26 марта исполнилось ровно два года с того момента, когда кресло харьковского городского головы занял Михаил Добкин.
В это же время был избран городской совет пятого созыва, который избрал своим секретарем "человека №2" в харьковской городской власти – Геннадия Кернеса. Два года - это достаточный срок, чтобы оценить, насколько эффективна власть.

Минусы и плюсы хозяйственные

Главное, с чем шел Михаил Добкин на выборы, – реформирование ЖКХ. Коммунальный рай по мысли нового мэра должен был держаться на двух "китах" - разграничении ответственности и создании конкуренции. Под первым понималось четкое разграничение того, за что жильцы платят деньги городу, и что город обязан делать за эти деньги. Под созданием конкуренции на рынке ЖКХ понималось привлечение коммерческих структур на рынок ЖКХ. Если первый "кит" "подпер" реформу, по крайней мере, в том смысле, что горожане стали получать "дифференцированные" счета за оплату услуг, то с конкуренцией на рынке ЖКХ у городских властей не сложилось.

Создавать монополиста для создания "конкурентной среды" - ход, удивлявший тогда, два года назад, и удивляющий до сих пор. КП "Жилкомсервис", которое, по мысли городских властей, должно было выступать единым заказчиком и контролером выполнения услуг на рынке ЖКХ, оказалось в итоге "суммой ЖЭКов", ничего, по сути, не изменив. Рядовые горожане вместо привычных ЖЭКов обнаруживали заколоченные двери, на которых в лучшем случае висела бумажка с адресом "нового ЖЭКа" под гордым названием "Филиал КП "Жилкомсервис" номер такой-то". Еще от "Жилкомсервиса" граждане получили горячую линию, куда, по мысли городских властей, они должны были звонить и жаловаться на свои проблемы. Линия эта работает и, несмотря на утверждения злопыхателей, дозвониться туда можно. Более того, дозвонившись, можно выслушать бодрое "ожидайте в течение трех дней". Но ожидание растягивается на неопределенный срок, а потому эффективность "монополиста" остается под большим вопросом. Конечно, нельзя в одночасье решить все проблемы коммунхоза, накопившиеся за десятилетия, нельзя заставить людей работать по-новому, но тенденций к улучшению, увы, пока не видно.

Проблемное ЖКХ не так раздражало бы горожан, если бы не один фактор – повышение цен. Само по себе повышение цен на услуги ЖКХ, что бы ни говорили оппоненты городских властей, оправдано – растут цены на энергоносители, материалы. Нужно поднимать зарплаты, закупать новую технику и т.д. Только вот радикального улучшения качества услуг горожане не получили. Ненавидимый, но близкий сердцу каждого советского человека ЖЭК канул в Лету, но пришедшее ему на смену коммунальное предприятие "Жилкомсервис" так и не смогло обеспечить должный уровень сервиса. Это, пожалуй, главный "минус" в работе городских властей. И если этот "минус" еще можно оправдать невозможностью за два года решить проблемы, копившиеся годами, то второй "минус" уже нельзя оправдать ни чем. Этот "минус" - дороги.

Проезжая по харьковским дорогам, можно решить, что политическая борьба в Харькове ведется с применением минометов – настолько "военное" состояние имеют магистрали. Предвыборное обещание Михаила Добкина "нет ямочному ремонту" на деле обернулось лозунгом "нет ремонту дорог как таковому". Конечно, кое-что делается – проблемные куски асфальта вырезаются аккуратными глубокими прямоугольниками, превращая езду по харьковским дорогам в увлекательное приключение. Через пару месяцев на их месте появляются латки, которые, в свою очередь, месяца через три снова превращаются в ямы, и снова начинается увлекательная игра "езда с препятствиями". Придомовые дороги пока спасает строительно-ремонтный бум, так как в дорожные ямы жильцы окрестных домов засыпают строительный мусор, но состояние основных харьковских магистралей остается катастрофическим.

В деятельности городских властей, конечно, есть и "плюсы". За два года в десять с половиной раз увеличились доходы городского бюджета от аренды и продажи земли. Это позволило городским властям приобрести более 600 единиц новой техники, 90 троллейбусов, 10 трамваев, 80 автомобилей скорой медицинской помощи, закупить технику для уборки улиц.

Нынешние городские власти впервые со времен СССР стали строить социальное жилье. Два дома, конечно, это ничто, но в данном случае важен почин. К хорошему почину, оборачивающемуся очевидным "плюсом", следует отнести внимание городских властей к сфере здравоохранения. И тут ситуация далека от совершенства, но дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. К безусловному "плюсу" можно отнести также финансирование строительства метрополитена из городского бюджета. Кроме того, две зимы город пережил без особых проблем с отоплением, что на фоне перманентного газового кризиса в стране можно отнести к заслугам городских властей.

