STATUS QUO

Золотой треугольник Харькова

В центре Харькова есть три храма, посвященных Божией Матери. Это Благовещенский кафедральный собор, Успенский собор и Покровский монастырь. С ними связана древняя легенда о золотом треугольнике. Старожилы утверждают, что кто загадает желание на равном расстоянии от этих храмов, то сама Дева Мария попросит за того у своего сына. И желание непременно сбудется. Только желание должно исходить из сердца. Так что если у кого есть сокровенные желания, попробуйте загадать их в золотом треугольнике.

Чтобы найти это место, мы сделали этот проект, а так как традиция несет определенное благоговение, мы решили рассказать и о самих храмах.

Как найти это место

В октябре 2013 года на одном из харьковских форумов обсуждалась эта легенда и способ, как найти это место внутри ”треугольника”. Один из участников детально подошел к решению вопроса, используя законы геометрии. За это ему отдельное спасибо - вот карты-схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храмы, которые образуют треугольник

 

Свято-Покровский монастырь

ул. Университетская, 8/10, pokrovsky-monastyr.kh.ua

Начнем со Свято-Покровского мужского монастыря, расположенного в историческом центре города.

Первое упоминание о храме, еще деревянном на тот момент, относится к 1659 году. В 1689 году казаками, жившими на реке Лопань, была построена каменная Покровская церковь со звонницей. В том же году храм был освящен митрополитом Авраамием.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы - самое старое здание Слободского края. Можно сказать, что храм является центральным элементом Покровского архитектурного ансамбля, выполненного в стиле барокко. Он представляет трехбанную церковь.

После образования указом императора Павла I от 16 октября 1799 года отдельной Слободской епархии на территории монастыря открылась духовная консистория. В это же время верхняя церковь храма Покрова Пресвятой Богородицы вплоть до 1846 года становится кафедральным собором епархии.

Датой основания Свято-Покровского мужского училищного монастыря принято считать 1726 год. Свое название монастырь получил три года спустя синодальным указом от 1729 года, когда к нему был присоединен храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1731 году здесь основали Харьковский коллегиум - первое высшее учебное заведение Левобережной Украины.

Главной святыней монастыря являлась Озерянская икона Божией Матери, которая ежегодно переносилась в период зимних морозов из Куряжского монастыря в Свято-Покровский. Так как здание Покровской церкви не могло вместить всех желающих прикоснуться к святыне, было принято решение возвести для этих нужд Озерянскую церковь. Она была выполнена в довольно редком для православной архитектуры базиликальном стиле, декорирована была византийскими и русскими мотивами и 12-ю московскими главками-луковицами. Возведение Озерянской церкви завершило монастырский архитектурный ансамбль, предав всему комплексу монументальность.

В 1990 году советские власти приняли решение о возвращении в церковное пользование всего монастырского комплекса, и только с началом XXI века завершаются ремонтно-реставрационные работы монастырского комплекса. С этого времени Свято-Покровский монастырь приобретает свой нынешний облик.

Успенский собор

ул. Университетская, 11

Изначально место нынешнего Успенского собора занимало деревянное строение церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1657 году. В 1680-х годах на месте церкви возвели первый на Харьковщине каменный собор.

Но в начале марта 1733 года в Харькове вспыхнул сильнейший пожар, который оставил после себя лишь каменную кладку стен. Через год храм был восстановлен, но по всему зданию в скором времени появились трещины. В связи с аварийным положением в 1770-х годах было принято решение о разборе старой кладки и возведении на этом месте нового собора, отвечающего требованиям екатерининской эпохи.

За основу для нового Успенского собора было взято здание московского храма Св. Климента, построенного в 1770 году.

Успенский собор был завершен 1783 году. Он значительно превосходил по своей площади здание старого собора. В нем располагалось четыре престола. Внешнее убранство Успенского собора имеет черты классицизма, проявляющегося в сдержанном виде фасадов, а также барокко, которое нашло отражение в немногочисленных лепных украшениях в виде херувимов.

