STATUS QUO

ЮРИЙ ШКОДОВСКИЙ: "К 350-ТИЛЕТИЮ ХАРЬКОВА ПЛАНИРУЕТСЯ НЕ СТРОИТЬ НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ, А СОХРАНИТЬ ТО НАСЛЕДИЕ, КОТОРОЕ У ГОРОДА ЕСТЬ" ...>>

- Юрий Михайлович, последнее время все разговоры чиновников постоянно приходят к одной и той же теме - 350-летию Харькова. Что к этой дате планируется сделать в сфере архитектурного оформления города?
- Такое поведение чиновников вполне объяснимо. 350-летие - это своеобразный экзамен. Дата, что ни говори, знаменательная, очень значимая и для города, и для Украины. Торжества предполагаются пышные. Само собой, что и подготовка должна быть соответственной.
По части архитектуры есть множество наработок - сохранение архитектурного облика исторической части города, восстановление и сохранение парков. Главная задача, которую перед собой ставили архитекторы - не построить новое, а сохранить историческое наследие и восстановить памятники. Кроме того, в каждом районе разработаны планы по распределению средств и управлению процессом. Самым важным подарком харьковчанам, конечно, должен стать запуск двух новых станций метро на Алексеевской линии. По планам архитекторов должны быть также реконструированы улицы Сумская, Пушкинская и Полтавский шлях.
Конечно же хочется, чтобы у юбилея был символ. Сейчас разрабатывается проект постройки Триумфальной арки. Пока что это предпроектные разработки и эскизы. Поставить ее предлагается на клумбе на пересечении проспектов Правды и Ленина. Проект, естественно, будет рассматриваться на градостроительном совете, но только после того, как закончится его разработка.

- Как именно будет проходить реконструкция улиц, к примеру Сумской?
- В планах нет полной реконструкции Сумской. Изменения, которые будут происходить, поменяют только проезжую часть улицы. На заседании градостроительного совета был утвержден проект реконструкции улицы от площади Конституции до проспекта Правды. Предполагается, что она будет расширена на участке от "Стекляшки" до оперного театра и останется в тех же "красных линиях", что и сейчас от оперного до самого начала. Почему? Все дома по бокам улицы - исторические памятники, трогать их нельзя.
Главная трудность в том, что специальные средства на реконструкцию выделяться не будут. Поэтому, все работы будут проходить за счет фирм и предприятий, которые эксплуатируют здания (частные предприятия - их деньги, государственные организации и учреждения - соответственно средства из госбюджета).

- Юрий Михайлович, сейчас Вы говорили о фасадах, но заглянув во дворы, видишь жуткую картину. Как быть с этим - можно ли что-то изменить и за какие средства?
- Уже сейчас дворы частично ремонтируются. Чаще всего за счет того, что предприниматели берут в аренду внутридворовые здания. Ремонт частично проходит и по решению городского совета и горисполкома.
Признаемся честно, жилье на Сумской очень низкого качества, не благоустроены, иногда без элементарных удобств, некоторые дома даже без туалетов. По моему мнению, жители этих домов могут быть переселены в другие районы, возможно, даже за счет тех фирм и предприятий, которые захотят взять в аренду площади в этих зданиях. Тогда исторический центр города станет полностью не жилым, а деловым.

- Юрий Михайлович, недавно совершенно случайно услышала, что здание Украинского культурного центра "Юность", кстати - памятник архитектуры, хотят сдать в аренду. Правда ли это и, если да, то как Вы к этому относитесь?
- Да, действительно, разговоры об этом идут, но никаких юридических документов я не видел. Иначе говоря, пока это только желание будущих возможных арендаторов. Вообще же к передаче архитектурных памятников в собственность я отношусь совершенно нормально. Памятники архитектуры требуют к себе особого отношения, не только морального, но и материального. Их нужно содержать не в полуразрушенном состоянии. Сейчас государство не выделяет средств на это. Памятники должны быть в собственности у тех, кто будет за ними следить. Если же организация занимает помещение на протяжении 20 лет и за это время ни разу не делала ремонт, крыша течет, фундамент (а за ним через несколько десятилетий и само здание) разрушается, а люди совершенно не заинтересованы в том, чтобы навести хоть какой-то порядок, чтобы найти деньги или фирмы, которые эти средства дадут, то таких "пользователей" памятников, мне кажется, нужно отселять. Опыт Харькова последних лет показывает правильность моих предположений - памятники архитектуры должны находиться в частных руках, которые за собственные средства смогут донести потомкам всю прелесть и своеобразие зданий.
В Харькове 500 зданий-памятников архитектуры. Некоторые из них ремонтируются за счет государственной казны. Сейчас идет ремонт Госпрома, восстанавливается колокольня Успенского собора. Но это только отдельные случаи. Системы финансирования нет и, судя по всему, никто не собирается выделять необходимые средства. Такая же ситуация и в Харьковской области. Получается, что единственный выход - ремонт, реконструкция и содержание исторически значимых зданий за счет частных средств.

