Экономика Украины серьезно притормозила в прямом и переносном смыслах. В Харькове не работает метрополитен, учреждения образования и культуры. Закрыты многие заведения сферы услуг. Но немало бизнесов продолжает работать, так что говорить о полном коллапсе, по меньшей мере, будет неправильно. Мы подробно расскажем о тех, кто работает почти в том же формате, что и до коронавируса и как обстоят их дела сегодня. Также мы вспомним тех, кто либо пошел на серьезные изменения в своей работе, чтобы «выжить», или находится в действительно подвешенном состоянии до снятия или смягчения карантина.

Работают в «докарантинном» режиме

Сразу оговоримся, что карантин внес изменения в работу любого бизнеса, даже того, на который не распространяются введенные жесткие ограничения. Во-первых, изменились требования к обеспечению безопасности сотрудников, то есть теперь везде используются маски, перчатки, антисептики, по возможности, обеспечивается необходимая дистанция в 1.5-2 метра между работниками и т.д. Во-вторых, перемены в работе общественного транспорта заставили многие предприятия и фирмы самостоятельно организовывать доставку персонала на рабочие места и назад. В-третьих, некоторые виды бизнеса практически полностью перешли на удаленный режим, но в остальном работают также или почти также, как ранее. Собственно, если вынести эти аспекты «за скобки», то в докарантинном режиме работают в Харькове следующие виды бизнеса:

  • продовольственные магазины. Речь о продуктовых маркетах и супермаркетах, крупных строительных магазинах, вроде «Эпицентра» или «Будмена», продавцах бытовой химии и косметических средств, мелких киосках розничной торговли (овощных, мясных, кондитерских и т.д.). Многие из них столкнулись с ростом спроса. Кроме того эпидемия коронавируса для крупных ритейлеров стала дополнительной мотивацией наконец-то внедрить онлайн-торговлю и/или доставку товаров до конечного потребителя;

  • аптеки и другой медицинский бизнес. Работает в том же режиме, спрос на многие виды продукции и услуг только увеличился;

  • АЗС. Продажи слегка упали, так как многие водители все же придерживаются рекомендаций оставаться дома. Плюс как раз с карантином совпало падение цен на нефть, из-за чего и цены топлива существенно снизились;

  • службы доставки и почтовые компании. Можно считать, что как раз они стали главными выгодобладателями в условиях социального дистанцирования. У многих компаний и сервисов увеличился штат, количество заказов выросло в разы;

  • IT-бизнес. Работающие на аутсорс компании почти не пострадали, просто теперь работают в домашних условиях, а не в офисах. Просели из-за коронавируса лишь те фирмы, которые были ориентированы на мелкий украинский (и иностранный бизнес), приостановившийся в период карантина. Ситуацию целом для IT-сферы по Харькову нельзя назвать идеальной, но и до проблем других секторов экономики ей явно далеко;

  • строительная отрасль и девелоперы. Работают в том же режиме, соблюдая меры безопасности сотрудников. Компании сейчас являются чуть ли главными рекламодателями для наружной рекламы. К примеру, известный харьковский девелопер «СтройСити» напоминает о себя на многих рекламных баннерах города, анонсируя как близкий запуск нового проекта, так и скорую сдачу в эксплуатацию IT-парка Manufactura. Да, и другие застройщики также активно намекают с помощью различных видов рекламы, что сейчас лучшее время для выгодных вложений в недвижимость;

  • предприятия пищевой промышленности. Работают почти в том же режиме. Ориентированные на экспорт компании (вроде бисквитной кондитерской фабрики) даже оживились, ведь подросший доллар для них более выгоден;

  • предприятия тяжелой промышленности. Большинство из них в Харькове работают. Крупные компании, вроде «Турбоатома» практикуют отпуска за свой счет и даже начали сокращения. А вот на Заводе им. Малышева подобных негативных явлений не отмечается;

  • рекламный бизнес. Продолжает работу, в том числе в удаленном режиме. Объем заказов сократился, так как многие рекламодатели сейчас не работают. К тому же ведущие агентства рекламы потери в рекламных площадях, из-за простоя метрополитена и аэропорта;

  • сервисные центры (СТО и мастерские, занимающиеся ремонтом электроники). Автомобильные сервисы работают, как ранее (в большинстве своем). Сервисы бытовой техники и электроники сначала ушли на карантин, но спустя несколько недель правительство дало добро на их работу;

  • ломбарды. Также получили разрешение на работу. Востребованность услуг ломбардов сейчас явно выросла;

  • банки и финансовая сфера. Временно закрыли некоторые филиалы, но в целом работают в привычном режиме. Спрос на кредитные средства вырос, но в то же время и депозиты многие вынуждены закрывать;

  • крупные маркетплейсы, представленные онлайн и оффлайн. Маркеты электроники и бытовой техники продолжили работу, предоставляя так называемые услуги связи. Они активно взаимодействуют со службами доставками и почтампами, по некоторым направлениям ощущают даже рост продаж. К примеру, как только закрыли общественного транспорт в больших городах, увеличился спрос на электрические самокаты, велосипеды и т.д.

Перестроили работу и/или пытаются существовать в новой «реальности»

Перестраивать бизнес-процессы, чтобы не останавливать деятельность совсем, пришлось следующим категориям бизнеса:

  • заведениям общественного питания, работающим в формате доставки или ToGo. Подобным образом сохраняют хотя какую-то активность маленькие харьковские кофейни, кафе и рестораны, которые готовят пиццу и суши. Так, объемы продаж, понятное дело, упали, но хоть какая-то работа и выручка у барист, поваров и владельцев таких заведений остается;

  • школам, ВУЗам и частным образовательным компаниям. Они перешли на онлайн-обучение и взаимодействие через такие сервисы видеосвязи, как Zoom и другие. Те, кто сумел грамотно наладить процессы удаленной работы, могут сохранить бизнес. Проще с этим у курсов английского и образовательных фирм, нацеленных на взрослых, а вот с детьми младшего школьного и тем более дошкольного возраста подобный формат работает намного хуже, точнее требует намного больше усилий от учителей и организаторов занятий;

  • малым торговым фирмам. Закрыв физические точки, к примеру, магазины одежды, мебели или игрушек при наличии онлайн-сайта могут продолжать работу. Она возможна даже без интернет-магазина, а через мессенджеры или социальные сети. Те, кто занимался этим направлением до коронавируса, могут оставаться на плаву и сейчас. Некоторые начали развивать онлайн только сейчас, но пусть и с запозданием, они также могут рассчитывать хотя бы на выживание.

Вкратце о самых проблемных видах бизнеса сегодня

Совсем не работают сегодня работники харьковского метрополитена, представители туристического бизнеса, детские сады (но тут страдают только работники, которые отправлены в отпуска). Остановились многие бизнесы, которые занимаются оказанием услуг, в том числе фитнес-центры и спортивные организации, салоны красоты и барбершопы, кинотеатры, развлекательные центры, театры, парки аттракционов. Вынуждены дожидаться окончания карантина многие рестораны и заведения общепита, кальянные, магазины игрушек, мебели и других товаров, которые не относятся к категории первой необходимости и не имеют онлайн-представительств. И это лишь часть тех, кто реально рискует не вернуться к работе после Covid-19.