- Сергей Яковлевич, каковы основные проблемы украинских книгоиздателей и представителей издательского бизнеса вообще? Почему российские издатели более успешны?
-
Основная проблема украинских издателей - дорогая бумага, которая завозится в основном из-за границы, в первую очередь - из России. Я уже не говорю о том, что целлюлоза полностью закупается за границей. Но и саму бумагу приходится покупать извне. А это ввозные пошлины и НДС, которые диктуют высокие цены на бумагу, что автоматически увеличивает стоимость полиграфических изданий. Изначально украинские и российские издатели находятся в неравных условиях. Традиционно центры полиграфического и издательского дела были сосредоточены в России. Там они и остались. Это и сырьевики, и производители бумаги, и типографии, и целые крупные издательства, которые печатали огромные тиражи на всю страну. После образования независимой Украины прошло недостаточно времени для того, чтобы создать свою полноценную отрасль. Она и сейчас находится в стадии становления. У нас даже не было специалистов, что до сих пор ощущается. Сейчас делаются попытки поднять бумагопроизводящие предприятия. Насколько мне известно, один из самых крупных в Украине Жидачевский комбинат сейчас выкупили. Но выкупили что? Металлолом и дряхлые помещения… Нужно закупать современное оборудование, чтобы производить бумагу не только в достаточном количестве, но и нормального качества. Для этого нужны колоссальные средства, которых сегодня у большинства украинских предпринимателей просто нет. Практически нет предпринимателей такого уровня, которые были бы в состоянии профинансировать создание отрасли. У нас считается, что если доходы компании измеряются миллионами гривень, то это уже солидные результаты. Но если учесть, что только один современный станок стоит миллион долларов, то станет понятным, что "подъем" отрасли требует сотен миллионов долларов и под силу лишь общегосударственной программе. Украинская книга неконкурентоспособна еще и потому, что идет экспансия дешевой российской книги, которая к тому же часто поступает в основном по нелегальным каналам, а это еще более ее удешевляет - не платятся таможенные и другие налоговые ввозные платежи. Двуязычие, которое особенно ощущается в восточной Украине, также удорожает украинский продукт, так как одно и то же издание на двух языках фактически означает производство двух различных изданий. Конечно, сказывается и низкая покупательная способность большей части украинского населения. Для многих книга - не предмет первой необходимости. Бедные слои населения не могут покупать книги, тем более дорогие. А тем, кто может себе позволить купить даже самые дорогие книги, как правило, не хватает времени ни для того, чтобы ходить за покупками, ни на чтение.

- Что могло бы принести введение в действие закона "О поддержке книгоиздательской деятельности в Украине", который был принят Верховной Радой в ноябре 2002 г., но не поддержан президентом?
- Честно говоря, я бы сильно не муссировал этот закон. Хотя, конечно, у нас будут проблемы, если не будет введен в действие хотя бы какой-нибудь нормативный акт, регламентирующий определенные льготы. Дело в том, что с 1 июля 2001 г. до конца 2002 г. действовал закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения" (он были принят 18 мая 2001 г.). В соответствии с этим законом были освобождены от ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость многие виды расходных материалов и полиграфической техники. Предусматривалась и льгота по налогу на прибыль от производства полиграфической продукции. На самом деле, если говорить о такой низкорентабельной отрасли, как наша, то, как правило, эта льгота не стратегически важная для полиграфических предприятий. А вот если говорить о таможенной пошлине и НДС, то это очень важно. Например, при импорте дорогостоящего оборудования (а, как я уже сказал, новая 5-красочная форматная установка стоит 1 млн. долл.) ввозные платежи приводят к дополнительным затратам, которые, в конечном счете, сводятся к суммам с шестью нулями. Только НДС увеличивает стоимость оборудования на 20%. Поэтому проще купить подержанную машину, которая на 30% дешевле. Но в этом случае страшны не столько физическая изношенность машины, сколько ее моральное старение. Это уже не современное оборудование, что, в конечном счете, снижает качество, а значит и конкурентоспособность печатной продукции. Так вот, 28 ноября 2002 г. Верховная Рада приняла важный расширенный закон о государственной поддержке книгоиздания в Украине. Это уже был комплексный закон, который давал решение широкого спектра проблем в издательстве. Он освобождал от НДС и налога на прибыль все этапы книгоиздания (допечатной, послепечатной подготовки, издательскую деятельность). Издательская деятельность в широком смысле - это изготовление продукции. Но, говоря в энциклопедическом смысле, собственно издательство - это некий коллектив людей, который готовит книгу. Они могут сами писать, могут быть просто маркетологами, которые "вынюхали" хорошее издание, заключили договор с автором, кому-то заказали набрать, скорректировать, а может быть и третий этап: заказали в типографии, отпечатали и по лоткам роздали. "Продвинутое" издательство занимается всеми видами подготовки печатной продукции, от авторства до распространения. Согласно закону, с 1 января 2003 г. до 1 января 2008 г. освобождались от ввозной пошлины и НДС все расходные материалы (в прежнем законе только отдельные виды) и все оборудование, оргтехника. Но при условии, что дополнительные доходы от льгот должны были тратиться на развитие производства. Это правильно. Но 28 декабря 2002 г. президент наложил вето на этот закон. Сложилась ситуация, когда тот закон, частичный, перестал действовать, а новый закон президентом и законом о госбюджете на 2003 г. был отменен. 16 января 2003 г. парламент принял закон о продлении действия того, первого закона до 1 января 2005 г., но президент пока не подписал и этот закон. Все находятся в ожидании. И наше предприятие в том числе, поскольку мы запланировали в этом году приобрести достаточно дорогое переплетное оборудование, которого еще нет в Украине. Мы уже, честно говоря, его заказали. Всего в Украине только несколько переплетных установок. Но такого качества пока нет ни одной. Конечно, для нас важно было бы приобрести его без запредельных затрат.

