- Юрий Григорьевич,
какую работу проводит Государственная инспекция по контролю за ценами? Мониторинг
цен на какие товары входит в ее обязанности? Проводите ли вы мониторинг тарифов
на жилищно-коммунальные и другие услуги?
- Основными заданиями госинспекции является проведение мониторинга цен и
тарифов на товары и услуги потребительского рынка (основные потребительские
товары, отдельные виды нефтепродуктов, жилищно-коммунальные услуги, твердое
топливо, сжиженный газ для бытовых нужд населения, услуги городского пассажирского
транспорта), обобщение его результатов, подготовка предложений для стабилизации
ценовой ситуации. В пределах своей компетенции инспекция осуществляет проверки
порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также их экономического
обоснования, оказывает местным органам исполнительной власти, предприятиям,
учреждениям и организациям всех форм собственности методическую помощь, дает
рекомендации по вопросам соблюдения порядка формирования, установления и применения
цен и тарифов.
Когда это необходимо, мы предлагаем отменить противоречащие законодательству
решения, принятые органами исполнительной власти местного самоуправления и касающиеся
формирования, установления и применения цен и тарифов. За нарушение порядка
формирования, установления и применения цен и тарифов, а также невыполнение
требований госинспекции цен применяем к предприятиям, учреждениям и организациям
меры.
Кроме этого госинспекция цен вносит соответствующим органам, уполномоченным
по вопросам ценообразования, предложения, касающиеся усовершенствования порядка
формирования, установления и применения цен и тарифов, осуществляет контроль
над соблюдением государственных регулируемых цен и тарифов на перевозку пассажиров
и багажа автобусами межгородских, межобластных маршрутов; на основные услуги
электросвязи, международной, почтовой связи. В сферу ее внимания входят услуги
по подписке и доставке периодических печатных изданий, выплате и доставке пенсий,
предельные размеры платы за проживание в студенческих общежитиях, тарифы на
электроэнергию, отпускаемую населению для бытовых нужд, на природный газ, используемый
для нужд населения; уголь, угольные брикеты, топливный торф, дрова, торфяные
брикеты, сжиженный газ. Контролируется инспекцией предельный уровень торговой
надбавки на детское питание; платные услуги лечебно-профилактических и санитарно-профилактических
государственных и коммунальных заведений охраны здоровья, предельные торговые
надбавки на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, цены
на которые согласно перечню отечественных и импортных лекарственных препаратов
и изделий медицинского назначения подлежат государственному регулированию, реализуются
через аптечную сеть и приобретаются государственными и коммунальными заведениями
охраны здоровья за бюджетные средства.
- Может ли инспекция, проанализировав тенденции изменения цен, давать свои
рекомендации другим государственным структурам?
- Анализируя изменение цен в области, инспекция, в случае их резкого повышения,
может вносить облгосадминистрации предложения о введении государственного регулирования
цен. Например, в апреле 2002 г., инспекция проинформировала Харьковскую облгосадминистрацию
о результатах мониторинга цен на молоко. Этот мониторинг был проведен в 1 квартале
в сельскохозяйственных предприятиях-производителях, предприятиях перерабатывающей
промышленности и в торговой сети. Инспекция внесла предложение ввести государственное
регулирование цен на молоко и основные виды молокопродуктов.
Результатом предложения госинспекции цен стало введение в действие распоряжения
облгосадминистрации (от 3 июня 2002 г.), которым предприятиям торговли, независимо
от формы собственности, было рекомендовано временно, до 1 января 2003 г., ограничить
уровни торговых надбавок, которые применяются при формировании розничных цен
на молоко и основные виды молокопродуктов.
В мае 2003 г., учитывая предложения, подготовленные госинспекцией цен, облгосадминистрацией
было принято распоряжение, которым предприятиям-изготовителям муки и хлеба,
а также предприятиям торговли, независимо от форм собственности, рекомендовано
до 1 января 2004 г. оставить без изменения цены, которые действовали на 1 марта
2003 г. (оптово-отпускные и розничные цены на хлеб из смеси ржаной и пшеничной
муки 1 и 2 сорта, хлеб белый из муки пшеничной 1 сорта, батон из пшеничной муки
высшего сорта, оптово-отпускные цены на пшеничную и ржаную муку для производства
указанных видов хлеба).
- Какие тенденциях изменения цен на основные продукты питания (и др. товары)
наблюдаются в последнее время? Наблюдалось ли подорожание хлеба и изделий из
муки? С чем связано подорожание круп?
- За 5 месяцев 2003 г. остаются стабильными цены на основные виды хлеба,
а также мясо - говядину 1-й категории, колбасы вареные 1-го сорта, а на сметану
и растительное масло цены немного снизились. В то же время выросли цены на крупы.