- Время от времени можно услышать предложения сделать в центре Харькова пешеходные зоны, например, ул.Артема, или убрать трамвайную линию с Пушкинской. Возможно ли это и когда?
- Конечно же, поспешно принимать такие ответственные решения нельзя. Должна быть проверена система перевозок - насколько трамвай необходим, какова доступность тех же поликлиник для пассажиров. Одновременно нужно ответить на вопрос: чем заменить трамвай на Пушкинской (если говорить именно о ней)? Сейчас происходит изучение всех этих вопросов. Институт "Харьковпроект" и градостроительный совет рассматривали ликвидацию трамвайных путей на Пушкинской. Во время обсуждения голоса разделились приблизительно пополам.
С точки зрения архитектора убрать трамваи было бы не плохо. Их можно заменить микроавтобусами на пневмоходу. К тому же, на Пушкинскую выходят три станции метро, то есть добраться можно и из отдаленных участков города. Воздействие трамваев на историческую застройку оценивается как негативное - вибрация, шум, загрязнение (когда в засушливую погоду за трамваем поднимаются клубы пыли, которые не оседают по полчаса).

- Юрий Михайлович, последние лет десять начало Пушкинской - пустырь, обнесенный бетонным забором. Будет ли там что-нибудь построено и когда?
- Раньше на этом месте стоял городской жилой дом - памятник архитектуры XVIII в., но он был снесен из-за ветхости. Несколько лет назад был разработан проект строительства на этом месте культурно-торгового комплекса, разработанный архитектором Иваном Жежерой. Проект включал в себя многоярусную стоянку, универмаги, рестораны, высококлассную гостиницу. Так как участок уникален в ландшафтном плане, была разработана связь с метрополитеном: в комплекс можно будет попасть прямо со станции "Советская".
Но архитектура не может развиваться без наличия колоссальных средств. Государство денег не выделит, а инвестора пока нет. Поэтому участок пока "удерживаем", чтобы с появлением платежеспособной организации начать строительство. Те сооружения, которые возводятся сейчас, носят временное явление. Городские власти занимаются поиском заинтересованных инвесторов.

- Насколько я знаю, есть также проект реконструкции территории, прилегающей к Леваде. На какой стадии находятся работы и к чему они должны привести?
- Реконструкция территорий Левады только начинается - по заказу ОАО "АВЭК" разработан эскизный проект развития целого исторического района. Реконструкцию предполагается вести на участке площадью в 170 га, ограниченном Нетечинской и Красношкольной набережными, пр. Гагарина, пер. Молчановским, ул. 1-Конной армии, Батуринской и Октябрьской революции.
Разрабатывается проектная документация на освоение товарного двора станции. Следующим шагом будет восстановление дренажной системы и работы по понижению грунтовых вод. После этого начнется реконструкция. Ее первая очередь предполагает работы на территории в 15 га. Неподалеку от вокзала "Левада" будет построена временная оптово-розничная торговая площадка, на которой разместятся офисные помещения и гипермаркеты, позже будут построены АЗС, гостиница и автостоянки. Предполагается создание Нетечинского проспекта и Нетечинского бульвара, расширение улиц Октябрьской Революции и 1-Конной армии, использование ул. Батуринской для создания возле Свято Трехсвятительской (Гольдберговской) церкви одностороннего движения.

- Юрий Михайлович, какова дальнейшая перспектива мемориала в Дробицком Яру?
- Не так давно поступило предложение архитекторов и строителей подать документы на представление этого мемориального комплекса к государственной премии. Но порядок представления к госпремии очень объемный. Во-первых, объект должен быть полностью завершен. 13 декабря 2002 г. была сдана только первая очередь, то есть нам надо закончить строительство - обустройство мемориального комплекса в подиуме монумента. Сейчас дизайнеры работают над интерьерами помещений комплекса. Планируется, что до конца 2003 г. работы будут закончены, а торжественное открытие мемориала пройдет ко дню Харькова. Я думаю, это станет прекрасным подарком городу. Также существует порядок, что все документы соискателей госпремии подаются до 1 сентября. Сдав мемориальный комплекс, наверное, успеем собрать все необходимое в срок.
Когда комплекс будет закончен, будут сделаны фотографии готового объекта, собрана вся проектная и строительная документация, после этого комитет по присвоению государственных премий создаст специальную временную экспертную комиссию, которая оценит объект и представит свои выводы комитету. Только после этого на заседании комитета рассмотрят вопрос о присвоении авторскому коллективу архитекторов и строителей мемориального комплекса в Дробицком Яру госпремии. Но нужно уже сейчас отметить, что комплекс уникален.

