Харьков, ДТП, безопаснотьВнимание к проблемам безопасности дорожного движения заостряется, как правило, после резонансных ДТП. Но если обратиться к статистике, то резонансной следует признать ситуацию на украинских дорогах в комплексе. За 2016-й год на дорогах погибли четыре тысячи украинцев, более тридцати тысяч получили травмы.
Смертность на украинских дорогах в разы превышает аналогичные показатели в наиболее развитых странах ЕС. В Украине ежегодно погибают на дорогах 15-17 человек на 100 тысяч населения. В Германии – 4,8, Швеции – 5,2, Франции – 7,5.

Справедливости ради стоит отметить, что страны Восточной Европы или недалеко ушли от Украины, или даже имеют худшие показатели.

Тем не менее, ориентироваться стоит на передовой опыт. В странах ЕС внедрена система контроля за молодыми водителями, которые получают различные дополнительные права – вождение ночью, перевозка пассажиров - лишь по мере накопления водительского опыта. Также существует схема штрафных баллов, накопление которых сверх установленного предела приводит к потере водительских прав.

Однако в европейских странах давно поняли, что минимизировать трагические последствия от ДТП только за счет ужесточения наказания и штрафных санкций невозможно. Поэтому в дорожную инфраструктуру городов вносятся изменения, которые принуждают водителей проявлять повышенное внимание и соблюдать скоростной режим.

Как заставить водителя добровольно снизить скорость?

Чем ниже скорость движения автотранспортного средства, тем выше шансы у участников дорожного движения остаться в живых при столкновениях. Во всех европейских странах скорость автомобилей в населенных пунктах не должна превышать 50 километров в час. (Исключение составляют только Беларусь, Украина и Россия, где верхний предел - 60 километров в час). В некоторых частях городов, например, возле детских учреждений, ограничения еще жестче – 30 километров в час.

Установлено, что при скорости движения автомобиля до 30 километров в час вероятность гибели пешехода при наезде крайне невелика.

В странах ЕС предпринимаются попытки ограничить скорость движения за счет усовершенствования городской инфраструктуры.

Что может содействовать снижению скорости автомобилей в городе?

1)    Островки безопасности. Они сужают проезжую часть, а следовательно, и скорость автомобилей. Также островки делают безопасными перекрестки, уменьшая радиус поворота автомобилей.

островок.jpg

2)    Сужение дороги перед опасным участком.

сужение дороги.jpg

3)    Пешеходный переход, поднятый на уровень тротуара. Он выполняет роль большого "лежачего полицейского" и заставляет водителей притормозить.

поднятый переход.jpg

4)    Неудобное покрытие. Пешеходные переходы можно выполнять из плитки или булыжника.

неудобное покрытие.jpg

5)    Создание искусственных извилин на дорогах. В ряде городов такого эффекта добиваются, размещая парковочные места с промежутками на разных сторонах улицы.

Извилины.jpg

6)    На высокозагруженных улицах используется круговое движение на перекрестках. Такая мера существенно снижает аварийность.

круговое движение.jpg

7)    Размещение парковочных мест на противоположных сторонах улицы.

Парковки.jpg

8)    3D-рисунки. Искусственные неровности – один из самых распространенных инструментов минимизации ДТП за счет принуждения водителей к ограничению скорости. ”Лежачие полицейские” использовались и в Украине, так что из зарубежного опыта следует отметить такое ноу-хау, как 3D-рисунки на плоской поверхности, создающие визуальное ощущение наличия неровности. Такие рисунки, например, могут имитировать повреждения в асфальтовом покрытии.

Yes

9)    Массированные рекламные кампании. Распространение информации о количестве дорожных происшествий и погибших на дорогах призвано оказывать психологическое воздействие на участников уличного движения.

Отменили правила дорожного движения

В 2007 году ЕС провел достаточно смелый эксперимент, начав реализацию проекта Shared Space – “Общее пространство”. Новая концепция дорожного движения заключалась в том, чтобы достичь сокращения количества ДТП за счет фактической отмены правил уличного движения. С улиц убирались все знаки и светофоры, тротуары опускались на один уровень с проезжей частью, а бордюры демонтировались.

Пилотные проекты реализовывались в семи городах и общинах Нидерландов, Бельгии, Дании, Великобритании и Германии. Например, только в немецком городе Бомте на демонтаж светофоров ЕС выделял 1,6 млн долларов.

Авторы проекта утверждали, что при отсутствии дорожных знаков люди не знают, что им делать, и начинают искать визуальный контакт с окружающими. Чем движение по дорогам опаснее, тем внимательнее становятся его участники, делая его тем самым безопаснее для себя и окружающих.

Правда, во всеевропейском масштабе подобная практика не прижилась.

Лежачие светофоры для пешеходов

Люди, которые не в состоянии даже на несколько секунд оторвать взгляд от смартфона, все чаще становятся либо жертвами, либо инициаторами дорожных происшествий. Чтобы минимизировать опасность от подобных личностей, в немецком городе Аугсбург на некоторых улицах разместили лежачие светофоры - мигающие индикаторы, встроенные в асфальт.
Чем больше огней - тем больше вероятность, что их заметят, рассудили в местной администрации.

Евросоюз

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.