Я-концепция - способ восприятия себя - можно разделить на категории, такие как личная самооценка (факты или собственные мнения о себе, такие как "у меня карие глаза" или "я привлекательна"); социальная самооценка (восприятие того, как к другим относятся: «люди думают, что у меня отличное чувство юмора»); и самоидеалы (кем или как хотелось бы быть: «Я хочу быть адвокатом» или «Хотел бы я быть стройнее»).

В то время как ряд философов и психологов рассматривали идею о том, что поведение зависит от того, как люди видят себя, исследование важности самооценки наиболее тесно связано с трудами и терапевтическими практиками Карла Роджерса. Я и осознание этого лежат в основе клиенто - центрированной терапии Роджерса и философии, лежащей в ее основе. Согласно Роджерсу, самоуважение влияет на то, как человек относится к себе и своей среде, Я-концепция психически здорового человека соответствует его или ее мыслям, опыту и поведению. Тем не менее, люди могут поддерживать самооценку, которая расходится с их истинными чувствами, чтобы завоевать одобрение других и «вписаться», как в социальном, так и в профессиональном плане. Это включает в себя подавление их истинных чувств и побуждений, что в конечном итоге приводит к тому, что они отчуждаются от самих себя, искажают свой собственный жизненный опыт и ограничивают свой потенциал для самореализации или исполнения. Разрыв между самооценкой человека и его или ее реальным опытом (который Роджерс назвал несоответствием) является хроническим источником беспокойства и может даже привести к психическим расстройствам. Согласно Роджерсу, сильная самооценка является гибкой и позволяет человеку противостоять новому опыту и идеям, не чувствуя угрозы.

Сегодня довольно просто установить уровень самоуважения, пройдя несложный тест. Например, тест на самооценку Сонерсен.

Социальные психологи отмечают, что уровень самопринятия и самоуважения также играет важную роль в социальном восприятии - процессе, посредством которого мы формируем впечатления от других. Атрибуция - как мы объясняем причины нашего поведения и поведения других людей - особенно зависит от нашей собственной самооценки. Теория социального обучения также касается того, как мы видим себя, особенно с точки зрения нашего предполагаемого воздействия на окружающую среду. В первой основной теории социального обучения Джулиан Б. Роттер утверждал, что ожидаемый результат действия и ценность, которую мы придаем этому результату, во многом определяют наше поведение. Например, люди, чья позитивная самооценка заставляет их верить в то, что они преуспеют в решении задачи, скорее всего, будут вести себя так, что в конечном итоге приведет к успеху, в то время как те, кто ожидает неудачи, с гораздо большей вероятностью могут добиться этого своими собственными действиями. В общей теории личности в последствии он разработал с двумя коллегами, Роттер определял переменные, основанные на том, как люди обычно думают о своем опыте. Одним из наиболее важных был IE, который отличал «внутренних», которые считают себя контролирующими событиями, от «внешних», которые рассматривают события в значительной степени вне их контроля. Было установлено, что внутренне-внешняя ориентация влияет на различные модели поведения и отношения.