На прошлой неделе главные события касались расследования деятельности городских властей. Харьковская оппозиция за это время скорее потеряла, чем приобрела.


Вряд ли эту неделю можно назвать "черной" для харьковских оппозиционеров, но несколько тревожных звонков, которые, возможно, определят политический климат на ближайшие месяцы, прозвучало.

Группа Верховной Рады по расследованию деятельности харьковской городской власти, которая прибыла в Харьков, похоже, имеет немного шансов на успешное выполнение своей миссии. Т.е. выводы рабочей группы, возможно, и будут удобными для адептов идеи перевыборов мэра, только вот убедительными они выглядеть не будут. Прежде всего, неубедительным было представление председателя Харьковской облгосадминистрации Арсена Авакова, направленное им в Верховную Раду. Казалось бы, это - базовый документ для дальнейшей процедуры перевыборов мэра и должен содержать железобетонные аргументы. Но после того как его текст секретарь Харьковского горсовета Геннадий Кернес озвучил на сессии горсовета, стало понятно, что представление содержит все те же обвинения, которые составляли основу оппозиционной риторики на протяжении последнего года. Ничего такого, чего нельзя было бы узнать из близких к губернатору СМИ, документ не содержит.

В вину городским властям вменяется, в частности, тот самый "мирный митинг" на ул.Клочковской. Это, безусловно, был крупнейший прокол нынешней власти за все время ее существования. Но причастность непосредственно харьковского городского головы Михаила Добкина к произошедшему не доказало ни следствие, ни суд. Таким образом, выдвинутые оппозицией обвинения формально ничем не подкреплены. Конечно, формальность доказательной базы здесь не меняет факта участия городских властей в постыдном инциденте с "белоперчаточниками", но документ, требующий отставки мэра города-миллионника, обязан содержать в себе фактаж, внятно отвечающий на вопросы, зачем нужны перевыборы мэра и горсовета. Стоит подчеркнуть - именно Добкина и горсовета, а не Кернеса.

Кстати, о Кернесе. Авторы представления как будто забыли, что Добкин и Кернес не являются сиамскими близнецами, и отставка Добкина не повлечет за собой автоматическую отставку Кернеса. Более того, далеко не факт, что переизбранный горсовет снова не изберет своим секретарем Кернеса. Представление "распыляет" ответственность между двумя чиновниками, вместо того чтобы сосредоточить внимание на двух вещах - на мэре города Харькова и "неправильности" горсовета. Конечно, Кернес для харьковской оппозиции - "враг №1", но его фигура в представлении губернатора всплыла некстати и отчасти нивелировала все аргументы. Ведь для любого непредвзятого читателя становится понятно, что для того чтобы убрать с поста секретаря горсовета одного человека, предлагается распустить весь горсовет. Да и мэр, получается, не устраивает еще и потому, что работает в паре с Кернесом. Но ведь представление было вовсе не об отставке Кернеса.

Ситуация с киосками ООО "Пресса-Харьков" вообще была упомянута в представлении зря. Наверняка, начиная кампанию против "Прессы-Харьков", городские власти имели в запасе ясные аргументы, свидетельствующие о незаконности установки этих малых архитектурных форм. Со стороны оппозиции на протяжении всего конфликта вокруг этого предприятия слышались только заявления о преследованиях по политическим мотивам. Но эти заявления к делу не пришьешь. А вот конкретные документы, свидетельствующие о правоте городских властей, любая комиссия наверняка увидит. Кстати, о фактаже: Высший хозяйственный суд Украины не удовлетворил кассационные жалобы ООО "Пресса-Харьков" на судебные решения, обязывающие ООО "Пресса-Харьков" освободить самовольно занятые земельные участки. Так что упоминать злополучные киоски было со стороны авторов представления большой ошибкой.

В представлении Авакова звучали обвинения еще и в том, что на 350 подставных и фиктивных фирм за время деятельности Добкина и Кернеса было выделено более 150 га земли в черте города. Цифры, конечно, впечатляют, но авторы представления почему-то не привели ни одного примера подобной подставной фирмы, не назвали ее руководителя, не показали связь этого руководителя с городскими властями. Кстати, цифра 350 тоже вызывает серьезные сомнения. Для подставных фирм, связанных только с двумя людьми - Добкиным и Кернесом, - явно многовато. Не слишком ли хлопотно содержать столько юридических лиц, оформленных на минимум такое же количество подставных людей? Но даже если предположить, что Кернес и Добкин одержимы регистрацией фирм, то без конкретных фактов аргумент про подставные фирмы не работает. Такая расплывчатость обвинений кажется странной, тем более, даже в прессе была опубликована информация (кстати, в судебном порядке не опровергнутая) о том, что городские власти организовали отлаженный механизм по выкачиванию денег за выделение земельных участков. Звучали даже суммы и сроки "решения вопросов". Но эта развернутая коррупционная схема почему-то в представлении описана не была.

Кроме этого, губернатор обвинил городские власти в нарушении порядка доступа к гостайне, отказе от выделения участка для строительства ряда культовых сооружений, запрете на освящение воды в Саржином яру для ряда конфессий, а также препятствовании проведению референдума об отзыве мэра. Желание "насильственно" (!) взыскать с Дзержинского райвоенкомата задолженность за жилищно-коммунальные услуги авторы документа расценили как попытку освободить занимаемое военкоматом помещение для его дальнейшей приватизации.

