В апреле 2019 года Европейский Союз расширил список государств-офшоров с 5 до 15 единиц. По мнению европейских экспертов, эти страны «не способствуют борьбе с отмыванием денег». Украина не отстает от европейских коллег и уделяет особое внимание теме офшоров. Регулярные изменения и поправки НКУ повышают шансы компаний получить запрос от контролирующего органа на предоставление отчетности по трансфертному ценообразованию.

Памятка налогоплательщику по КО

Есть несколько пунктов в проведении контролируемых операций, о которых необходимо помнить, чтобы избежать споров с органами:

1) с 2017 года налоговая расширила зону контроля на определенные организационно-правовые формы нерезидентов в странах с хорошей налоговой репутацией (некоторые члены ЕС);

2) необходимо отчитываться об операциях с нерезидентами в Эстонии, Латвии, Грузии, Мальте, Венгрии и Болгарии за период их пребывания в списке стран с низкими ставками корпоративного налога (менее 13%);

3) «компании-оболочки» оказались под пристальным вниманием. Известно, что их деятельность характеризуется как номинальная, но они являются частью процесса экспорта и импорта и временно получают право собственности. Нужно правильно оценивать реальность деятельности таких фирм-посредников, чтобы их наличие в цепочке поставки или приобретения не вызывало вопросов.

Обезопасить себя от ненадежных посредников собственникам могут помочь компании, предоставляющие услуги аудита, такие как Kreston GCG – компания-участница одной из крупнейших международных аудиторских сетей. Подробнее об этих услугах можно прочесть на сайте компании.

О способах получения информации налоговой

После вступления в силу изменений-2019 налоговики могут свободно запрашивать информацию у иностранных налоговых о процессе, условиях и результате проведения КО.

Кроме того, при получении запроса информацию будут обязаны предоставить все лица, которые каким-либо образом были связаны со сделкой (принимали участие в цепочке поставок и т.д.). На предоставление этих данных отводится 20 рабочих дней. Если же информация не будет подана, ГФС (а в будущем – ГНС) в праве организовать встречную сверку. Если же и второй запрос будет проигнорирован, предприятию стоит ожидать личный визит налоговиков.

Чего ожидать бизнесу во второй половине 2019?

Безусловно, контролирующие службы усилят свой контроль в направлении КО. Ведущую роль в этом сыграет Департамент трансфертного ценообразования и международного налогообложения в структуре новой Налоговой службы, которая заработает осенью. Кроме того, наверняка стоит ожидать более эффективного сотрудничества налоговой службы и ее иностранных коллег благодаря общемировому тренду усиления борьбы с офшорами. Очевидно, что после запуска полноценной ГНС и создания Департамента ТЦО компаниям придется тщательнее регулировать все сделки с нерезидентами и проводить аудит своей отчетности.