Иногда, когда меня чьи-то уста спрашивают "что можно, а что нельзя в Великий пост?", я слышу, как сердце этого человека, на самом деле, любопытствует: "Что надо сделать, чтобы мне этот пост засчитался и Бог поставил галочку "выполнено" в нормо-контроле моей зачетки личной праведности?"
Как часто мы похожи на тех иудеев, для которых главное – это суметь соблюсти 613 предписаний Торы, из которых 248 (число костей и органов в теле человека) обязывающих, а 365 (количество дней в году) запрещающих. И не меньше мы похожи на них, когда пытаемся все это как-то "правильно" и по закону "обойти" – всякие котлеты из сои, постный шоколад и постные лакомства придумывать.
Особенно это комично у людей зажиточных. Изначально пост возник, в том числе, и из побуждений благотворительности. Мясо всегда стоило дорого. Экономя на нем, христианская семья могла собрать средства для помощи людям нуждающимся. А сегодня богатые люди могут так "строго поститься" на деликатесах и дорогостоящих постных продуктах, что тратят на один обед такие средства, на которые могла бы кормиться целый месяц бедная многодетная семья.
Но я начну свой разговор о Великом Посте с главного. Т.е. не с того, что «можно» или "нельзя", а с того, что "нужно".
В пост мы часто говорим о "покаянии", о "весеннем духовном обновлении" и т.п. Но что это "покаяние" означает? Из своего уже более чем двадцатилетнего опыта служения в Церкви я вижу, что многие прихожане понимают покаяние как подробный отчет о проделанной греховной работе.
Часто человек считает, что покаяние – это некая бухгалтерия проделанной греховной работы. По его мысли, если он, придя на исповедь, сдаст батюшке аккуратно заархивированные грехи, то Бог взмахом священнической разрешительной молитвы сможет их утилизировать. Потом он с чистой душой идет жить дальше и продолжает педантично вести протокол новых греховных дел, которые собирает для нового утилизационного проекта. В понимании таких прихожан самое страшное – что-то пропустить в протоколе, а Великий Пост – это такая себе генеральная ревизия греховного производства души.
Я боюсь, что такая иллюзия покаяния называется "прелестью", т.е. духовным самообольщением. Само слово "покаяние" (греч. Μετάνοια) означает "перемена ума", "перемена мысли", "переосмысление". В нем заложен иной принцип. Представим, что GPS- навигатор нашей души привык ехать по одной и той же дороге: мимо рынка, банка, гламурных магазинов, лавочек болтовни и осуждения и т.д. Но вдруг приходит понимание, что маршрут проложен неправильно, что он ведет в болото, что в конце его –очень гадкое, темное и ужасное место. Водитель срочно перепрограммирует маршрут. Он дает другие промежуточные точки. Теперь там заложены иные ценностные ориентиры. Духовные упражнения, молитва, доброделание, внимание к себе. Но, казалось бы, чего проще – решил и езжай, но не тут-то было.
Из дисплея навигатора начинает высовываться противная рогатая морда и возмущаться: "Ты че, совсем ошалел, а ну давай езжай по старому маршруту". И машину начинает водить и бросать по дороге. Если водитель не уступает и продолжает бороться за то, чтобы следовать по новому пути, то это называется "духовной бранью", а сам процесс следования новому маршруту и его удержание называется "покаянием". И дело ведь не в том, сколько ты грехов исповедал, а в том, что пора перестать грешить.
В этом процессе происходит глобальная переоценка жизненных ценностей, устремлений, желаний и т.д. Мы учимся жить не так «как все», а как «Богу угодно», как «для души спасительно». Тут человек обязательно столкнется с непониманием окружающих, может быть, даже с осуждением или презрением. Будет борьба старых греховных привычек с новыми, еще не укоренившимися благочестивыми желаниями и стремлениями.
В чем же специфика Великого Поста во всем этом? Разве не так мы должны жить все время, спросите вы? Да, это правда, но специфика Великого Поста в том, что это период духовного техосмотра. «Горе имеем сердца» становится содержанием каждого мгновения жизни. На какой максимум мы способны в области духовного делания, какую скорость можем набрать?
Если вы в Прощеное Воскресенье подняли свои глаза в Горний мир, то попробуйте не опускать их хотя бы до Антипасхи. Попытайтесь прожить это время так, чтобы в вашей душе отражалось только Небо и ничего другого. Только вы и Бог.
Я специально не касался в этой статье вопроса кулинарии. У меня сложилось впечатление, что Великий Пост для некоторых «спецов» в области Православия только из того и состоит, чтобы вникнуть и понять, а есть ли в этой булке хоть какая-то молекула молока, а не затаился ли белок животного происхождения вот в этом салате? Главный вопрос не в том, что вы положите в рот, а в том, что вы положите в сердце, ум и волю. Кулинарный постный календарь вы прочтете на любом сайте православных диетологов.
Я лишь хочу предложить один древний рецепт, написанный еще в четвертом веке одним из глубоких знатоков духовной кулинарии: "Возлюби Бога и делай, что хочешь".
Протоиерей Игорь Рябко