Минусы и плюсы политические

Главный политический "минус" городских властей – безусловно, "мирный митинг" на Клочковской. Этот постыдный инцидент был в полной мере использован оппозицией и по-прежнему остается главным аргументом в утверждении – "харьковская власть - бандиты". Кому из градоначальников пришла в голову светлая мысль "тряхнуть стариной" и привлечь "братков" для решения имущественного спора - неизвестно, но факт остается фактом: "мирный митинг" - это позорное пятно, которое городские власти, похоже, не смогут смыть ничем.

Остальные политические "минусы" являются условными. Земельные конфликты с акциями протеста, срывы общественных слушаний и попытки срыва сессий горсовета, обнародование записи телефонного разговора Добкина и Кернеса, появление на свет черновой видеозаписи предвыборного обращения Добкина. Из последних скандалов – лишение допуска Михаила Добкина к государственной тайне, конфликт вокруг метрополитена, попытка срыва земельного аукциона, скандальная "выемка" документов из здания горсовета.

Условными эти "минусы" являются потому, что в том, что за всеми скандалами стоит острое желание харьковских оппозиционеров организовать перевыборы городского головы и городского совета.

К условному "минусу" можно отнести создание следственной комиссии Верховной Рады по расследованию деятельности городских властей. Условным этот "минус" является потому, что теперь, особенно после возбуждения СБУ уголовного дела по факту "растраты", становится очевидным факт – оппозиции городским властям предъявить нечего, кроме, разумеется, "мирного митинга", да и то инициирование "митинга" градоначальниками до сих пор не доказано в судебном порядке. Во всем остальном легко просматриваются сугубо экономические мотивы харьковских оппозиционеров. Так что даже в том случае, если выводы комиссии убедят профильный комитет, а потом и сессионный зал Верховной Рады, назначение перевыборов не может быть расценено иначе как политическая расправа. Это, безусловно, будет лейтмотивом предвыборной кампании и "наиграет" очков кандидату от Партии регионов, тем более Партия регионов по-прежнему уверенно лидирует в политических предпочтениях харьковчан.

Главный политический "плюс" городских властей, как это ни парадоксально – Фельдман, Аваков, Протасы и т.д., т.е. те, кто в разное время с разной степенью интенсивности оппонировали городским властям. Оппозиция, конечно, доставляет харьковским градоначальникам немало неприятных минут, но в целом – такая оппозиция для городских властей не является фатальной.

Во-первых, при всем желании харьковскую оппозицию нельзя назвать конструктивной. Вся деятельность харьковских оппозиционеров строилась на обвинениях в адрес городских властей, при этом, кроме расхожего "красть грешно", никто не предложил своих путей решения проблем Харькова. Вся оппозиционная деятельность была сосредоточена вокруг двух "проблем" - Добкина и Кернеса.

Во-вторых, никто из харьковских оппозиционеров не имеет достаточного авторитета в глазах горожан и, как следствие, более-менее достойного рейтинга, позволяющего с уверенностью утверждать, что если перевыборы состоятся, то на них победит кандидат от оппозиции. Точечные удары, сопровождаемые скандалами, свидетелями которых были харьковчане последние два года, конечно, бьют по городским властям, но при этом не добавляют рейтинга инициаторам этих скандалов.

В-третьих, харьковская оппозиция изначально расколота внутренними бизнес-интересами. Эти интересы не то, чтобы вступают в противоречие, а скорее важны только для кого-то одного. Фельдману нет дела до земельных проблем Протасов, Авакову нет дела до метрополитена, контроль над которым жизненно важен для Фельдмана. Поэтому Протас озабочен войной с Денисюком, Фельдман - метрополитеном, Аваков - собственным политическим будущим, которое с приближением президентских выборов видится все более и более удручающим. В итоге взаимодействия не получается и, как следствие, не получается массированного давления на городские власти. Пожалуй, единственный пример взаимодействия – представление Авакова о перевыборах городских властей, которое, однако, может закончиться ничем.

К двухлетию своего правления городские власти подошли с системой ЖКХ, по-прежнему находящейся в полуобморочном состоянии, катастрофической ситуацией с дорогами, обремененные серией скандалов, находясь "под следствием" комиссии Верховной Рады. С другой стороны, у городских властей есть очевидные хозяйственные достижения, которые можно продемонстрировать избирателям, и оппозиция, которую при всем желании нельзя назвать "конструктивной".

Состоится ли третья годовщина Михаила Добкина, Геннадия Кернеса и нынешнего состава городского совета, зависит не от харьковчан и даже не от местных оппозиционеров, а от того, какая политическая ситуация сложится в столице. Предстоящие президентские выборы наверняка спутают карты местной оппозиции, а итоги этих выборов, какими бы они ни были, изменят политический климат в стране. Как будут чувствовать себя харьковские градоначальники в новых "климатических условиях" - покажет время, и далеко не факт, что этот климат окажется для них губительным.