. Photo- Владимир Всеволодович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания конкурса юных пианистов и как проходил первый конкурс? - Идея создания конкурса возникла у сотрудников школы (Харьковской средней специальной музыкальной школы-интерната - "SQ"). Валерий Николаевич Алтухов (директор школы - "SQ") и педагоги школы позвонили мне и предложили организовать такой конкурс. Сначала я сказал, что еще жив, давайте подождем, но потом мы решили, что это будет всесоюзный конкурс не имени, а просто Владимира Крайнева. Это было в 1991 г. В октябре я приехал в Харьков. За два дня мы подготовили всю программу, определили возрастную категорию участников, продумали состав жюри. И в декабре, когда Советский Союз разрушился, конкурс, естественно, стал международным. К тому же для участия в конкурсе подали заявки пианисты из Финляндии, Германии, а также из государств бывшего СССР - Литвы, Латвии, Эстонии. Для участников первого конкурса мы не делали никаких ограничений, потому что не знали, будет ли к конкурсу проявлен интерес. Интерес был невероятный. В первый год в конкурсе участвовали 108 или 110 пианистов. В Харьков приехали пианисты даже из Армении, Грузии и Азербайджана, несмотря на то, что начиналась война в Карабахе и им было очень трудно добираться в Харьков. Например, был случай, когда отец с ребенком двое суток шли пешком. Было много историй. - Как сложилась творческая судьба лауреатов первых конкурсов? - Леночка (Лиена - "SQ") Цирцень - девочка из Риги, которая нас всех потрясла и получила гран-при на первом конкурсе, сначала гастролировала, а позже вышла замуж, родила ребенка, и, в общем, у нее сложилась больше женская судьба, чем исполнительская. Кстати, гран-при мы учредили прямо во время конкурса. На 1-ю, 2-ю и 3-ю премии - деньги были собраны музыкантами. Организацией конкурса занимались и Харьков, и Министерство культуры Украины, но все-таки не настолько. Было очень много премий от моих друзей - Лисицианы, Башмет, Спиваков, дирижер Александр Дмитриев, всех не вспомню. Владимир Спиваков, кстати, пропустил только один конкурс, и был разгневан из-за того, что мы забыли ему напомнить. Он на каждый конкурс присылает премию - это специальная премия Спивакова, которую мы и назначаем. Гран-при получил также Яромир Боженко - львовский школьник, который очень проявил себя и сейчас учится в Германии. Яромир - лауреат нескольких международных конкурсов, сейчас гастролирует. Аня Кравченко, получившая на конкурсе вторую премию, буквально через полгода получила первую премию в Больцано - это знаменитый международный конкурс пианистов им.Ф.Бузони. У нее шикарнейшая судьба. На третьем конкурсе Денис Прощаев (юный пианист из Киева, ему сейчас 24 или 25 лет) получил третью премию. После этого он победил в одном из самых престижнейших конкурсов - в Международном музыкальном конкурсе ARD в Мюнхене. С этого конкурса, кстати, началась карьера Натальи Гутман, Юрия Башмета и Джесси Норман. Мы ожидаем от наших победителей большого будущего. Например, Игорь Четуев, который получил гран-при на втором конкурсе, буквально через четыре года стал самым юным победителем международного конкурса пианистов им. А.Рубинштейна в Тель-Авиве и получил премию в Липце. Карьера у Игоря сложилась. В 1996 г. получил гран-при 12-летний Сашенька Романовский. В 16 лет он завоевал первую премию в Больцано и уже гастролирует по всему миру. Иллюша Рошковский, который получил у нас гран-при в 1998 г., завоевал гран-при на международном конкурсе Маргариты Лонг в Париже. Так что, в принципе многие из наших лауреатов известны, они играют во всем мире и, слава Богу, чтобы и в дальнейшем так было. - Многие конкурсанты играют очень сложные произведения, которые требуют не только технического исполнения, но и понимания характера произведения, что для ребенка зачастую весьма сложно. Как они справляются с такой задачей? - Например, сегодня мы слушали девочку, которая исполняла невероятно сложные этюды. Если технически она хоть как-то выигрывала, то музыкально - никак, совершенно ничего не понимает. Бывает такое. Вот Иллюша Рошковский играет невероятно сложную программу, но он играет гениально. - Чем нынешний конкурс Крайнева отличается от предыдущих? - Отличие только в требовании исполнения обязательного произведения и в том, что в конкурсе приняло участие меньше музыкантов - 41 человек. Наверное, уровень прошлых конкурсов многих испугал, обычно у нас участвует около 60 конкурсантов. Ну и слава Богу! Откровенно говоря, так легче воспринимается прослушивание. Никто не пропустится просто так. Если два дня жюри прослушивает по 40 человек, то, конечно, в конце дня сложно воспринимать. - Что бы Вы хотели изменить в конкурсе? - Мы что-то меняли, искали различные варианты, но уже к 4-му конкурсу пришли к оптимальному варианту, когда пианисты могут показать себя во всей красе. С одной стороны, у них есть еще и свободная программа, с другой, - они ограничены рамками, в которых должны показать все свои возможности в разных стилях и направлениях - виртуозность, музыкальность... - Сколько произведений готовят конкурсанты? - Они играют классические произведения, два виртуозных этюда, обязательное произведение, произведение своей страны, романтическое произведение, произведение 20-го века, а также концерты. - Как работает благотворительный фонд юных пианистов? В чем его основная задача? - Наша задача, с одной стороны, - это организация гастролей, концертов, мы проводим мастер-классы, на которые приглашаются и