На прошлой неделе метрополитен получил двух начальников, Александр Фельдман пугал компроматом, "Турбоатом" решили продавать, но не сейчас, на сцене появился российский олигарх, а летать самолетами стало спокойнее.


Ситуация вокруг харьковского метрополитена на прошлой неделе продолжала накаляться. Киевский районный суд Харькова 18 февраля вынес определение "запретить Геннадию Броншпаку или другим лицам совершать какие-либо действия, направленные на препятствование Сергею Мусееву или назначенным С.Мусеевым должностным лицам исполнению обязанностей и осуществлению своих полномочий, в т.ч. исполнению С.Мусеевым обязанностей начальника ГП "Харьковский метрополитен". Суд также запретил своим определением председателю наблюдательного совета АО "Концерн "АВЭК и Ко", депутату Харьковского облсовета (фракция БЮТ) Г.Броншпаку исполнять обязанности начальника харьковского метрополитена, а также препятствовать доступу начальника метрополитена С.Мусеева на территорию и в помещения управления метрополитена.

Использование определений суда - очень удобный механизм. Для людей, не знакомых с деталями украинского законодательства, стоит пояснить, что определение - это еще не окончательное решение по поданному иску, а некое промежуточное, которое выносит суд до рассмотрения дела по сути. В данном случае по иску Мусеева суд остановил действие приказа Кабмина до тех пор, пока суд не рассмотрит его законность. Т.е. с одной стороны, незаконным назначение Броншпака суд не признал, но и приказ о назначении его на должность и.о. начальника метрополитена приостановил. Оспорить определение очень сложно, ведь это не решение суда, а потому оценивать законность определения фактически нельзя. Кстати, судебными определениями для достижения ситуативных побед широко пользуются рейдеры.

Министерство транспорта и связи Украины 19 февраля подало апелляционную жалобу на решение Киевского районного суда Харькова восстановить Сергея Мусеева в должности начальника ГП "Харьковский метрополитен". Заседание Апелляционного суда Харьковской области по данному вопросу должно состояться уже не этой неделе.

По словам Виталия Дончика - юриста, представляющего интересы Геннадия Броншпака, - приказ министра никто не отменял, а решение Киевского райсуда "принято с серьезными нарушениями правовых норм, поэтому не может быть введено в действие".

Оценка Дончика интересна, но в данном случае ничего не значит. А вот то, что он сообщил позже, является довольно любопытным. Оказывается, 20 февраля Ленинский районный суд Харькова приостановил действие определения Киевского райсуда. Таким образом, один районный суд отменил действия другого, т.е. взял на себя, по сути, полномочия суда высшей инстанции.

Еще одна интересная деталь. Председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков поручил прокуратуре дать оценку ситуации вокруг метрополитена, и прокуратура высказалась однозначно: начальником является Мусеев, т.к. определение суда действует, а апелляция Минтранса еще не рассмотрена. То ли прокуратура не знала о решении Ленинского районного суда Харькова о приостановлении действия определения Киевского райсуда, то ли это решение проигнорировала, то ли это решение является плодом воображения Виталия Дончика.

Судебные войны и правовая неопределенность не остановили Сергея Мусеева, который 19 февраля появился на работе и стал выполнять свои служебные обязанности. Определение Киевского районного суда Харькова чудесным образом исцелило Мусеева, который находился на больничном, и в здании метрополитена появилось целых два начальника.

При этом Мусеев чувствовал себя более уверенно и даже обнародовал информацию о том, что "используя свое временное служебное положение, Г.Броншпак при поддержке Харьковской облгосадминистрации пытался совершить отчуждение нового административного здания управления метрополитена, площадь которого более 10 тыс.кв.м.". Броншпак на эти обвинения не отреагировал, зато посетовал на то, что Мусеев отменил все его приказы и распоряжения, а также запретил заместителям начальника метрополитена ему, Броншпаку, подчиняться.

Помощь растерявшемуся Броншпаку пришла "снизу". Часть машинистов метрополитена 21 февраля возобновила голодовку, а 37 работников метрополитена попросили считать их подписи в поддержку Мусеева недействительными. По заявлению председателя Свободного профсоюза железнодорожников Харьковского метрополитена Владимира Демиденко, к голодающим должны присоединиться еще машинисты, а с 25 февраля голодающих машинистов готовы поддержать и члены их семей. В конечном итоге, по заявлению того же Демиденко, это может привести к тому, что работа метрополитена будет парализована.

Но это все - одна часть коллектива, а есть еще и другая часть, стоящая, похоже, на стороне Мусеева. Эта другая часть на позапрошлой неделе митинговала под стенами Минтранса в Киеве, а на прошлой неделе поддержала возможность передачи предприятия в коммунальную собственность города. Кроме того, "двоевластие" в административном здании метрополитена продемонстрировало, что высшие метрополитеновские чины находятся на стороне Мусеева и так и не признали Броншпака своим руководителем. Будь иначе, именно Мусеев, а не Броншпак заявлял бы журналистам о том, что его работа блокируется.

Энтузиазм, с которым обе стороны конфликта ссылаются на "мнение трудового коллектива метрополитена", заставляет задуматься над тем, а существует ли вообще в коллективе метрополитена раскол? Возможно, в коллективе существуют некие инициативные группы по поддержке одного из двух претендентов на пост начальника, а трудовой коллектив озабочен лишь выполнением своих служебных обязанностей. Остается надеяться, что это именно так, и перипетии в верхах не коснутся работы харьковского метро.

