Пожалуй, настало время взглянуть на Владислава Протаса как на полноправного игрока харьковской политической сцены. Игрока опереточного, немного бестолкового, но игрока. Пикеты, митинги, газета и программа на телевидении… Владислав Протас по-прежнему борется за землю для супермаркета или преследует уже совершенно иные цели?

Для понимания действий Владислава Протаса необходимо отметить главное. На протяжении последнего года именно он представлял единственную реальную оппозицию городским властям. Делал он это в меру своего понимания и способностей, но делал.

Главный "оппозиционер" региона, губернатор Арсен Аваков, будучи верным адептом "Народного союза "Наша Украина" (НСНУ) был и есть, пожалуй, единственным "админресурсом" президентской политической силы. При этом, если попытаться вспомнить шаги губернатора как оппозиционного деятеля, то память услужливо подскажет "заявил, заявил, заявил…". И, собственно, все. Все это время Аваков занимался одним важным делом - боролся за свой пост. Провалив выборы в регионе, команда губернатора впала в летаргический сон, прерываемый иногда творениями губернатора на тему "Нравственные императивы интеллигенции". Вышла команда губернатора из анабиоза только после "мирного митинга" на ул.Клочковской. Все действия городских властей, включая реформу ЖКХ и отмену спорных строек, "прошли мимо" губернатора, который просто проспал прекрасные поводы для поднятия рейтинга НСНУ в регионе.

Лидер харьковского БЮТа Александр Фельдман в прошлом году публично обменивался с мэром заверениями во взаимной дружбе. Правда сейчас в связи с обострением политической ситуации между давними друзьями пробежала черная кошка. АВЭК, который возглавляет Александр Фельдман, так и не нашел с горсоветом взаимопонимания в вопросе о том, что же будет на месте Сумского рынка - рынок или торговый центр. Но можно легко спрогнозировать - решение проблемы будет найдено. Фельдман, будучи депутатом самой непримиримой фракции в Верховной Раде, городским властям практически не досаждал. Даже сейчас, в разгар кризиса, Фельдман почти никак себя не проявляет. Это неудивительно, ведь роль рынка "Барабашово" в экономике города огромна. Становиться в глухую оппозицию человеку, чей бизнес зависит от выделения земельных участков, - бесперспективно.

Итак, вычеркнув из рядов оппозиции "сонного" губернатора и без кавычек дальновидного Фельдмана, в уравнении "городская власть - оппозиция" остается один Владислав Протас.
Пожалуй, условным началом Протаса-политика можно считать "мирный митинг" на ул.Клочковской. Вспомним, жертвы, пострадавшие от поклонников городских властей, находились на месте событий потому, что руководством "Таргета" там был устроен субботник. Конечно, Владислав Протас прекрасно знал о готовящейся акции, и, смею предположить, избитые сотрудники "Таргета" оказались на месте массовых беспорядков именно потому, что без них акция по сносу злополучного забора прошла бы без нужного Протасу драматизма. Почему-то тогда возмущенная общественность не задалась простым вопросом: зачем там находились сотрудники "Таргета"? Убирать листву силами сорока человек на территории пустой и спорной – действие, конечно, абсурдное. Поэтому ответственность за произошедшее тогда надо было разделить поровну между сторонами конфликта.
Но посмотрим на ситуацию в контексте становления Владислава Протаса. Именно тогда он показал себя как искушенный политик, уверенно жертвующий "пешками" ради достижения своих целей. Общая политическая конъюнктура тогда раскрутке скандала не благоприятствовала. Но пользу из ситуации Владислав Протас извлек максимальную. Даже сейчас в телевизионной заставке "дозоровской" передачи используются кадры беспорядков на Клочковской.
Впрочем, "мирный митинг" на Клочковской, пожалуй, до сих пор остается самой удачной акцией Владислава Протаса. До "митинга" были попытки захватить трибуну горсовета по поводу детского садика, который, как оказалось, куплен ТГ "Таргет" не вполне законно, и попытка срыва слушаний по проблемам реформирования ЖКХ. Кроме того, были пикеты, которые резонансными назвать сложно в силу пресыщенности публики телевизионными картинками с изображениями разнообразных акций протеста. Сейчас Протас погряз в совершенно бесперспективной деятельности по организации снятия Добкина.

