Документ "Украинский прорыв", который презентовала Юлия Тимошенко как программу деятельности правительства, программой, по сути, не является.

Это - около 250 страниц общих фраз, однако даже по ним, как по первым штрихам будущего рисунка, можно судить о том, что и каким образом Кабмин Тимошенко планирует обеспечить украинцам.

Тема борьбы с коррупцией проходила красной нитью через всю предвыборную программу Юлии Тимошенко. Именно тотальная коррупция, по словам БЮТовцев, является причиной того, что Украина до сих пор не может стать на рельсы неуклонного повышения благосостояния. Глава "Антикоррупционный прорыв" документа призвана, очевидно, продемонстрировать, насколько БЮТ понимает проблему и как именно собирается ее решать. Но внимательное прочтение этого раздела вызывает серьезные сомнения в том, что правительство Юлии Тимошенко способно не то что искоренить коррупцию, а просто сдвинуть дело с мертвой точки.

Начать стоит с факторов, которые, по мнению специалистов Тимошенко, вызывают коррупцию. Факторов этих в документе целых двенадцать, но главный из них почему-то находится последним, хотя должен стоять первым, а возможно единственным, поскольку все остальные являются лишь следствием. Звучит этот фактор так:

деформированная мораль общества, в котором|каком| граждане, признавая негативность коррупции, в то же время|одновременно| рассматривают ее как неотъемлемую составляющую собственного предпринимательского успеха, а чиновники считают возможным использовать государственные должности в личных интересах.

Все остальное - непрозрачность власти, несовершенство всего и вся, несоблюдение того и этого - лишь следствие того, что коррупция в Украине является, по сути, частью общественного договора. В этом пункте авторы "Украинского прорыва" признают, что коррупция выгодна как представителям власти, так и бизнесменам. С одной стороны, именно представители бизнеса, страдают от чиновничьего произвола больше всех или, по крайней мере, сталкиваются с коррупцией чаще других. Но с другой стороны, именно вянущий под гнетом коррупции украинский бизнес "рассматривают ее (коррупцию) как неотъемлемую составляющую собственного предпринимательского успеха".

Кроме того, авторы документа упустили еще один важный момент. Дело в том, что не только бизнесмены и чиновники, чувствуют себя в "насквозь коррумпированном" обществе комфортно. Есть целые социальные слои, которые почти поголовно живут исключительно взяточничеством. Здесь следует пояснить, что по закону, субъектами коррупции могут быть только государственные чиновники, депутаты и военные, а взятка преподавателю вуза коррупцией по закону не считается. Т.е. коррупция и взяточничество - это разные, хотя и очень близкие понятия. Так вот, взяточничество "кормит" врачей, преподавателей, мелких чиновников, которым ранг госслужащего не присвоен, работников фирм, охотно принимающих "откаты" (которые по закону тоже являются взятками, т.е. формально - уголовно-наказуемыми деяниями) и даже ЖЭКовских сантехников, берущих десятку за замену прокладки в кране. И это - миллионы граждан Украины. Взяточничество стало образом жизни огромной части населения, но главная проблема - взяточничество деформировало мораль не только бизнесменов и чиновников, но и простых граждан. Сегодня ты врач государственной поликлиники, принимающий скромные 50 грн. за прием, а через час, отдавая ГАИшнику двадцатку, ты - яростный противник коррупции.

Вот очень простой тест на отношение к коррупции. Предлагаю читателю честно спросить себя: когда вы гневно обличаете коррупцию, сколько в вашем гневе неприятия коррупции как явления и сколько в нем банальной зависти к тем, кто лучше устроился? Или спросите себя, сколько в вашем окружении людей, которым брать взятки было бы просто стыдно? (Людей старшего поколения в этот список включать не стоит по причине иной, как мы презрительно иногда называем - "совковой", ментальности). Если на первый вопрос вы ответите, что гнев ваш праведен, а на второй - что таких людей большинство, смею предположить, что вы не украинец.

Итак, с одной стороны коррупция есть безусловное зло, а с другой, "зло коррупции" принимается почти всем населением Украины. Это главный парадокс, который перечеркивает все пункты "Антикоррупционного прорыва", связанные с мерами по борьбе с коррупцией.

А пунктов этих целых 35. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

Итак, первым пунктом звучит: "Формирование политической|политичной| воли всех ветвей|веток| власти на борьбу с коррупцией. Мы будем требовать подписание всеми политическими|политичными| силами и представителями правительства Кодекса чести, которым|каким| народные избранники на себя брали бы|б| обязательство бороться с коррупцией". Этот пункт стоит упомянуть только потому, что он как нельзя лучше демонстрирует декларативность всего "Украинского прорыва".

Следующий пункт характеризует не только декларативность, но и популизм: "Усиление|усугубление| административной и криминальной|уголовной| ответственности за взяточничество|мздоимство|; установление пожизненного заключения чиновникам за коррупцию".   Пожизненное заключение для чиновников выглядит как трансформация фразы "Бандитам - тюрьмы". Кроме того, степень тяжести коррупции авторы документа почему-то упустили.