Итак, подводя итог, из документа можно смело вычеркнуть: "митинг" на Клочковской (за недоказанностью причастности к происходящему именно Михаила Добкина или горсовета в целом), ситуацию с киосками "Пресса-Харьков" (по причине правоты городских властей, доказанной судом), "подставные фирмы" (за отсутствием конкретных фактов), Дзержинский военкомат (по причине того, что предположение о том, что целью городских властей является приватизация, ничем не подкреплено).

Остается: нарушение порядка доступа к гостайне, отказ от выделения участка для культовых сооружений, запрет на освящение воды, препятствование проведению референдума об отзыве мэра.

Даже если допустить, что по всем оставшимся пунктам обвинений городские власти не правы на 100% (но наверняка по культовым сооружениям и освящению воды Добкин сможет представить свои аргументы), то этих обвинений для запуска механизма перевыборов мэра явно недостаточно.

Расплывчатость представления Арсена Авакова позволила Добкину заявить: "Если представление председателя Харьковской облгосадминистрации Арсена Авакова о необходимости внеочередных выборов городской власти Харькова - это единственное, что есть против нас, то грош цена такому губернатору". Вообще, Добкин и Кернес, прочтя представление губернатора, наверняка вздохнули с облегчением, ведь подобные аргументы оппозиции позволят теперь городским властям на полную катушку раскрутить такую любимую украинскими политиками тему "политических преследований".

Кстати, тему политических преследований Михаил Добкин, похоже, собрался раскручивать всерьез и надолго. Так, 23 января он подверг резкой критике предложенные президентом Украины поправки к закону о местном самоуправлении. Более того, Добкин заявил, что в феврале в Харькове пройдет круглый стол по вопросам местного самоуправления.

Вообще, следует ожидать, что Добкин начнет активную деятельность в большой политике, зарабатывая себе имидж борца с режимом. Этому благоприятствует и общеполитическая ситуация: Партия регионов в своей оппозиционности "накреативила" лишь блокирование трибуны Верховной Рады, а потому на фоне оппозиционного вакуума инициативы мэра Харькова будут, очевидно, "выталкивать" его во всеукраинскую публичность. Выгоды от такого положения для Добкина очевидны: возможные перевыборы мэра Харькова будут рассматриваться только в политической плоскости, и если харьковская оппозиция не произведет срочную "работу над ошибками", вся ситуация с возможными перевыборами, как это ни странно на первый взгляд, сыграет в пользу Добкина.

23 января Михаил Добкин начал нанесение еще одного удара, который может серьезно, если не фатально пошатнуть позиции "кандидата в мэры №1" Александра Фельдмана: начала работу комиссия горсовета по расследованию законности действий концерна "АВЭК и Ко" на территории торгового центра возле ст.метро "Академика Барабашова".

Теперь, когда отношения между городской властью и оппозицией накалены до предела, можно с уверенностью утверждать, что выводы комиссии для Фельдмана будут неутешительными. Более того, они могут иметь для него более серьезные последствия, чем очередной поток обвинений в нарушениях законодательства: бульдозеры, сравнивающие с землей торговые площадки рынка "Барабашово", могут стать для Фельдмана кошмарной реальностью.

24 января на канале ТРК "Украина" прошли теледебаты между Добкиным и депутатом от БЮТ Олегом Ляшко, который возглавляет комиссию по расследованию деятельности городских властей. Эта передача показала как слабость Олега Ляшко, который публично продемонстрировал свое незнание городских проблем, так и слабость аргументации харьковских оппозиционеров. Кроме того, Добкину удалось умело ввернуть свою позицию относительно законопроекта президента о внесении изменений в закон о местном самоуправлении, позиционировав тем самым себя как конструктивного противника "оранжевой" власти. Так что после этих дебатов городским властям можно смело записать в свою пользу несколько очков.

На прошлой неделе ситуация с метрополитеном совершенно неожиданно сыграла в пользу городских властей. Поездка Авакова к министру транспорта Иосифу Винскому и просьба губернатора сменить руководителя метрополитена на приближенного к Фельдману Броншпака не принесла никаких результатов, хотя отставка нынешнего начальника харьковского метрополитена Сергея Мусеева рассматривалась губернатором и харьковской оппозицией как свершившийся факт. А вот Добкин оказался более удачлив: на встрече Добкина и Винского было принято решение о передаче метрополитена в коммунальную собственность. Чем закончится "война за метро", пока непонятно, но ясно одно: первый раунд оппозиция если не проиграла, то точно не выиграла.

Вот такая она была - "неделя потерь оппозиции". Спорность аргументов представления Авакова, активизация Добкина в большой политике, начало деятельности комиссии горсовета по расследованию законности действий концерна "АВЭК и Ко" на территории "Барабашово", если и не проигранный, то, во всяком случае, не выигранный с наскока метрополитен - все это очевидные неудачи оппозиции.

Впрочем, вполне возможно, у губернатора припасен некий козырь в рукаве, который может повернуть ситуацию в пользу оппозиции. Этим козырем, возможно, станет попытка привлечения мэра и секретаря горсовета к уголовной ответственности, что при нынешнем министре МВД является вполне реальной задачей. А может быть, представление Авакова является своеобразной "затравкой", а реальные факты противоправной деятельности городских властей должна найти комиссия. Ясно одно: во всех случаях эскалация конфликта между городскими властями и оппозицией будет продолжаться, и Харьков станет свидетелем не одного крупного скандала.