В
С некоторыми новшествами в работе таможенной службы субъекты внешнеэкономической деятельности столкнутся уже с начала
- С какой целью Украина подписала Киотскую конвенцию?
- Специфика Украины состоит в том, что она граничит со странами ЕС, где действуют принципы этого документа. В конвенции собраны таможенные стандарты, которые действуют в более чем 100 странах Европы, Америки и Азии, а приведение нашего законодательства в соответствие с принятым в странах - членах конвенции необходимо. В частности, планируется привести к единому образцу документы, нужные для прохождения таможни. С 1 января
- Как проходит внедрение на таможне электронного декларирования?
- Идея передачи деклараций посредством телекоммуникаций очень привлекательна и для таможни, и для предпринимателей. Ее практическое применение стало возможным в результате узаконивания электронной цифровой подписи и ее хождения (в
- Насколько быстро возможно перейти на декларирование в электронном виде?
- Процесс автоматизации работы таможни электронными методами необратим, и если кто-то захочет остановить развитие в этом направлении, он просто остановит работу таможни. А в перспективе нас ждет то, что большая часть контактов с декларантами будет проходить через интернет. Таможенные документы уже сейчас невозможно оформлять без компьютерной техники и брокерского программного обеспечения. База для создания электронных документов есть у каждого субъекта внешнеэкономической деятельности. Таможня принимает бумажную и электронную копию (на дискете) деклараций. При массовом переходе на электронную декларацию бумажный ее вариант и вариант на дискете будут упразднены. Кроме того, что декларация будет поступать на таможню по сетям телекоммуникаций, она и обрабатываться будет компьютерной программой, а участие людей будет необходимо только в определенных случаях. Если программа обнаружит, что декларация неправильно оформлена, ее вернут с указанием причины, например, не представлен нужный разрешительный документ. Все, что может потребовать таможня, определено постановлением Кабмина в
- Что такое факторы риска?
- Таможенный товар подвержен таможенным рискам в том смысле, что его классификация может быть указана заведомо неправильно, чтобы уменьшить налогообложение. Например, налогообложение 48-й группы таможенной классификации (бумага) зависит от множества характеристик - зольности, плотности, способа производства и использования. Бумага и картон для сигаретных упаковок облагаются более существенным налогом, чем для полиграфии. Поэтому бумага попадает в разряд товаров, подверженных факторам риска, и машина сообщит об этом инспектору. Если выявлены факторы риска, то декларация будет распечатываться, и будут проведены дополнительные формы проверки, например, досмотр.
- И много потребуется досмотров при новой системе?
- В соответствии с мировым стандартом, количество досмотров должно быть минимально-необходимым. Сейчас нас упрекают в том, что мы проводим слишком много досмотров, и в чем-то наши критики правы. Применение системы факторов риска в нашей сравнительно молодой таможне только в стадии разработки, поэтому и проводятся досмотры, когда это нужно и не нужно. Но в перспективе досмотры будут проводиться только в случаях, когда установлены обоснованные факторы риска.
В мировой практике в ходе досмотров обнаруживается 5% контрабанды, остальное – в местах реализации товаров. Вот вам еще одно новшество в нашей практике – постаудит. Его правовая основа закреплена в Таможенном кодексе Украины уже 5-6 лет. Такая форма контроля есть, и по международным стандартам она должна быть включена в схему таможенного контроля наряду с работой по заявительному принципу.
- Как внедряется этот вид деятельности?
- За 11 месяцев 2007 г. в результате постаудита было выявлено нарушений на 250 тыс.грн., а весь объем таможенных сборов Харьковской таможни составил за этот период 1,13 млрд.грн. Сейчас проверяется только около десятой доли процента от всех проведенных таможенных операций, а за год их оформляется около 50-70 тыс.