Однако возведение собора не стало конечным пунктом. В 1819 году было принято решение о строительстве новой колокольни в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. После сбора многочисленных пожертвований в мае 1821 года начались работы по строительству колокольни, которые велись с перерывами вплоть до 1837 года под руководством архитектора К. А. Тона. В 1841 году на колокольне был установлен позолоченный крест весом в 400 кг и высотой в 5 метров. Работы были завершены в 1844 году. Многоярусная колокольня с крестом составила 89,5 метров. Было установлено 12 колоколов, вес которых варьировался от 8 кг  до 16 тонн. В 1862 году были установлены часы парижской фирмы "Борель".

После прихода в Харьков большевиков Успенский собор использовался для разнообразных хозяйственных нужд, что в значительной мере способствовало разрушению памятника. Лишь в 1973 году были начаты реставрационные работы, в результате которых укрепили фундамент, стены, пилоны, арки, восстановили барабаны центрального и боковых глав собора, заново вызолочили купол, возобновили наружную и внутреннюю отделку. С 1986 года в здании Успенского собора действует Дом органной и камерной музыки.

Собор Успения Пресвятой Богородицы считается одной из визитных карточек Харькова. По сей день собор является самой высокой точкой города - словно маяк, направляющий в самое сердце, в его центр.

Благовещенский собор 

пл. Благовещенская, 1, телефон (057) 712-47-37

Самый известный храм в Харькове - Благовещенский кафедральный собор, центр Харьковско-Богодуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата.

Как и предыдущие храмы,  на его месте в 1650-х годах была старая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, но в 1738 году здание сгорело дотла в пожаре.

Стиль собора характеризуют как смешение русских, неовизантийских и готических традиций. Архитектор начала ХХ века харьковчанин Михаил Ловцов, известный своей тягой к экспериментам, смело сочетал разнообразные традиции в одном здании. Он не жалел купеческих денег, красок и материалов, и в результате собор стал уникальным архитектурным памятником, обещающим простоять еще долгие годы.

В 1901 году новый храм был окончен, освящен и принял форму, известную сегодня каждому харьковчанину.

Благовещенский собор стал особенным среди православных храмов благодаря богатству убранств, количеству икон, мастерству фресок и картин. На тот момент он был одним из наибольших православных храмов, вмещая до 4 тысяч прихожан. А особое внимание привлекал уникальный иконостас, выполненный из белого каррарского мрамора.

Все внутреннее убранство стоило около 400 000 рублей, а в основе здания заложено около 7 миллионов кирпичей. 3 июля 1914 года храм официально признан “градским собором”.

Тяжелым испытанием для собора стали советские времена. Большевики закрыли храм, пообещав, что на его территории будут проводиться культурные мероприятия и заседания деятелей культуры и спорта. Однако, по словам жителей города того времени, ничего, кроме конюшни и склада, в соборе не было. Во время Великой Отечественной войны храм возобновил службы.

Весь период оккупации Харькова сборо продолжал работать, а когда город был освобожден, ему присвоили звание кафедрального. К началу 50-х собору переданы мощи харьковского святителя Мелетия и святого Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского. А уже в 90-е собору были переданы мощи священномученика Александра (Петровского) - харьковского архиепископа, который был репрессирован в 1938 году.

Сегодня собор представляет собой величественное здание, обнесенное росписной каменной изгородью и подсвечиваемое по вечерам сотнями ламп.

Наш совет, где загадать желание

Есть также мнение, что для того, чтобы загадать желание, нужно стоять в точке, откуда одновременно видно три этих храма. Лучшего места, чем пересечение ул. Университетской и Соборного спуска, не найти. Вечером, когда соборы и монастырь подсвечиваются, а день со всеми заботами подходит к концу, можно подумать о чем-то не сиюминутном и попросить у Богородицы помощи.