Впрочем, есть в "Украинском прорыве" меры по борьбе с коррупцией более-менее конкретные и на первый взгляд здравые. Таковой выглядит мысль об "общей стандартизации и унификации законодательства с учетом опыта развитых стран и стран, которые достигли успеха в борьбе с организованной преступностью и коррупцией".Правда какие именно это страны и насколько применимо к Украине их законодательство с учетом исторического опыта и ментальности авторы не указали. Зато фраза получилась "круглой" и здравой - не поспоришь.

Есть идеи и меры, к коррупции отношения вовсе не имеющие. Например, "реальное сокращение расходов на транспортный парк министерств, комитетов и др., в частности|в том числе|, запрещение закупок дорогих марок автомобилей". Или вот такое, наболевшее: "Внедрение|ввод| императивного мандата для депутатов всех уровней - права блока или партии отзывать тех депутатов, которые|какие| не выполняют|исполняют| предвыборной программы".

Целых три пункта занимают мероприятия, связанные с ликвидацией механизмов оплаты услуг государственных учреждений, например, сборов и пошлин за выдачу различных справок. Интересно, что авторы "Прорыва" предлагают ликвидировать практически единственную возможность легализации и контроля "подношений". Кроме того, "хозрасчетные" госорганы могут если не приносить средства в бюджет, то, по крайней мере, не быть бюджету в тягость. И еще интересно, каким образом все это связано собственно с коррупцией?

Еще один пункт отражает совершенно ошибочное мнение, что если платить больше, то брать перестанут: "Повышение уровня социальной защиты и материального и жилищного|жилого| обеспечения стражей порядка и судей; обеспечение личной безопасности им и членам их семей". Похоже, авторы давно не ходили в народ и не имеют представления о реальных доходах чиновников. ГАИшник, который ездит на новом "Мерседесе", - картинка для Украины не редкая. Интересно, какую нужно установить ГАИшнику зарплату, что бы он продолжал ездить на том, на чем привык, честно штрафуя нарушителей? Суммы взяток достигают в Украине сотен тысяч, а то и миллионов долларов. Какой зарплатой и социальной защитой можно хотя бы частично компенсировать такие "доходы"? Поднять зарплату втрое и ввести бесплатный проезд в общественном транспорте?

В отдельный блок стоит выделить мероприятия, которые можно условно назвать информационными. По мнению авторов "Украинского прорыва", страна должна знать своих героев. Для этого предлагается "создание электронной системы информирования населения (местных обществ|общин|) о местных бюджетах" и чуть ниже - практически то же самое: "Обеспечение предания огласке информации об использовании|употреблении| средств|стоимости| государственного и местных бюджетов". Вот еще одна мера, призванная, очевидно, ударить под дых хитрых коррупционеров: "Установление в законодательстве требования предания огласке чиновниками управленческого состава всех уровней своих расходов, а также расходов и доходов своей семьи". Интересно, авторы "Прорыва" читали когда-нибудь харьковские электронные СМИ, в которых на фоне противостояния городских властей и оппозиции "сливается" информация, которой хватило бы на добрую сотню "пожизненных заключений за коррупцию". И что, разве возбуждено хотя бы одно уголовное дело? Наверное, авторы "Антикоррупционного прорыва" наивно решили, что возмущенные граждане, узнав о том, что сын чиновника купил новый "BMW", устроят этому чиновнику суд Линча или, по крайней мере, побьют в этом "BMW"стекла.

В "Антикоррупционном прорыве" еще много спорных пунктов, но нет одного момента. Самое главное упущение авторов этого раздела - полное игнорирование тех, кто находится не в чиновничьих кабинетах, а идет туда, припася конвертик за решение нужного вопроса. За желанием загнать под лавку коррупционеров авторы как-то забыли о той части населения, которая просто привыкла плыть в бурном море украинского бизнеса, образования, медицины и т.д. всегда имея в виду, что решение любой проблемы имеет цену, и вопрос лишь в том, готов ли ты эту цену заплатить. Ошибка эта идет от деления на "мы" и "они": есть "мы" - честные граждане и есть "они" - подлые коррупционеры. Такое деление годится для площадной риторики, а не для программы действий. Все дело в том, что "они" и "мы" - часть одного целого, называемого "украинцы".

Чиновники не берутся из ниоткуда, они не пришельцы, посланные нам за грехи, а часть из них мы даже выбираем сами, бросая в избирательную урну бюллетени. Каждый здравомыслящий украинец, голосуя практически за любую политическую силу, понимает, что голосует за коррупционеров, но проголосовать "против всех" не хочет. Значит, если мы, зная о тотальной коррупции независимо от "цвета" политиков, все же голосуем за них, значит, мы… согласны. Каждые выборы превращаются в референдум с вопросом "Поддерживаете ли вы коррупцию?". И мы, даже наученные горьким опытом смены власти, голосуем - "Да".

Авторы "Украинского прорыва" собрали в один документ популистские лозунги и спорные с точки зрения закона и здравого смысла сентенции. И останься этот документ предвыборной брошюрой, вопросов бы не возникало. В конце концов, был же "План розвитку країни", и кто теперь о нем помнит? Но "Прорыв" стал программой деятельности правительства. Остается надеяться, что принятие популистской программы является популизмом, и правительство не станет выполнять спорные пункты "Украинского прорыва".