Бросается в глаза три фактора, которые объективно играют против Протаса. Фактор первый характерен для всей оппозиции в целом. Это отсутствие реальных альтернатив. Владислав Протас еще в прошлом году обещал представить альтернативный план реформирования ЖКХ. Его нет. Лозунг "Долой Добкина", конечно, звонкий, как звук барабана, но такой же, как барабан, пустой. Представим себе, что главный предвыборный лозунг Януковича на президентских выборах был бы "Долой Ющенко!". Или наоборот. Конечно, нельзя строить политическую кампанию "от противного", надо еще что-то предложить, хотя бы один простой и понятный публике императив.

Второй фактор, мешающий Владиславу Протасу, - он сам. Бросается в глаза отсутствие навыков публичных выступлений, ведения публичной полемики. Но это умение можно при желании развить, и опыт, безусловно, сделает свое дело.

С третьим фактором, мешающим Владиславу Протасу, разобраться будет куда сложнее. Протас стойко ассоциируется с "Таргетом". Во-первых, владельцем ТГ "Таргет" является его старший брат Александр, а во-вторых, именно с тяжб за землю, выделенную "Таргету", и началась его борьба с городскими властями. Ассоциирование Владислава Протаса с сетью "обиженных" городской властью супермаркетов делает в массовом сознании его затяжную борьбу с городскими властями "неискренней".

Кроме факторов "против", есть три фактора, которые играют "за". Фактор первый - серьезные финансовые ресурсы, позволяющие вести затяжную войну - проводить акции, содержать дорогостоящие медиа-ресурсы.

Фактор второй - упорство, которое нельзя не отметить. Упорство это имеет вполне разумное объяснение. "Массовое сознание", однозначно связывающее Владислава Протаса с земельным конфликтом вокруг "Таргета", на мой взгляд, в данном случае заблуждается. Возьму на себя смелость предположить, что Протас уже давно не борется за землю под строительство. То есть это одна из целей, но уже опосредованная. Главное - Владислав Протас усиленно делает себя, пытаясь вписаться в харьковский политический истеблишмент. Можно предположить, что накопленный опыт, медийные ресурсы, тренированные "в боях" активисты станут на выборах капиталом, конвертация которого в политические дивиденды сможет впоследствии принести выгоду, не сравнимую с ценой вопроса выделения земельного участка.

Третий фактор, играющий "в плюс" Протасу, - хорошо продуманная политическая позиция. Безусловно, рано или поздно Владислав Протас прибьется к чьему-нибудь политическому берегу, и вовсе не обязательно, что этим берегом будет БЮТ или НСНУ (даже не смотря на то, что Александр Протас является членом политсовета НСНУ). Как это ни парадоксально звучит, берег, к которому прибьется Владислав Протас, может быть и бело-голубым. Ведь огонь критики, исходящий от "Дозора", касается исключительно городских властей. Более того, эта критика в подавляющем большинстве случаев персонифицирована: звучат две фамилии - Добкин и Кернес. Василий Салыгин, который, как и городские власти, должен принимать "дозоровский" огонь на себя, не является объектом для критики. Например, ситуация с кинотеатром "БоммерЪ" так и не была отмечена вниманием "дозоровцев". Конечно, Партия регионов в целом подвергается критике, но ненавязчивой настолько, что кажется, регионалы критикуются только потому, что в их рядах есть две "паршивые овцы" - Добкин и Кернес. Так что поле для политического маневра у хозяина "Дозора" остается.

На мой взгляд, сейчас эффект от деятельности Владислава Протаса невелик. Во всяком случае, деятельность, направленная исключительно "против", а не "за", его личной раскрутке способствует мало. Но вода камень точит. Вернее не камень, а скорлупу, из которой со временем, возможно, "вылупится" новый региональный политик, с которым уже нельзя будет не считаться.