Внедрение постаудита только начинается. Сейчас получается так: мы приходим на предприятие, чтобы проверить, как используется задекларированный товар, а руководитель пишет на председателя комиссии жалобу и просит проверить его полномочия. Дело в том, что в обществе еще не сформировалось мнение, что таможенники имеют право и должны проводить проверки не только на границе и на внутренней таможне, но и на предприятиях. А ведь сосредоточение зон таможенного контроля только на таможенных терминалах, как организовано сейчас на Харьковской таможне, - это только начальная стадия развития таможенной службы. Например, во Франции, куда наши таможенники ездили перенимать опыт, проверки ведутся на всей территории страны, в любом супермаркете, торговой точке или предприятии, и это не считается чем-то необыкновенным.
- Как поступать тем предпринимателям, для которых нецелесообразно приобретать цифровую подпись?
- Для тех, кто не может купить себе электронную подпись, существует система посредников-брокеров. Сейчас они проходят перерегистрацию, но можно сказать, что за год при нашей таможне зарегистрировано около 60 брокерских фирм, которые оказывают услуги по декларированию. В этих фирмах работает более 200 человек. Кроме этого, при нашей таможне зарегистрировано 9 филиалов представителей брокеров от других таможен. Крупные предприятия, имеющие международные экономические связи, создают собственные брокерские отделы и департаменты, но есть целый ряд предприятий – субъектов внешнеэкономической деятельности, которые с таможней не контактируют, поскольку заключили договоры с таможенными брокерами.
Кстати, из-за неправильно оформленных параметров груза или задержки с оформлением документации по вине брокера предприятие может понести убытки. Например, документы не были оформлены брокером своевременно, и груз отправлен на склад. Логично, что в этом случае издержки за хранение на складе должен понести брокер, однако законодательно по отношению к брокерам-посредникам такая норма не установлена, ее проекты сейчас только в стадии разработки. Поскольку, в случае принятия соответствующей законодательной нормы, за недосмотры в работе брокер должен будет отвечать своим имуществом, планируется, что к работе в этом секторе будут допускаться компании с уставным фондом (по самым приблизительным прикидкам) не менее 1 млн.долл. Сегодня есть брокерские конторы, вся фирма которых помещается в одной папке и ноутбуке - предприниматель купил программу "Брокер" и обслуживает пару тройку клиентов, а нынешняя законодательная база позволяет ему работать.
- Когда планируется ввести электронный таможенный документооборот?
- По прогнозам, электронный оборот будет введен до 2012 г. Есть моменты в законодательстве, которые нужно дорабатывать - одного закона об электронной подписи мало. Нужно еще провести ряд изменений в законодательстве, так как оно требует предоставления декларации только с мокрой печатью.
Кроме того, компьютерная техника не всегда соответствует требованиям времени как на таможне, так и у субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мы их предупреждаем, чтобы готовили компьютерную базу. Конечно, это связано с расходами, но выгода от ускорения товарооборота и снижения затрат времени на оформление операций будет намного больше затрат.
- Допустим, что таможенники подготовились к электронному варианту работы. А как складывается ситуация с фитосанитарами и санврачами?
- По идее, разрешительные документы и этих служб должны приходить в электронном виде, для чего будет создана совместная база данных. Службы уже знают о том, что им предстоит такая работа, ведь программа – общегосударственная, и кодифицируют свои акты. В будущем мы сможем заходить в электронные библиотеки других ведомств и читать помещенные в них документы.
- Как развивается инфраструктура складов, которыми пользуются субъекты ВЭД?
- В распоряжении предпринимателей есть пункты прибытия грузов, лицензионные склады и склады временного хранения. Новшества уже затронули склады, которым в конце 2007 г. было предписано давать информацию о своих операциях в режиме он-лайн. Но пока эта информация передается ежедневно – на дискетах.
В
- Получается, что у таможни нет собственных помещений для складов?
- Пока нет. Но Таможенный кодекс предусматривает создание таможенной инфраструктуры на основе специализированных таможенных учреждений, те же грузовые таможенные комплексы могут быть организованы за бюджетные деньги. В ведении таможенного органа будет таможенный комплекс – админздание, склады, досмотровая структура, стоянки автотранспорта, погрузчики, персонал, брокеры. Это может быть госпредприятие, которое строится по модульной схеме и может быть создано, где угодно, - хоть в чистом поле. Логично создавать такие комплексы возле транспортных артерий.
