- Господин Журавски, последний год в Харькове ходили слухи, что в городе должен появиться новый генеральный консул Польши. Значит, эти слухи были небезосновательными?
- Я работаю в Генеральном консульстве Польши в Харькове уже 5 лет, а согласно польскому законодательству, срок полномочий польского консула составляет 4 года. То есть я должен был покинуть Харьков еще год назад, но мне продлили срок, потому что этого года мне просто не хватало до пенсии. Если ничего не поменяется, то 19 августа я уеду из Харькова. Я уже и не хочу дальше работать - надо молодежь привлекать. В Польше 3 млн. безработных. Если я буду работать дальше, то кто-то не получит работы. Зачем? Мне есть за что жить: у меня государственная пенсия.

- Уже известно, кто станет Вашим приемником?
- Я знаю его, но назвать не могу, так как это неофициальная информация. Могу сказать, что это мой коллега, работник МИДа, опытный дипломат, моложе меня где-то на 20 лет.

- Что Вы планируете до отъезда сделать в консульстве, в частности, в связи с введением с 1 июля визового режима?
- Да, с 1 июля этого года граждане Украины без виз уже не смогут въехать в Польшу. Для граждан Украины, как вы знаете, визы будут бесплатными, а для граждан Польши, въезжающих в Украину, будет действовать безвизовый режим. Украинцев в Польшу въезжает гораздо больше, чем поляков в Украину. В минувшем году Польшу посетили 6,5 млн. украинцев. С 1 июня этого года, в связи с открытием визового отдела, мы увеличиваем штат сотрудников на 13 чел. Приедет консул, который будет руководить визовым отделом, и, если будет вовремя подписан соответствующий польско-украинский договор и выданы инструкции, то уже с 10 июня консульство будет готово к производству и выдаче виз: для этого будет помещение, оборудование и команда. В связи с введением визового режима, Польша также в ближайшее время открывает в Украине два новых консульства - в Одессе и Луцке. Таким образом, в Украине будут 5 польских консульств (сейчас работают консульства в Киеве, Львове и Харькове). Харьковское консульство обслуживает сейчас 8 областей (Сумскую, Харьковскую, Днепропетровскую, Запорожскую, Луганскую, Донецкую, Полтавскую и Херсонскую) и Автономную республику Крым, а после открытия консульства в Одессе мы передадим ему Херсонскую область и Крым.

- Какие услуги предоставляет консульство?
- Консул защищает права граждан своей страны в своем консульском округе. Мы оформляем им документы для выхода на пенсию и т.п. Также мы помогаем польским бизнесменам в легализации польских документов, которые нужны им в Украине, и украинских, которые будут использованы в Польше. Огромная часть нашей работы состоит в сотрудничестве с гражданами Украины польского происхождения. Мы помогаем им изучать польский язык, культуру. В нашем консульском округе 24 польских общины. Их активистов мы посылаем на различные курсы в Польшу, чтобы они могли там изучить язык, традиции, культуру и затем быть здесь учителями. Мы в большой степени помогаем этим организациям финансово, потому что Украина абсолютно не выполняет свои обязанности в отношении национальных меньшинств. Несмотря на подписание Украиной Европейской конвенции о национальных меньшинствах, польские общины в Украине практически не получают никакой помощи. В то же время в Польше проживает огромная украинская диаспора, на поддержку которой из государственного бюджета ежегодно выделяется около 600 тыс. долл. У них есть свои помещения, газеты, радиопередачи. У них есть все, что обязана делать для них Польша, согласно своим законам и Европейской конвенции. То есть мы поддерживаем и украинскую диаспору в Польше, и польскую в Украине.