лауреаты и молодые пианисты. Мастер-классы провожу я и ведущие педагоги Москвы (они соучредители московского фонда). Украинское отделение фонда находится в Харькове. Может быть, мы откроем отделение и в Киеве, но я думаю, что вполне достаточно и отделения в Харькове, поскольку здесь проводится конкурс. С другой стороны, фонд выплачивает стипендии, материальную помощь юным пианистам из малоимущих семей. - Участие в конкурсе платное? - Участие платное, но это символическая сумма. - Многие дети, даже талантливые, в первые годы не хотят заниматься. Что Вы посоветуете родителям - заставлять играть или нет? - Заставлять, но, конечно, не ремнем и не привязыванием к стулу, а какими-то другими методами. Самое главное - заинтересовать ребенка. Детей интересует улица, футбол, девочек - классики, а сейчас появились компьютеры. Есть уникальные дети, которых не надо заставлять играть, но такие встречаются редко. - А Вас заставляли заниматься? - Со мной занималась мама, она была на всех уроках и два раза в день сидела со мной и заставляла меня играть. - Она тоже музыкант? - Нет, она детский врач и никакого отношения к музыке не имеет. Она просто слушала, что мне говорили на уроках, и если дома я делал ошибки, то объясняла их. - А кто был Вашим первым учителем? - Мария Итигина. Она была тогда ведущим педагогом в Харькове. В Харьковской специальной музыкальной школе я проучился 8 классов, а потом переехал в Москву, где уже и закончил школу. - Музыку каких композиторов Вы любите? - Я люблю хорошую музыку. Произведения композиторов, которые я играю, - самые близкие произведения, а иначе и не стоит выносить на сцену. В принципе, я всеяден, но есть два композитора, которые были со мной всю жизнь, - это Шопен и Прокофьев. - Как Вы относитесь к современной эстрадной музыке? - Никак. Ее просто нет. Безусловно, были выдающиеся эстрадные композиторы, например, Дунаевский, Раймонд Паулс, которые оставили настоящую эстрадную музыку. Я телевизионный маньяк, у меня всегда включен телевизор. Однажды я случайно попал на лучшую десятку России. Это катастрофа, просто музыкальное убожество. Я раньше обожал нашу эстраду. Я играл все произведения Фрадкина. Когда мы с ним познакомились, я сыграл попури из его песен, он был изумлен. Как же так, первая премия, народный артист и играет Фрадкина! Могу сыграть хоть весь концерт. - Кем бы Вы стали, если бы не были музыкантом? - Понятия не имею. Может быть, спортсменом. Я подавал большие надежды в теннисе. Но в то время теннис не были таким, как сейчас. В 1958 г. я играл в Харькове, на кортах стадиона "Динамо", за сборную Украины на первенство СССР. - Расскажите, пожалуйста, о себе. Где Вы сейчас живете, какая у вас семья? - Я живу в Ганновере, там мои ученики. Но я очень много езжу, много времени провожу в Москве. У меня абонемент на 5 концертов в сезоне. В Киеве я ежегодно провожу октябрьский фестиваль, а также мои конкурсы, работаю в благотворительных фондах - Московском и Харьковском. Интересные концерты, которые должны быть обязательно. Мы хотим, чтобы наши лауреаты становились известными во всем мире. А семья у меня такая - мама (жива, слава Богу), которая приезжала в прошлом году в Харьков посмотреть конкурс, и жена - знаменитый тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова. У нее масса своих дел, так что мы встречаемся редко. Справка "SQ". КРАЙНЕВ Владимир Всеволодович родился в 1944 г. в г.Красноярске. В 1951 г. поступил в Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу. С 1959 г. до 1962 г. учился в центральной музыкальной школе при Московской консерватории у Анаиды Сумбатян. В 1962 г. поступил в Московскую консерваторию в класс Генриха Нейгауза. После его смерти (в 1964 г.) перешел в класс сына своего учителя - Станислава Нейгауза. У него закончил консерваторию и аспирантуру (в 1969 г.). В 1963 г. получил 2-ю премию на Международном конкурсе в г.Лидсе (Англия), в 1964 г. - первую премию в Лиссабоне (Португалия) на конкурсе им.Виана да Мота. Первый сольный концерт дал в Большом зале Московской консерватории в мае 1964 г. В 1970 г. стал одним из победителей на 4-м Международном конкурсе им.П.Чайковского (разделил первую премию с английским пианистом Джоном Лиллом). В.Крайнев - член жюри международных конкурсов пианистов в Лидсе, Лиссабоне, Токио, им. П.Чайковского в Москве, Ереване, Шанхае и Тайвани. Лауреат Государственной премии. Народный артист СССР. В 1992 г. В.Крайнев провел в Харькове 1-й Международный конкурс юных пианистов, а в 1994 г. создал Международный благотворительный фонд помощи юным пианистам. Международный конкурс юных пианистов В.Крайнева проводится с 1992 г. при участии Министерства культуры Украины, управлений культуры Харьковской облгосадминистрации и Харьковского горсовета, а также фонда "Возрождение". Конкурс проходит раз в два года на базе Харьковской средней специальной музыкальной школы-интерната в двух возрастных категориях - младшей (до 13 лет) и старшей (с 14 до 16 лет). Конкурс юных пианистов зарегистрирован в Международной ассоциации юношеских конкурсов. Лауреаты конкурсов выступали с сольными концертами и с оркестрами в различных городах Украины, России, стран Балтии, Германии, Франции. Юные пианисты принимают участие также в международном музыкальном фестивале в Кольмаре (Франция), в Брауншвайгском международном музыкальном фестивале, а также в фестивалях "Русская зима", "Московские звезды", "Петербургские сезоны", "Юные таланты России", им. П.Чайковского, в фестивале памяти Генриха Нейгауза.