В
- Какие таможенные комплексы уже есть?
- Есть для автотранспорта, но нет для железнодорожного. Комплекс на ул.Клочковской, например, имеет статус места прибытия автотранспорта. При нем есть три склада временного хранения, лицензионный склад и помещения для подразделений таможенного оформления, по определению кода товаров, таможенной стоимости, а также по работе с сертификатами происхождения товаров.
Однако не решенной остается проблема железнодорожного таможенного комплекса, так как сейчас наши службы растянуты по многим станциям, на которые подаются грузы, подконтрольные таможне. В Киеве, например, таможенный комплекс создан на базе станции укргосцентра "Лиски", где сосредоточены таможенные конторы. Переговоры о создании комплекса мы ведем с Южной железной дорогой с 1998 г., но руководство не увидело перспективы в этом вопросе. А вот сотрудники Юго-Западной увидели возможность дополнительно зарабатывать за счет концентрации таможенных грузопотоков.
В Харькове есть филиал УГЦ "Лиски" (на бывшей станции "Червонозаводская"), где имеется единственный в области кран, способный грузить крупные контейнеры. "Лиски" - куратор контейнерных перевозок в Украине, имеет филиалы в Киеве, Одессе, Днепропетровске и Донецке. Харьковский филиал "Лиски" - один из лучших в области по всем складским параметрам и имеет перспективы для концентрации на нем таможенных грузов.
- Есть ли у Харьковской таможни перспективы сотрудничества в сфере логистики с иностранными компаниями?
- Сказать, что перспектива сотрудничества с иностранцами в логистике есть, я не могу, Просто нет вариантов, сейчас не из кого выбирать. Ведь логистика основывается не только на построении маршрутов, она должна иметь материальную базу, опираться на транспортные развязки - такие, как станция Червонозаводская. А все места транспортных развязок уже заняты отечественными предприятиями. Кстати, станция Червонозаводская - это первое место, где образовалась Харьковская таможня. Первый грузовой отдел был создан возле этой станции на пр.Гагарина, в здании автотранспортного управления. А потом уже службы стали разрастаться по всему городу.
- Раз уж зашел разговор об истории, расскажите, как начиналась работа таможни?
- Вначале была одна не очень толстая книжечка - единый таможенный тариф, где были указаны ставки пошлины, действовало одно постановление Кабмина о лицензировании товаров. Все было очень просто, но таможенник должен был быть хорошим товароведом. Сейчас классифицировано около 5 тыс. групп товаров, и их количество постоянно растет. Есть товары, которые еще не вошли в группы и идут в графах "другое".
Так вот, работа таможни продолжала усложняться, ввели экспортный контроль вооружений. Затем к таможенному оформлению подключились санитарные, ветеринарные, экологические, фитокарантинная службы, службы по контролю за историко-культурными ценностями. Мы, таможенники, не имеем права завершить контроль, если хоть одна из этих служб не завершила свой.
- Как таможенники справились с усложнением таможенных процедур?
– Процедуру оформления груза разделили на этапы. Одну декларацию стали оформлять от четырех до шести специалистов разных служб, которые даже находятся в разных помещениях. Теперь принят приказ, который определил принцип работы службы с использованием всего одного окна.
Сейчас в Харьковской таможне работа над оформлением декларации идет в несколько этапов, но службы находятся в одном помещении - соблюдается принцип единого окна. Подытоживая, отмечу, что сравнительно молодая таможенная служба Украины продолжает развиваться, совершенствоваться и искать новаторские формы работы. Кстати, украинская таможенная служба признана одной из самых динамично развивающихся в мире. Сегодня приоритет дается таможенному оформлению по принципам "единого окна и единого офиса" с уменьшением количества процедур и их упрощением.