- Есть у Харьковской области объекты такого же масштаба как мемориал в Дробицком Яру?
- Да, конечно, в области есть еще как минимум два столь же уникальных архитектурных комплекса, которые могут рассматриваться как реальные кандидаты на получение госпремии. Во-первых, это реконструированные объекты Южной железной дороги. За последнее время была проведена реконструкция нескольких пригородных вокзалов: Левада, Лосево, "22 км", вокзал в Люботине. Уже есть проект реконструкции вокзала в Казачьей Лопани. Одновременно была проведена реконструкция главного вокзала города, перепланировка и благоустройство привокзальной площади - построили фонтаны, зону отдыха. Кроме того, была проведена реконструкция и ремонт выходящих на площадь зданий - почтамта и управления ЮЖД.
Вторым крупных событием стало строительство культурного студенческого центра Национальной юридической академией им.Я.Мудрого, на пересечении улиц Пушкинская и Лермонтовская. Строители планируют, что объект будет сдан к концу 2003 г. Строительство комплекса ведется в сжатые сроки. Строительство находится на особом контроле ректора академии - Василий Таций еженедельно проводит штабы, на которых я также присутствую (и как начальник управления обладминистрации, и как руководитель авторского коллектива архитекторов). Я считаю, что объект уникален и не будет иметь аналогов во всей Украине. Он может стать второй, после Театра оперы и балета, визитной карточкой города. Сейчас стройка подходит к концу - идет монтаж стекла, затем начнется оформление интерьеров. Думаю, что завершение объекта будет приурочено к 350-тилетию Харькова.

- 21 ноября харьковчане смогли познакомиться с Вашими картинами. Почему именно живопись и графика?
- Чиновничество отбирает у меня много времени. Кроме того, что я начальник управления облгосадминистрации, вторая моя должность называется "заведующий кафедрой, профессор". Но каждый архитектор должен знать технику рисунка, законы цвета - колористику. У каждого настоящего архитектора своя "кухня" - увлечения, на которых он может оттачивать свое мастерство и как рисовальщик, и как архитектор.
Я, все же, - творческая личность. Через призму своего творчества могу показать зрителям свою реакцию на какие-то события, рассказать о своем отношении к жизни. Кроме того, архитектура требует колоссальных денежных затрат для воплощения творческого замысла, а живопись - менее затратное творчество. Здесь я могу честно показать - чего хочу, чего жду и как представляю мир. Сейчас, чтобы рассказать обо всем этом, я вижу единственный путь - рисунок и живопись.
При этом, живописью я занимаюсь давно, началось это до архитектуры - еще со времен окончания художественной школы им.И.Репина. За все это время было много выставок - и тех, в которых я был одним из участников, и персональных, посвященных только зодческим разработкам, и живописных, и смешанных. Одной из самых интересных стала совместная с народным художником Украины Ковтуном выставка, в которой он представлял живописную, а я - архитектурную часть проекта. Последняя выставка была приурочена к моему юбилею - 55-летию. На ней было представлено очень много работ, выставка получилась хорошей, за это стоит благодарить фонд "АВЭК", который был организатором и спонсором мероприятия.

- Юрий Михайлович, Вы упомянули о том, что одна из Ваших должностей называется "заведующий кафедрой". Что это и где?
- Преподавательство - одна из обязательных сторон деятельности любого архитектора. Во все времена зодчих окружали ученики. Сейчас в Харькове действует творческая мастерская "Юрий Шкодовский". Раньше я ее возглавлял, теперь там работают мои ученики. Когда я ушел с руководящей должности в мастерской, они отказались менять ее название. Вообще, архитектура - это наука, в которой, на Украине отсутствовало обучение урбанистике ("управление развитием городов"). Получается, что должности районных, городских, областных архитекторов занимают люди, которым предлагается все узнавать на собственном опыте. А сейчас государству нужны управленцы высокого класса, но нет профильного учебного заведения. Поэтому впервые в Харьковом государственном техническом университете строительства и архитектуры была организована кафедра урбанистики, которую я возглавляю. Сейчас кафедра находится на этапе написания программ и методических пособий. Сам я работаю управленцем и чиновником долгое время, мой опыт и опыт моих единомышленников достаточен, чтобы найти решение этой сложной задачи.
Кроме того, для меня в преподавательской деятельности важна и вторая сторона - не только поделиться своим опытом со студентами, но и узнать их взгляды. Их непосредственность дает возможность "подпитаться" их энергией и прозрачным отношением к жизни. У меня не хватает времени, а замысло множество. Нужно все успеть - и поделиться опытом, и взять от молодого поколения его непосредственность.