Розничные цены на гречневую крупу - на 83,5% , на пшено - на 114,1% (по сравнению
с концом 2002 г.). Если на конец 2002 г. розничные цены на гречневую крупу были
2,1-2,18 грн. за кг, а на пшено - 1,15 -1,35 грн. за кг, то по состоянию на
10 июня 2003 г. их уровень составил соответственно 3,28-4 грн. за кг и 2,3-2,89
грн. за кг. Анализ ценовой ситуации относительно этих товаров показал, что основными
причинами повышения цен являются уменьшение почти вдвое валового сбора гречки
и проса в 2002 г. из-за уменьшения посевных площадей (сбор гречки уменьшился
с 221,4 тыс. ц в 2001 г. до 116,4 тыс. ц в 2002 г., проса - с 277 тыс. ц в 2001
г. до 106,6 тыс. ц в 2002 г.). В марте 2003 г. выросли цены на муку высшего
сорта с 1,25 грн. до 1,6 грн. за кг. Своевременным вмешательством руководства
облгосадминистрации был приостановлен рост цен, и с марта месяца они остаются
стабильными.
- Применяла ли Госинспекция по контролю за ценами в Харьковской области
меры к предприятиям, учреждениям и организациям за нарушение порядка формирования
цен и тарифов?
- В 2002 г. инспекция провела 2333 проверки хозяйственных субъектов, в том
числе по вопросам дисциплины цен - 944, мониторинга - 1389. Нарушение порядка
формирования и применения цен и тарифов установлены на 312 предприятиях. К нарушителям
применены экономические, финансовые и штрафные санкции на суму 538,5 тыс. грн.
На 87 должностных лиц наложены админштрафы на сумму 7,3 тыс. грн. За 5 месяцев
2003 г. проведено 1176 проверок (480 - дисциплина цен, 696 - мониторинг). Нарушения
установлены на 112 предприятиях. Сумма примененных санкций составляет 338,7
тыс. грн. Наложено 37 админштрафов на суму 3,2 тыс. грн.
- Были ли установлены инспекцией нарушения размеров установленных тарифов
на коммунальные услуги, стоимость проезда в транспорте?
- За 5 месяцев 2003 г. инспекцией проверено 40 предприятий, которые предоставляют
потребителям жилищно-коммунальные услуги. Нарушения порядка формирования и применения
тарифов установлены на 11 предприятиях. К нарушителям применены экономические
санкции на сумму 16,5 тыс. грн. К административной ответственности привлечено
3 человека, сумма штрафов составила 0,3 тыс. грн.
Правильность применения тарифов при формировании стоимости билетов на провоз
пассажиров и багажа в автобусах на внутриобластных пригородных маршрутах проверена
в 9 предприятиях. К 6-ти предприятим-нарушителям применены экономические санкции
на общую сумму 25,3 тыс. грн. На 4-х должностных лиц наложены админштрафы в
сумме 0,3 тыс. грн.
- Как конкретно осуществляется сбор информации? Обязаны ли субъекты предпринимательской
деятельности предоставлять информацию инспекции? Какая ответственность предусмотрена
за предоставление недостоверной информации?
- Сбор информации осуществляется на избранных для обследования предприятиях
путем периодического отслеживания развития ценовой ситуации в сроки, установленные
вышестоящей организацией. Достоверные данные об уровне и структуре цен или тарифов
оформляются актом и предоставляются госинспекции. Согласно закону "О ценах
и ценообразовании" все хозяйственные субъекты обязаны предоставлять информацию,
необходимую для осуществления контроля за правильностью установления и применения
цен.
- Для чего собирается информация? Кому инспекция предоставляет свои мониторинги?
- Мониторинг цен проводится с целью изучения ценовой ситуации на потребительском
рынке, развития ее динамики, анализа и определения тенденций ее влияния на развитие
инфляционных процессов в регионах и в Украине в целом. О результатах мониторинга
госинспекция цен в Харьковской области информирует Государственную инспекцию
по контролю за ценами, облгосадминистрацию, Главное управление экономики и рыночных
отношений, Главное управление сельского хозяйства и продовольствия облгосадминистрации,
Управление потребительского рынка Харьковского городского совета.
- Каким образом и кем принимаются меры по результатам анализа?
- Полномочия реагировать на результаты мониторинга предоставлены Кабинету
министров. В соответствии с законом "О ценах и ценообразовании" в
случае чрезмерного роста цен, ранее выведенных из-под контроля, Кабмини может
принимать решение о временном возвращении к государственному регулированию цен
и тарифов.
Справка "SQ". Чаплий Юрий Григорьевич родился в 1946 г. Образование высшее, кандидат экономических наук. Работал в комсомольских органах, заместителем директора Харьковского электромеханического завода, заместителем начальника управления экономики, начальником управления промышленности Харьковской облгосадминистрации. С марта 2001 г. - начальник государственной инспекции по контролю за ценами в Харьковской области.