Посещаемость новостей зависит не только от читательского интереса, но и от десятков других факторов – благосклонности поисковиков, положения в агрегаторах, настроения алгоритмов выдачи Facebook, погодных условий, магнитных бурь, расположения планет  и т.д. Поэтому в этом году мы не стали делать традиционный рейтинг, который не отражает читательского интереса в полной мере, а сделали небольшой обзор, очертив основные направления читательских предпочтений.

"Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй".

И.Ильф, Е.Петров "Золотой теленок"

Этой цитатой классиков мы начали обзор, потому что именно эта цитата лучше всего характеризует вектор читательского интереса. В "большом мире" проходили выборы, общественные бурления в виде акций протеста и громких заявлений, что-то строилось, о чем-то спорилось, ломались копья и карьеры…

А в "маленьком мире" тем временем…

Первую группу самых читаемых новостей можно условно назвать – "необычности". Лидером заходов в 2019 году стала новость о флеш-мобе В центре Харькова лежали "мертвые люди" (307 тыс. просмотров!). "Мертвые люди" были закавычены в заголовке, что, с одной стороны, явно говорило о том, что ничего драматичного не случилось, а с другой - похоже, только распалило читательский интерес. Сюда же можно отнести Танец учителей лицея под Харьковом взорвал сеть (87 тыс.), На полу харьковского супермаркета обнаружили полуголую женщину (56 тыс), В харьковском трамвае подрались бабушки (44 тыс), В Харьковской области возможно упал метеорит (37 тыс.) и так далее.

Вообще, подобных новостей среди лидеров рейтинга - примерно треть. Все, что хоть как-то выходит за рамки обыденности, всегда вызывает сокрушительный интерес и периодически поднимает наш скромный ресурс до уровня всеукраинских информационных гигантов в рейтингах посещаемости.  Этот тренд настолько очевиден, что, в общем-то, не самые значимые новости, в заголовках которых есть слово "необычный", собирают огромное количество просмотров. Нет, нет, мы не занимаемся кликбейтом и не пытаемся искусственно вызвать читательский интерес, манипулируя заголовками, но иногда этого не избежать. Например, у нас есть целая группа новостей, которую в редакции называют "Необычная свадьба". Это пресс-релизы от учреждений исполнения наказаний, которые информируют об изменении семейного положения заключенных. Казалось бы, новости не самой большой общественной значимости, но, тем не менее, В Харькове - необычная свадьба – 64 тысячи просмотров!

Вторая группа новостей – "продуктовые". Харьковчане, похоже, с особым трепетом относятся к качеству потребляемых продуктов. В верхних строчках рейтинга посещаемости – В Харькове изымают из продажи куриное мясо (121 тыс.), В Харькове изымают из продажи растительное масло (100 тыс.), В Харькове изымают из продажи опасную муку (99 тыс.). При этом интересно, что курятина интересует читателей больше, чем мука, да и масло, на котором курятину можно поджарить, муку обогнало. Впрочем, мы не знаем, как читатели реагировали бы на информацию об изъятии других продуктов. Может быть, красная икра посрамила бы курятину, а оливковое масло опередило подсолнечное. Подождем свежих данных из Госпродпотребслужбы, которая радует нас столь рейтинговыми новостями.

Третья группа новостей, стабильно вызывающая интерес, – "транспортные" и, прежде всего, подгруппа "Новости из метрополитена". Например, драка граждан ну никак не может считаться значимым событием, но если драка произошла в метро, да еще есть ее видео – эффект потрясающий: В харьковском метро произошла драка (видео) – 116 тыс. просмотров. Сюда же можно отнести новости В харьковском метро - новый вид попрошайничества (62 тыс.), В харьковском метро введено новшество (61 тыс.), В Харькове закрыты две станции метро (38 тыс.). Но обратите внимание, насколько все это отстает от драки. Потому что драка в метро - это необычно, а если с видео – еще и увлекательно. Вообще, как-то в редакции мы задумались над тем, как выглядела бы идеальная с точки зрения посещаемости новость, и решили, что заголовок у нее должен быть такой - "В метро подрались голые женщины. Видео".

Другие транспортные новости - В Харькове могут отменить пригородные электрички (59 тыс.), В трамваях и троллейбусах запретят оплачивать проезд наличными (58 тыс.), Харьков останется без маршруток (38 тыс.) -  говорят о том, что наши читатели интересуются перемещением в пространстве, причем перемещением на общественном транспорте. Потому что информация, касающаяся автолюбителей, например – о перекрытии улиц или новых светофорах, - хоть и пользуется стабильным спросом, но до новостей про метро, маршрутки и трамваи не дотягивает.

