Харьковские ученые получили признание Российской академии наук за открытие нового явления в области биофизики. Как рассказали "SQ" в пресс-службе Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" (ХПИ), в течение трех лет группа ученых, среди которых был профессор кафедры информационно-измерительных технологий и систем ХПИ Павел Щапов, сотрудники Харьковского НИИ общей и неотложной хирургии Академии медицинских наук Украины и Харьковского медицинского университета, исследовала проблему быстрого роста клеток при постоянных  нагрузках. Результатом работы стало открытие эффекта, объясняющего рост клеток при воздействии постоянных силовых нагрузок, который они назвали явлением пьезобиосинтеза.

По данным пресс-службы, открытие устанавливает существование ранее неизвестного явления синтеза химического вещества АТФ в клетках под воздействием слабых электрических потенциалов, обусловленных пьезоэлектрическим эффектом жидкокристаллических структур клеточных мембран, механически деформированных внешними воздействиями. Поскольку АТФ – источник энергии для клеток биологический ткани, способствующий их движению, делению, росту, то эффект пьезобиосинтеза объясняет явление роста клеток при воздействии постоянных силовых нагрузок.

Открытый эффект пьезобиосинтеза по-разному проявляется у здоровых и больных клеток, что позволяет на порядок повысить чувствительность методов ранней диагностики онкологических заболеваний. Для этого достаточно измерить пьезобиопотенциал клеток при воздействии механических нагрузок (например, поместив образец крови в центрифугу). Пьезобиопотенциал клеток клеточных мембран при наличии онкозаболеваний превышает норму в 10 раз. Взяв образец крови, можно в лабораторных условиях измерить пьезобиопотенциал клеток и выявить развитие онкологических заболеваний на самых ранних стадиях.

Щапов занимался планированием и осуществлением измерительных экспериментов по исследованию пьезопотенциалов клеточных мембран при статических и динамических нагрузках. В качестве образцов для исследований были взяты клетки крови, печени, соединительной ткани. По результатам проведенных учеными исследований было получено более 15 патентов. В настоящее время ведется работа по созданию переносной информационно-измерительной установки для экспресс-диагностики онкозаболеваний на предельно ранней стадии их возникновения и развития. Открытие создает предпосылки для продолжения исследований энергетических свойств клеточных мембран.

По инициативе Российской академии естественных наук ученые были награждены дипломами за открытие в области биофизики "Явление пьезобиосинтеза в биологических тканях", а также памятными серебряными медалями академии "Автору научного открытия".