- Говорят, что действие закона от 28 ноября создало бы в Украине нормативную базу поддержки отечественного книгоиздания, которая аналогична российской ...
- Да, можно так сказать. В российской нормативной базе практически то же, что предполагалось этим законом у нас. Он был бы аналогичным российскому. Но ожидать от него того, что российская и белорусская книга начнет резко уходить с нашего рынка, нельзя. У них изначально условия для издательской деятельности другие. Прежде всего, - бумага. Ввозная пошлина и НДС - основное для нас, остальное не столь важно. Другое дело, что необходимы какие-то протекционистские действия государства в вопросах экспортно-импортной политики. Если поддержать нашу бумажную отрасль, освободив ее от ввозных пошлин и налогообложения, тогда действия государства по поддержке были бы ощутимы. И если к тому же предположить, что Россия не введет со своей стороны пошлины на вывоз (а она наверняка это сделает), да еще наложить ввозные пошлины на российскую продукцию и обеспечивать, чтобы она не прошла нелегально, тогда бы можно было говорить о создании аналогичных условий поддержки книгоиздателей.

- Как за последние годы изменился объем издательской деятельности в Украине?
- Точных данных не знаю. Но уверен, что за последние 3-4 года объем печатной продукции в Украине резко увеличился. По-прежнему в основном мы пользуемся российской и белорусской книгой. Но если говорить о развитии издательской деятельности вообще и о полиграфической продукции, в частности, то здесь идет многократное увеличение. Если же говорить о "Факторе", то у нас рост объемов производства за этот период вырос в десятки раз. И есть тенденции дальнейшего роста. Сейчас уже и специалисты появились хорошие. Произошли колоссальные и очень приятные изменения в полиграфии Украины. Лет 5 назад ни одно действительно качественное издание не печаталось в нашей стране. Сегодня только уж очень эксклюзивные вещи печатаются за границей, все остальное - у нас. Появились высококлассные станки, оборудование, на котором можно делать практически все. Отрасль поднялась и развернулась технически.