- Насколько, на Ваш взгляд, развито экономическое сотрудничество между Польшей и Украиной?
- Могу сказать, что мы в небольшой части используем возможности сотрудничества. Одна из причин - отсутствие и у Польши, и у Украины собственного капитала. Мы уже несколько лет предлагаем Украине создавать совместные предприятия. Согласно европейскому законодательству, если директор фирмы находится в Польше, а его фирма - в Украине, то производимые им товары будут считаться европейскими, что даст им возможность свободно попадать на европейский рынок. Украина практически не использует этой возможности. После 5 лет работы в Украине у меня сложилось впечатление, что у украинцев пассивный подход к деловому сотрудничеству: хотите нам помогать - пожалуйста, помогайте, но не ожидайте с нашей стороны слишком большой активности.
В Харькове работает несколько небольших польских фирм, и все они жалуются на коррупцию и бюрократию, особенно на налоговую инспекцию: предприниматель еще не начал ничего выпускать, а к нему уже приходит комиссия. К тому же в Украине часто меняется таможенное законодательство. В Харьковской области одна из самых бюрократических таможен в Украине. Когда к нам в консульство однажды прислали груз, мы его растамаживали неделю. В Киеве эта процедура занимает 2 часа. Поэтому многие поляки предпочитают сотрудничать с Киевом, а не с Харьковом.
Я уже не говорю о бандитизме, мафии и о том, что у вас называется "крыша". Бывали такие случаи, когда из Украины просто вывозили польских бизнесменов. Я не говорю, что в Польше лучше. У нас тоже афера за аферой. Это результат переходного периода. Появляются новые виды преступности. И наши, и ваши правоохранители еще не имеют опыта борьбы с ними. Впрочем, правоохранители тоже коррумпированы. В Харькове, в частности, ненавидят ГАИ, которая вместо того, чтобы помогать водителю, только мешает движению. Часто можно наблюдать картину, как упитанный сотрудник ГАИ, останавливая машину посреди дороги, подходит к ней со стороны водителя и, таким образом, сам представляет угрозу безопасности на дороге. Я однажды выезжал из консульства со своей супругой, доехал до перекрестка улиц Иванова и Сумской (там всегда стоит "Волга" ГАИ) и вижу, останавливают перед светофором по Сумской "Ладу". Водитель быстро открывает окно, протягивает гаишнику 10 или 20 грн., и не успел еще свет на светофоре поменяться, как "Лада" уже поехала дальше. Все это видели, но им не стыдно. Это то, что вас отделяет от минимального европейского стандарта. В Польше, например, министр внутренних дел предложил, чтобы форма сотрудников ГАИ была без карманов. Но это предложение не было применено, поскольку его осудила общественность: отношения водителей и сотрудников ГАИ должны быть основаны на доверии, иначе надо зашивать карманы всем государственным чиновникам.

- Есть ли у Вас в Харькове любимое место?
- Я люблю с супругой после работы бывать на польском кладбище в Лесопарке. Туда уже два года как вернулись птицы, раньше их там не было. Там тихо, спокойно. Но очень любимого места у меня в Харькове нет. Я живу в Украине уже пять лет и знаю все ее крупные города. С сожалением могу сказать, что другого города, в таком плохом состоянии, как Харьков, в Украине нет. Освещение улиц, дороги оставляют желать лучшего. Однажды на шоссе под Варшавой я попал в яму и развалил два колеса. Я написал письмо в администрацию, которая отвечает за дороги, с требованием возместить ущерб. Мне отказали, и я подал в суд. В результате они заплатили мне в два раза больше, чем я требовал. В Украине тоже по закону кто-то должен отвечать за аварии на дорогах, но я не слышал, чтобы кто-то отвечал. Город не имеет хорошего хозяина. Несмотря на то, что Харьков второй по численности населения город в Украине, вторая столица, нет впечатления, что мы живем в большом городе: центр города небольшой, с невысокими разрушающимися зданиями (их реконструкцией занимаются только арендующие их фирмы).