Четвертая группа новостей, которая пользовалась во все века и везде успехом, – трэш. Конечно, наш сайт не исключение, и новости про катастрофы, аварии и преступления всегда занимают достойное место в рейтингах. Например, совсем свежая новость В Харькове мужчина захватил заложницу. Ранен полицейский набрала за пару дней 75 тыс. просмотров. Сюда же можно отнести ДТП на трассе Киев-Харьков: погибла известная харьковская балерина (53 тыс.) или Под Харьковом отец выбросил из окна маленького сына (52 тыс.). При этом наметилась любопытная тенденция – такие новости стали читать ощутимо меньше. По крайней мере, на нашем сайте. Еще несколько лет назад трэш безраздельно царствовал в рейтингах посещаемости, теперь же его с легкостью обходят "необычности" и даже "транспортные" новости. Возможно, читатели устали от постоянного негатива, причем настолько, что стали охотнее читать новости позитивные.

Это пятая группа новостей, которую условно можно назвать – "позитив". Это новости из совершенно разных сфер деятельности, их объединяет одно – они о хорошем. Например, новость Под Харьковом построят крупный завод набрала пусть и не рекордные, но вполне достойные 50 тыс просмотров. Сюда же можно отнести На заводе Малышева резко повысили зарплату (44 тыс.) или Под Харьковом открыта необычная вакансия на крупную зарплату (37 тыс.). Да, таких новостей в рейтинге посещаемости пока не много, но тенденция наметилась, и она не может не радовать.

Еще одна группа рейтингового контента – лонгриды. В процентном отношении к новостям их количество на сайте примерно один к ста, в рейтинге же - это примерно каждый десятый материал. Общемировой тренд, при котором люди хотят не просто узнать факт, а почитать или посмотреть подробности о нем, докатился и до наших читателей. Объяснительная, или так называемая "медленная" журналистика уверенно отвоевывает позиции у традиционного телеграфного стиля подачи новостей. Например, материал Домашние животные в Европе и Украине собрал 80 тыс. просмотров, Открытый для мира. "Турбоатом" в информационном пространстве - 40 тыс.

Особняком в этой категории стоят партнерские материалы, прежде всего - от главного партнера нашего сайта – "Мегабанка": Нужна ли аграриям финансовая помощь? Специалисты "Мегабанка" об украинском агробизнесе (135 тыс.), Инвестиции в клиентов (58 тыс.), 29 цифр "Мегабанка" (48 тыс.), Единый расчетный центр "Мегабанка". История, современность и перспективы уникального проекта (43 тыс.). Конечно, определяющим фактором в таком читательском интересе является роль "Мегабанка" в жизни региона, но все же тенденция очевидна: большие и красиво оформленные тексты читают очень охотно.

Тут мы хотим напрямую обратиться к рекламодателям – друзья, лонгриды работают в разы лучше обычных новостей, а мы любим и умеем их делать. Приведенные выше ссылки - тому пример. Поэтому если вы хотите рассказать о своем бизнесе и продукте красиво, доходчиво и охватить максимальную аудиторию – свяжитесь с нами. Мы найдем формы подачи вашего контента, отличные от шершавого языка пресс-релизов.

Ну и последнее. Конечно, нельзя сказать, что наших читателей совсем не интересуют новости, касающиеся событий "большого мира". Новость о президентских выборах Как проголосовал Харьков: результаты обработки 90% протоколов набрала 63 тыс. просмотров, а справочный лонгрид Кто идет в депутаты? – 33 тысячи. Попали в рейтинг и отголоски общегосударственных бурлений , вроде новости Активисты хотят переименовать крупный город под Харьковом (49 тыс.), но в целом в сотне самых посещаемых новостей политики настолько мало, что мы выделили их в отдельную, седьмую, категорию только для того, чтобы подчеркнуть, что ничто великое харьковчанам не чуждо, и сказать, что город совсем не интересуется политикой, - было бы не верно.

Вот таким он был, 2019-й год, с точки зрения читательских предпочтений – годом интереса к необычному, годом переключения внимания на позитивные новости и длинные тексты и годом усталости от политики.

Оставайтесь с нами.

Директор ИА Status Quo Денис Азаров