- Многие отрасли уже полностью ушли из государственной системы. А как полиграфическая? Должна ли оставаться в издательской деятельности хотя бы часть государственной монополии?
- Думаю, что на сегодняшний день объем полиграфической продукции, выпускаемой предприятиями негосударственной формы собственности, значительно превышает объем продукции государственных издательств и типографий. Но доля государственных предприятий в отрасли все еще высока. При этом я категорически возражаю против драматизации потери госсектором своих позиций в полиграфии. В настоящем рыночном обществе побеждает более расторопный, старательный, добросовестный. И это дает обществу лучшее качество, меньшую цену на продукцию, лучшие условия труда работников. Вдумайтесь, разве при покупке книги кто-то интересуется, какой формы собственности предприятие, которое ее выпустило? Уверен, любого в первую очередь интересует качество и цена. Все остальное - это игра в политику. Поэтому меня и удивляют и возмущают остатки рудиментарных принципов деления некоторыми государственными мужами предприятий на "наши" - государственные и "не наши" - частные. А результаты такого подхода имеют антинародный характер. Посудите сами: вкладывая деньги в реконструкцию некоторых госпредприятий, разваливающихся в силу их неэффективности, мы берем эти деньги не из воздуха, а из нашего с вами кармана - из бюджета страны. При этом вкладываем, заведомо зная, что адекватной отдачи бюджет не получит. Более логично было бы поддерживать тех, кто эффективно работает в этой отрасли. Помогают той "лошади", которая везет. Более того, мировой опыт изобилует примерами, когда государство, желая поднять неэффективную отрасль, отдавало за бесценок целые предприятия в частные руки, то есть более эффективному пользователю. При этом общество получало и налоги, и рабочие места, и благополучную социальную инфраструктуру. Аксиоматично: роль государства - устанавливать правила игры и жестко контролировать их выполнение. Думаю, не трудно представить, как бы выглядел футбольный матч, в котором бы судья вступил бы в игру на стороне одной из команд.

- Какими видами издательской деятельности сегодня наиболее выгодно заниматься?
- Наиболее выгодно заниматься производством упаковки и этикетки. На эти виды деятельности еще 7-8 лет назад в Украине был большой спрос. Мы, например, и тогда этим занимались, и сейчас в некотором роде занимаемся. Но это не наш профиль. Сейчас на этом рынке жесточайшая конкуренция. Достаточно сказать, что с начала действия специального режима инвестиционной деятельности на территории Харьковской области полиграфическая отрасль среди утвержденных проектов заняла лидирующее положение. В числе полиграфических проектов, прошедшие через спецрежим, абсолютно все - по производству упаковки и этикетки. Это и говорит о высоком уровне рентабельности. Это крупнотиражный и технологичный вид полиграфической деятельности: зарядил одну этикетку и печатаешь, не выключая станок. И хоть стоимость этикетки копеечная, но за счет больших тиражей и малых затрат на ее разработку и подготовку выходит большая прибыль. Еще одна потенциально выгодная деятельность - издание школьных учебников. Здесь тоже можно выигрывать за счет большой тиражности. К тому же, этот вид ближе нашей специфике. Но сегодня сфера образования в Украине сама по себе не устоявшаяся, и рынок учебной литературы тоже не стабилен, его постоянно штормит. Разногласия в методических рекомендациях, в одной школе учатся по одним учебникам, в других по иным. И спрогнозировать, какие учебники будут востребованы, какие нет, невозможно.

- Как формируется спрос на литературу?
- Наше предприятие выпускает сегодня около 100 наименований книг в год тиражом от 2 до 12 тыс. экземпляров. Все они - собственного производства. Как мы создаем свои издания? В первую очередь - это маркетинговые исследования, наблюдения, оценка. Они производятся нашими же авторами, которые работают над содержанием. Они знают целевую аудиторию и знают, к кому они обращаются, для кого пишут, и по опыту планируют: у этой книги будет более широкий круг читателей, у этой менее. Угадать с тиражом очень сложно. В лучшем случае бывает так: делаем первое издание, затем идет его реализация в течение полугода, потом до-издание. Хорошо, если до-издание реализуется такими же темпами, но бывает, что второе издание реализовывается вдвое дольше первого, а третье - еще дольше. Всегда есть непопадание. Как определяемся с тематикой? Тут просто нужно быть специалистом. Мы проводим минимум 40 семинаров в год по всей Украине, в каждом областном центре, в райцентрах. У нас более 10 тыс. слушателей в год. Большая аудитория. Семинары специфические, но они тоже помогают решать нам стратегические вопросы. Наши потенциальные потребители это, в первую очередь, бухгалтеры, финансовые директора, руководители. На 80% - бухгалтеры. На них мы ориентируемся.

