"Харьковский метрополитен стал заложником политической ситуации", - заявил 22 ноября журналистам харьковский городской голова Михаил Добкин, комментируя темпы и сроки строительства новых станций харьковского метро.
 
Мэр отметил, что на одной из последних встреч с первым вице-премьером Николаем Азаровым была достигнута договоренность о перераспределении финансирования строительства метро. Денежные средства, запланированные на ноябрь и декабрь, планировалось перераспределить на сентябрь-октябрь, чтобы успеть выполнить необходимые работы до наступления холодов. Эта договоренность, по словам М.Добкина, выполнена. Также обсуждался вопрос о возможном дополнительном финансировании. Как отметил мэр, на него можно рассчитывать только после внесения Верховной Радой (ВР) изменений в государственный бюджет 2008 г. по итогам 9 месяцев, но ВР еще не начала работать, и бюджет пока не пересматривался.

"Государство, развивая все регионы, должно расставлять приоритеты так, чтобы в первую очередь финансировались те объекты, которые в ближайшее время будут готовы к сдаче", - подчеркнул М.Добкин. По его словам, Харьков был единственным городом Украины, где в 2007-2008 гг. планировалось открыть станцию метро. Ни Донецк, ни Днепропетровск, ни Киев не способны были сдать ни одну станцию в эти сроки, даже получив финансирование в полном объеме. "Я неоднократно ставил перед министерствами транспорта и финансов вопрос о том, чтобы Харькову дали большее финансирование. Проекты финансирования метро, к сожалению, распределились таким образом, что по Харькову, Донецку и Днепропетровску средства постарались распределить равными долями. При формировании бюджета-2008 мы будем настаивать на том, чтобы Харьков в полном объеме получил финансирование из общего фонда", - заявил М.Добкин. Справка "SQ". Начальник дирекции строящегося метрополитена ГП "Харьковский метрополитен" Анатолий Кравчук на одном из заседаний комиссий горсовета сообщил, что темпы строительства метро в Харькове отстают от плана развития метро в Украине на 10 лет. Еще в 1997 г. планировалось сдать в эксплуатацию Алексеевскую линию метро и начать строительство метро в сторону аэропорта. Но работы были приостановлены на несколько лет, и только в 2007 г. активизировались. Так, с начала года на строительство станций харьковского метро было запланировано выделение 75 млн.грн. из госбюджета и 13 млн.грн. - из городского. По состоянию на 13 ноября из госбюджета выделено только 50 млн.грн., и надежды на то, что до конца 2007 г. выделят остальные 25 млн.грн., мало, отметил А.Кравчук. Полностью израсходованы средства, выделяемые горбюджетом.

Принятие областных программ строительства метрополитена предусмотрено государственной программой. По словам А.Кравчука, в рамках областной программы, которую планируется принять на сессии облсовета, планируется ввести в эксплуатацию 6 новых станций: 2 - в направлении Алексеевки и 4 - по дороге к аэропорту. Кроме того, в планах Харьковского метрополитена - развитие веток метро в направлении Салтовки, затем - на Рогань, Залютино. Программой предусмотрено финансирование строительства метро в размере 2,6 млрд.грн., из которых 1,9 млрд.грн. - средства из государственного бюджета, 700 млн.грн. - харьковского областного и городского бюджетов.

Харьковский метрополитен действует с 23 августа 1975 г. и включает 3 линии (28 станций). Протяженность Холодногорско-заводской линии - 17,3 км, Салтовской - 10,4 км, Алексеевской - 8 км. Строительство Алексеевской линии было начато в 1984 г. Первые ее 5 станций были введены в эксплуатацию в 1995 г., еще 2 - в 2004 г. Согласно проекту, длина линии должна составить 15,6 км, на ней будет расположено 11 станций.