- Знаю, что Вы занимаетесь спортом. Почему, как давно и каким видам спорта отдаете предпочтение?
- Как любой культурный человек, я отдаю себе отчет в том, что физическая культура - одна из составляющих общественного уклада и общественной культуры. Отношусь я к своим занятиям очень серьезно и занимаюсь с полной отдачей. Только так человек может заботиться о своем здоровье, имидже и внешнем виде. Можно сказать, что это элемент философии, при этом не декларативной, а действующей, воплощающейся в жизнь. Уже 4 года обязателен для меня поход в спортзал - два раза в неделю я занимаюсь со штангой под руководством чемпиона мира по пауэрлифтингу Михаила Старова. 20 лет у меня непреходящая любовь к футболу. С момента создания я принимаю участие в работе клуба "Босс". Здесь собрались мои единомышленники, которые считают, что развитие физкультуры так или иначе сосредоточено вокруг футбольного мяча. Среди членов клуба - работники облгосадминистрации, горисполкома, сотрудники МВД, юристы, врачи, учителя, директора предприятий, архитекторы, предприниматели, есть даже священник. Иначе говоря, наш клуб собрал людей вокруг интереса. "Босс" существует уже более 10 лет, и, как мне кажется, через годы социологи будут изучать его феномен.

- Юрий Михайлович, я видела Вашу фотографию с собакой. Кто она?
- Это наша семейная любимица - пуделиха Вента. Она с нами уже 6 лет. Вся семья к ней привязана. Вообще, сколько себя помню, рядом всегда была собака. В детстве это были дворняги, потом породистые. Но они были в моей жизни всегда. Тяжело их терять, но без них нельзя. Животное любит тебя бескорыстно и предано. Его приятно гладить. Недавно стало известно, что они снимают стресс, а тепло и уютно с ними было всегда. Твоя собака встречает после трудного дня, и усталость уходит. А фотография сделана харьковской фотохудожницей Валентиной Белоусовой.

- Юрий Михайлович, а как Ваша семья относится к тому, что дома Вас почти не бывает?
- На самом деле это так, у меня, кроме огромного количества работы еще масса общественных увлечений - я член Академии архитектуры Украины, член Правления Союза архитекторов Украины, член комитета по присвоению госпремий. К тому же, когда я был начальником городского управления градостроительства и архитектуры, поездки занимали час-два, а сейчас - областная администрация и поездка может затянуться на день или даже на два. Поэтому, я благодарен и признателен моей семье - жене, дочке и внучке. Они понимают значимость моей работы и помогают мне. Они терпеливо выносят все трудности, поддерживают все начинания и способствуют творчеству.


Справка "SQ". ШКОДОВСКИЙ Юрий Михайлович - родился 16 ноября 1947 г. в с.Новая Водолага Харьковской области. В 1971 г. закончил Харьковский инженерно-строительный институт. Кандидат архитектуры (2001 г.), профессор, заведующий кафедрой урбанистики Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры. Член правления Национального союза архитекторов Украины и Харьковской областной организации союза, в 1996-2001 гг. - председатель Союза архитекторов городов и областей Украины. С 1997 г. - действительный член Украинской академии архитектуры, в 1997 г. присвоено почетное звание "Заслуженный архитектор Украины", 2001 г. - лауреат Государственной премии Украины в сфере архитектуры, 2002 г. - золотая медаль Украинской академии архитектуры.
Работал в институте "Укрстройгорпроект" (с 1965 г.), главный архитектор Харькова (с 1994 г.), главный архитектор Харьковской области (с 2001 г.). Работы: генеральный план г.Первомайск (Харьковская область, 1972 г. - соавтор), проект центров г.Алчевск (Луганская область, 1972 г.) и г.Кривой Рог (1973 г.), Дом советов в г.Кривой Рог (1975 г.), проект планирования центра г.Желтые Воды (Днепропетровская область, 1978 г.), деловой и культурный центр на ул.Чернышевского (г.Харьков, 1993 г.), памятник Макаренко (с.Ковалевка, Полтавская область), памятник Г.Сковороде и Квитке-Основьяненко (г.Харьков), украинская православная церковь (Орджоникидзевский район г.Харьков), культовое сооружение армянской религиозной общины и другие. В 2002 г. стал одним из авторов книги "Харьков - вчера, сегодня, завтра".