- Когда-то говорили, что у нас самая читающая страна в мире. В первые перестроечные годы это подтвердилось, когда пошел обвал литературы, не издававшейся прежде. Начался читательский бум. Сейчас больше читают детективы, триллеры, эротику. Снизился ли общий интерес к книге? Насколько преобразование в нечитающую страну отразилось на издательской деятельности? Как влияют на нее перемены в ценностных ориентирах?
- Наша жизнь была основана на сплошных мифах. Их было очень много. То, что наша страна самая читающая - один из мифов. Кто читал, тот и читает, 70% и тогда были не читающими. Не секрет, что книги покупались наряду с хрусталем и коврами как предметы домашнего интерьера и просто стояли на полках "неразрезанными". И процент читающих был не выше, чем сейчас. Что касается тематики, безусловно, конъюнктура всегда существовала и будет существовать, она меняется волнообразно. Веяние времени сказывается. В начале 90-х мы читали "Огонек", Солженицына и прочее. Только общество диктует спрос на литературу. Издатели удовлетворяют потребности общества. Практически невозможно заставить человека делать что-то для него противоестественное. Мало людей, которым нравится Тарковский. Тарковский и иже с ним - это интересы очень узкого круга. Они не могут быть коммерческими. Они могут существовать или за счет поддержки государства, что для них неприемлемо, и это не правильно, или за счет спонсоров, что правильно. Существуют моменты общесоциального характера, которые без государственной поддержки умрут, но они очень важны для государства. Это образование, наука, особенно теоретическая. Нет частника, который будет финансировать издания по физике или химии. Это дело государства. Но "управлять" фильмами, какие нужно выпускать, какие нет, это неправильно. Когда мы смотрим на книжные прилавки, то видим лицо нашего народа. Не нравится? Ну, как говорится, нечего на зеркало пенять… Поэтому, если там триллеры и детективы, что ж... Так они еще в глянцевую обложку упакованы, на самом деле мы еще страшнее. Лично я - как тогда увлекался серьезной исторической литературой, так и сейчас.
Теперь издается гораздо больше серьезной литературы, чем при советской власти. Просто издается такое количество дешевой литературы, что серьезная тонет в нем. Особенно когда заходите на книжную балку, в глазах рябит от этих ростовских или московских изданий малого формата с золотым тиснением. На самом деле ширпотреба в искусстве всегда было больше, чем шедевров. Что, сейчас больше в Америке фильмов снимается? Нет. Надо отдать должное чиновникам советской эпохи, они для нас выбирали лучшие фильмы. Как тогда, так и сейчас из 500 американских фильмов в год производится только 5 шедевров. Просто раньше мы не все видели, а теперь все. Поэтому я бы пеплом голову не посыпал. Снизился ли общий интерес к книге? Нет, думаю, не снизился. Еще недавно я был в большом отчаянии оттого, что мой сын не читает книги запоем, как я когда-то в детстве и юности, с фонариком под одеялом. Но он мне объяснил, и я понял, что сегодня появился целый пласт новых видов воздействия на нашу культуру, которого раньше просто не было. Оказывается, он не "вылазит" из Интернета, где он читает и специальную литературу, и художественную. Это тоже надо иметь в виду. Та молодежь, которая заражена компьютерными носителями информации, от бумажных носителей отходит. Не считаю, что это равноценные вещи, но компьютер - серьезный конкурент книгам. Наверное, раньше вопросам грамотности больше уделяли внимания. Но, знаете, как руководитель, много лет подписывающий документы и у которого брезгливость вызывает, когда что-то неграмотное читаешь, могу сказать: это было всегда. Так что драматизировать по поводу безграмотности не стоит. Особый оптимизм в меня вселяет общение с нынешней молодежью. В прошлом году 900 студентов участвовали в конкурсе "Аудитор". Замечательные ребята есть, очень грамотные, толковые, способные, целеустремленные, и их немало. Хотя, конечно, не большинство. Но их всегда и везде мало. Есть исследования, согласно которым всего 10% населения в любой стране обладают хорошими способностями интеллектуального развития. Издательская деятельность не может быть направлена только на эти 10%. Издатель, особенно в рыночной ситуации, отражает потребности большинства. Если обыватель хочет "детективу", значит издатель будет производить 90% детективов, а 10% серьезной литературы. Хотя если говорить о "Факторе", то, пожалуй, мы работаем в основном не для большинства.

- Как Вы относитесь к тому, что сейчас на месте традиционного "Книжного мира" супермагазины верхней одежды и обуви? Ведь это были помещен