- Расскажите, как Вы стали дипломатом?
- Я окончил два факультета Варшавского университета: в 1962 г. - факультет истории, а в 1967 г. - факультет права. После окончания университета я 25 лет стремился к работе дипломата. Но так как я был человек с улицы, беспартийный, мне все время отказывали. Долгое время я работал юристом в Центральном союзе молочной промышленности Польши. В 1980 г. я решил организовать Свободный профсоюз работников молочной промышленности и был его председателем до военного положения. Затем 8 лет сидел в подполье, и, поскольку меня уже не хотели брать на юридическую работу, 6 лет работал водителем багажного такси. Даже на собеседование в МИД я приехал на своем "Жуке". В 1989 г. я участвовал в организации предвыборной кампании Гражданского комитета Леха Валенсы. У нас была одна цель - развалить в Польше коммунизм и сделать из Польши демократическое государство. На проведение предвыборной компании у нас было всего три недели, но Комитет выиграл все оставшиеся 33% мест в сейме (66% мест предназначались для Польской объединенной рабочей партии) и почти 100% мест в сенате. Нам не досталось в сенате только 1 место, и то его занял не коммунист, а крупный бизнесмен, попросту купивший электорат. После победы Гражданского комитета на первых демократических выборах в Польше и изменения политической ситуации в стране я снова попытался устроиться на работу в МИД. Я просто позвонил министру иностранных дел и сказал, что хочу работать в МИДе. Он узнал, что у меня два престижных высших образования, что я владею английским, русским и французским языками, и пригласил меня на собеседование. Вскоре меня послали на дипломатическую работу в Москву, затем в Калининград и, наконец, в Харьков.

- Вы довольны своей дипломатической карьерой?
- Очень доволен. Мне всегда нравилось работать с людьми. Это как работа водителем такси: каждый день новые клиенты. Дипломатия также в какой-то степени похожа на мою работу в профсоюзе. И тут, и там помогаешь человеку. Я очень часто ездил в командировки, объездил всю Украину. Я был воспитан на романах Сенкевича, большая часть которых посвящена Украине. Ездя по Украине, я узнаю города его романов: Белая Церковь, Желтые Воды.

- Вы любите читать? Чем еще Вы увлекаетесь?
- У меня вся семья (жена и двое дочерей) любит читать. Каждый раз, когда я еду в Польшу, я покупаю в Харькове для своей старшей дочери не менее 10 книг на русском языке. Также с детства я увлекаюсь лыжным спортом. Каждый год езжу в горы. Когда я работал в Москве, то катался на Кавказе. Сейчас катаюсь в Западной Европе: в Австрии, Италии, Франции. В Польше я катался всю жизнь, но там нет хороших подъемников, приходится полтора часа стоять в очереди. В Польше горы просто для того, чтобы были, а не для человека. В результате 70% лыжников в Австрии - это поляки. Сколько денег поляки там тратят! А могли бы тратить их дома.

- Как Вы оцениваете перспективы вступления Польши и Украины в ЕС?
- ЕС планирует принять в свой состав Польшу 1 мая 2004 г. 7 и 8 июня этого года в Польше состоится референдум по вопросу вступления в ЕС. Впервые в истории Польши референдуму отводится 2 дня. Более 60% поляков намерены принять участие в этом референдуме. Из них, согласно опросам, более 80,2% хотят видеть Польшу в евросоюзе. Я уверен, что результаты референдума будут позитивными, несмотря на то, что в Польше существует мощная антиевропейская коалиция. В первую очередь - это фермеры (около 30% населения Польши живет в сельской местности). Они боятся конкуренции со стороны стан ЕС, где развито сельское хозяйство. Недавно Папа Римский высказался за европейский выбор Польши, и это очень ослабило оппозицию, потому что польские католики бояться потерять уважение Папы.
Я считаю, Европа - единственный выбор как для Польши, так и для Украины. Украина - богатая страна, главное ее богатство - земля. Но в Украине мало ресурсов: электроэнергии, нефти, газа. Если вы не вступите в ЕС, то снова попадете в руки России. В Украину уже входит российский капитал: россияне покупают ваши заводы, фабрики. Польша быстрее вступит в ЕС, поскольку она быстрее Украины прошла период экономического кризиса. К тому же желание украинских политиков присоединиться к Европе в значительной степени является декларативным. При хорошей работе Украина вступит в ЕС не раньше, чем через 10 лет. В Украине должно родиться новое поколение учителей и уже представители следующего за ним поколения будут настоящими европейцами.