Миром правят идиоты, которые этот самый мир погубят. Это первое. Идиоты и мы все в том числе. Это – второе. Собственно, об этом последний мегахит уходящего года от Netflix.

Почему-то некоторые сочли этот фильм комедией, но, кажется, это произошло потому, что мы почти забыли о практически умершем уже жанре. Речь идет о сатире. "Не смотрите наверх" - это классическая сатира. И этим, кстати, очень напоминает известный "Хвост виляет собакой". Фильмы эти немного о разном, но параллели очевидны, только "Хвост" выглядит оптимистичнее. Там фееричный маразм происходящего все же управляем группой политтехнологов, которые, по крайней мере, знают, что делают и зачем. Маразм "Не смотрите наверх" не управляется никем. Президент не спасает человечество, потому что дура, а потом как бы спасает, потому что нужно замять сексуальный скандал в преддверии выборов. Главгерой сначала бьет в набат, а потом предпочитает плыть по течению, лишь к концу фильма соскакивая с рельсов конформизма. Миллиардер-мечтатель, который хочет нажиться красиво (тут привет Илону Маску, конечно), лишает человечество шанса на спасение, погрузив проблему в словеса о светлом будущем. И за всем этим нет ничего. Т.е. нет никакого заговора, никакого "тайного плана". Есть только лезущий изо всех дыр маразм. И вот это действительно страшно. 

Отдельно стоит отметить, что в фильме есть "народ", который считает, что угроза человечеству выдумана капиталистами, или теми, кто против капиталистов, или это уловка политиков, или что угодно. Авторы "Не смотрите наверх" довольно наглядно показали, что "новое средневековье", ранее бывшее интеллектуальным конструктом футурологов и писателей типа Сорокина, уже наступило. Современный человек, по сути, ничем не отличается от деревенского жителя средних веков, который полагал, что за рекой живут люди с двумя головами, а за горами – драконы. Наша "деревня" - это "кокон" соцсетей, поверхностное образование и мозг, разжиженный тоннами информации, которая призвана как минимум развлечь, а как максимум – заставить что-нибудь купить. 

Хотя при этом правда и здравый смысл, конечно,  все же есть, но этот самый здравый смысл становится в один ряд с политическими интригами, алчностью, конспирологией, шоу-бизнесом и прочими вещами, которые вроде бы не значимы на фоне апокалипсиса, но из них невозможно вырваться. Чтобы сказать правду, придется прийти в ток-шоу, пройти через вирусные видео соцсетей, организовать концерт на стадионе и, в конце концов, оказаться в компании маригнальных конспирологов. Вне этой матрицы невозможно хоть как-то донести правду, но эта матрица любую правду обесценивает, ставя ее в один ряд с потоками лжи. И это, пожалуй, главный посыл авторов фильма. 

В общем, кино получилось очень жесткое. Многие в соцсетях даже задались вопросом, как такое вообще могли снять, аплодируя "смелости" авторов фильма. Впрочем, подобное удивление "Не смотрите наверх" может вызывать только у жителей постсоветского пространства, которые до сих пор очень слабо себе представляют, что такое "свобода слова". На самом деле в США документалистика, ставящая под сомнение официальную версию терактов 11 сентября, вполне себе участвовала в фестивалях. Документальный фильм-расследование "Корпорация еда", разоблачающий деятельность пищевых корпораций, которые делают миллионы американцев инвалидами, даже номинировался на "Оскар". Книги о деятельности транснациональных корпораций, которые устраивают госперевороты и порабощают целые страны, становятся бестселлерами. В общем, никакой особенной смелости в появлении подобного кино нет. Просто там работает более действенный механизм защиты от подобных разоблачений. Условно этот механизм можно назвать "полный игнор". Герои подобных произведений руководствуются принципом "Собака лает, караван идет". И караван этот после фильма "Не смотрите наверх" будет идти ровно так же и в том же направлении. 

Тотальный кризис компетентности власти, плутократия, оболванивание масс… Вся эта конструкция нерушима потому, что альтернативы ей нет. Советский проект сгнил и рухнул, а нового Карла Маркса так и не родилось. А если он вдруг появится, то не сможет конкурировать за общественное внимание с видео, на котором коты поют хором. Так что все ок. Никаких социальных потрясений не предвидится. Разве что метеорит прилетит. Да и то, осознание потрясения наступит только тогда, когда последнего видеоблогера в прямом эфире смоет цунами.

Но вернемся к фильму. Уже начитавшись к моменту просмотра рецензий и фейсбучных постов, я, честно говоря, ожидал большего. Музыка и несколько не то чтобы прямо смешных, но забавных эпизодов, конечно, добавляют фильму забористости, но все же "сатирической" части маловато. Социальной драмы и местами не очень нужного пафоса в нем куда больше. И если бы не актерский состав, кино вполне могло бы пройти незамеченным. Но Ди Каприо в главной роли, Тимоти Шаламе, Мэрил Стрип, Кейт Бланшетт... Проект с таким звездным составом не мог остаться без внимания. Он и не остался. Только вот внимание это уйдет в никуда. Призыв "Не смотрите наверх" будет работать. И мы будем смотреть вниз, в экраны смартфонов. Ведь так проще.