти - это тихая спокойная жизнь обычного советского города, как сотни других, недалеко от столицы Украинской ССР.

Припять для многих очень привлекательна своей загадочностью и мрачностью именно потому, что вот уже более 30 лет является “живым” подтверждением того, как опасна может быть необузданная сила атомной энергии. В Припяти, в отличии от Чернобыля, с момента аварии и эвакуации населения никто не жил. И это действительно завораживающее зрелище, которое сейчас можно увидеть поехав на специальную экскурсию в Припять и Чернобыль. Когда целый город в несколько дней взял и перестал существовать. Сотни и тысячи людей оставили свои жилища и отправились в незнакомые, но более безопасные места, оставив в квартирах и домах свои вещи, которые покупались и накапливались, свою спокойную и размеренную жизнь, которая такой больше не будет никогда.

История города

До 1970 года на месте нынешнего города-призрака ничего не было. Припять построили как город-спутник Чернобыля для людей, которые строили Чернобыльскую АЭС, а после обеспечивали ее полноценную работу. Это было сделано с целью упрощения организации транспорта для служащих, ведь до самого Чернобыля было ехать дальше, что было не очень удобно для большого штата сотрудников станции.

Припять как город разрасталась очень быстро и стремительно. Строительство города было объявлено всесоюзным и на него приезжали со всех уголков “необъятной родины”. Как и многие другие города, построенные в то время, схема застройки была “треугольная”, что отличало Припять и аналогичные ей города от того же Чернобыля.

Особенностью “треугольной” застройки было то, что дома разной этажности строились в определенной последовательности для создания большего пространства между ними. Также застройка улиц и проспектов велась таким образом, чтобы в будущем было возможным избегать формирования автомобильных заторов и пробок.

К началу 80-х XX века Припять стала городом с развитой инфраструктурой и оживленным ритмом жизни.

Город был прекрасно благоустроен и имел все необходимое для комфортной жизни - магазины, поликлиники, роддом, больница, почта, кинотеатр, стадион, дом культуры, парк аттракционов, бассейн, дворец пионеров, ЗАГС, гостиница. Для удовлетворения потребительских запросов в электронике был построен завод “Юпитер”. Для обеспечения населения детскими садами и школами велось активное и стремительное строительство.

Кроме всего Припять застраивалась как значимый транспортный узел - имелось отличное наземное и водное сообщение, что также подчеркивало особый статус Припяти.

К середине 80-х годов Припять была населена около 50000 человек. Это был молодой, активный, быстро растущий город.

Припять после аварии

Все изменилось апрельской ночью 1986 года. Произошел взрыв, который после назовут самым масштабным техногенным происшествием за всю историю цивилизации.

Всю трагичность и необратимость произошедшего ещё никто не понимал.

В течение следующих нескольких дней началась экстренная эвакуация населения - людей в срочном порядке эвакуировали из квартир, домов, рабочих мест, мест отдыха, парков. В течение нескольких следующих дней было принято решение эвакуировать все население, находившееся в радиусе 30 км от эпицентра аварии.

Людям, подлежавшим эвакуации, было разрешено взять с собой предметы первой необходимости, небольшое количество одежды. Многие вещи так и не успели собрать и сложить - до сих пор в квартирах города-призрака можно обнаружить наспех сложенные чемоданы, но так и не вывезенные с собой в новую жизнь.

Что стоит посмотреть в Припяти

Жуткая красота Припяти воплощена в артхаусные декорации времен Советского Союза. Мест, где представлена эстетика мира без людей, большое количество, а именно:

  • Колесо обозрения в парке аттракционов - самое заметное сооружение города, которое виднеется из разных частей города;

  • Кинотеатр “Прометей” - вместительность 420 мест, где жители города смотрели все кино-новинки тех лет - “Служебный роман”, “Любовь и голуби” и другие;

  • Гостиница “Полесье” - была значимым местом в городе, здесь заселялись иностранные делегации, командированные столичные гости, значимые специалисты энергетической промышленности и другие;

  • Гастроном - в гастрономе работали около 90 человек, которые обеспечивали бесперебойную работу магазина ежедневно с 9 утра до 10 часов вечера; в магазине сохранились только некоторые стеллажи, в основном все артефакты разбиты и украдены;

  • Школа - практически разрушенное здание; хотя есть несколько кабинетов, которые разрешено посещать туристам, там сохранились классные журналы, тетради, учебники того времени;

  • Бассейн “Лазурный” - крытый бассейн, который работал и после аварии на ЧАЭС; сюда могли приходить работники станции, но в 2000 году станцию закрыли, бассейн соответственно тоже;

  • Дворец культуры “Энергетик” - в остатках некогда красивого здания угадывается отделка белым мрамором и прекрасное украшение главной концертной площадки города;

  • Дома и сохранившиеся в них квартиры - большое количество домов и квартир находятся в аварийном состоянии, но некоторые из них возможно посетить в сопровождении гида: в части квартир сохранилась обстановка того времени, многие вещи остались так будто их недавно там оставили хозяева, которые должны скоро вернуться;

  • Ковш смерти - это металлический ковш, который использовали для уборки графита после аварии, в связи с чем он до сих пор излучает большое количеством радиационного излучения, что и обусловило его название.

Также читайте про Квест-тур в Припяти