Кроме конфликта вокруг метрополитена еще один конфликт, правда, уже набивший оскомину, напомнил о себе. Речь о возможных перевыборах мэра. "Локомотив" этого процесса, народный депутат – харьковчанин (фракция БЮТ) Александр Фельдман, видимо, поняв, что решения Верховной Рады о назначении следственной комиссии по расследованию деятельности городских властей, скорее всего, не появится, заявил о том, что "никто не ждет следственную комиссию Верховной Рады по расследованию деятельности харьковского городского головы Михаила Добкина и секретаря Харьковского горсовета Геннадия Кернеса как панацею, никто не ждет, что она начнет работать завтра". Кроме того, Фельдман решил "побряцать оружием", заявив о том, что компромат на городские власти собирается уже полтора года, и когда комиссия будет создана, все материалы будут переданы ей в кратчайшие сроки. Правда, после представления Авакова о смене харьковских городских властей, поданного им в Верховную Раду, такие заявления о компромате могут напугать разве что впечатлительных горисполкомовских секретарш.

Председатель комиссии по изучению деятельности харьковских городских властей парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Николай Трайдук 20 февраля на заседании комитета коротко проинформировал о результатах работы комиссии в Харькове. Ознакомившись с материалами, глава комиссии Александр Омельченко заявил: "Все в жизни познается в сравнении. Дела харьковских городских властей выглядят намного лучше, чем деятельность киевских городских властей. Есть претензии, есть недостатки, без этого не бывает, но масштабы этих недостатков, ошибок или злоупотреблений совершенно другие, чем в Киеве, где творится просто ужас". Конечно, совершенно нормально то, что душа бывшего мэра Киева болит именно о Киеве, но это заявление все равно свидетельствует о лояльном отношении к харьковским городским властям со стороны главы профильного комитета. В связи с тем что члены комитета на прошлой неделе были заняты более важными государственными делами, чем ситуация в Харькове, полный отчет комиссии комитет заслушает уже на этой неделе.

18 февраля, не оставляя идеи о том, что Харьков должен быть достойно представлен на государственном уровне, Александр Фельдман заявил, что при Кабинете министров будет создана консультативная группа для лоббирования интересов Харьковской области. По мысли Фельдмана, "это группа, которая будет исследовать и знать глубину вопросов, это будет лоббистская группа по проблемам нашего региона. Они должны знать, о чем говорить с премьером и что у него просить. Это те люди, которые будут по упрощенной схеме допущены к работе Кабмина". Никаких правовых оснований для создания подобной группы не существует, как и не существует никаких "механизмов упрощенного доступа" к Кабинету министров. Что имел в виду Александр Фельдман, остается загадкой. Возможно, члены рабочей группы получат пропуска в здание Кабинета министров, а возможно, члены группы даже смогут присутствовать на заседаниях Кабмина и всякий раз, когда кто-то из министров произнесет заветное "Харьков", члены группы смогут вставлять свое веское слово. Это продлится по крайней мере до тех пор, пока хозяйка Кабинета министров не вызовет милицию или санитаров.

22 февраля на заседании Кабинета министров было принято решение об исключении харьковского ОАО "Турбоатом" из списка предприятий, подлежащих первоочередной приватизации. Правда, при этом Кабмин включил "Турбоатом" в список предприятий, подлежащих приватизации в 2008 г., так что, похоже, правительство все же решило продать с молотка гордость украинского машиностроения. Интересно, что вместе с 75% акций потенциальный покупатель получит "бонус" в виде российского олигарха Константина Григоришина, который владеет 14% акций завода и почти год пытается рейдерскими атаками и судебными исками получить контроль над "Турбоатомом". Государство Украина как главный собственник так и не смогло утихомирить строптивого акционера Григоришина. Посмотрим, удастся ли это сделать новому собственнику 75% акций "Турбоатома". Впрочем, проблем с Константином Григоришиным у нового собственника госпакета акций может и не возникнуть, если этим собственником станет сам Григоришин.

Фамилия Григоришина всплыла на прошлой неделе в связи с другим харьковским промышленным гигантом - "Электротяжмашем". По опубликованной информации, директора предприятия Виталия Чередника настоятельно просят написать заявление об уходе по собственному желанию. Первый заместитель директора "Электротяжмаша" заявил о том, что Константин Григоришин хочет поставить директором завода свою креатуру. Работники завода уже отправили по этому поводу письма во все инстанции и выразили готовность защищать  своего руководителя. Сам Виталий Чередник находится на больничном с серьезным диагнозом, но, судя по его заявлениям, готов отстаивать свою должность до конца. Ключевой в назревающем конфликте будет позиция Арсена Авакова, ведь именно его креатурой является Чередник. О возможности смены руководства "Электротяжмаша" губернатор высказался отрицательно, но конкретных шагов с его стороны пока не последовало.

И последняя новость наверняка порадует всех, кто предпочитает летать самолетами. Депутат Черновозаводского райсовета Харькова Александр Лебеденко - тот самый, который звонком сообщил о заминировании самолета и вернул самолет в аэропорт, - по сообщению, появившемуся на прошлой неделе, передан на поруки трудового коллектива Харьковского областного управления ГП "Укрэкономресурсы", директором которого он является. Согласно решению суда, испытательный срок для "остроумного" депутата составит один год. Так что целый год граждане, вылетевшие из Харьковского аэропорта, могут не переживать о том, что их самолет, не долетев до пункта назначения, вернется в Харьков, остановленный телефонным шутником с депутатским удостоверением.