Недавно в русском языке появилось новое слово – "пробация", пришедшее к нам с Запада, где уже давно создана одноименная служба.


Эта служба занимается преступниками, которых уже поймали. Сначала ее сотрудники помогают судьям определиться с наказанием, а потом следят, как оно отбывается. Знаменитый тезис "Вор должен сидеть в тюрьме!" сотрудники службы понимают по- своему - "Вор должен отбыть наказание!". Тюрьмы нынче дороги и у нас, и на Западе. Вот и стремятся тамошние буржуа удешевить исправление "своих" преступников, назначая наказания, не связанные с заключением в тюрьмы и колонии. Свободы лишают более дешевыми способами, на дому, иногда - за счет самих преступников. В Харьковской области в 13 тюрьмах содержится примерно столько же человек, сколько отбывают наказание без лишения свободы. В Швеции, например, всего одна тюрьма, а основная масса осужденных содержится на дому под присмотром службы пробации. Такую службу мечтают создать и в Украине и уже сделан первый шаг - в Уголовном кодексе (УК) предусмотрено наказание общественными работами. Один из мечтателей - начальник отдела уголовно-исполнительной инспекции ГДВИН в Харьковской области Олег Чуприн. Вот что он рассказал о своих мечтах и житье-бытье будущих украинских пробантов.

 
- Как внедряются наказания в виде общественных работ в Харьковской области?

- Плохо внедряются в Харькове и почти во всех районах области. А сравнивать есть с чем. Дело в том, что половина всех случаев присуждения общественных работ приходится на Балаклейский и Барвенковский районы области! Сложно объяснить, почему так мало случаев в Харькове. Похоже, в городе совсем нет проблем, для решения которых нужны рабочие руки. Кстати, с начала 2007 г. в категорию преступников, которых разрешается привлекать к общественным работам, внесены неплательщики алиментов. Например, в Харькове таких людей - 400-500 человек.

- Сейчас алиментщиков приговаривают только к испытательному сроку и им не нужно работать, они должны только отмечаться в соответствующих службах, соблюдать режим. А общественные работы назначаются на срок от 60 до 240 часов.

- Сколько всего было назначено наказаний в виде общественных работ?

- За первое полугодие 2007 г. это наказание было назначено 81 человеку, 40 из которых - жители Барвенковского и Балаклейского районов. В Харькове - единичные случаи назначения. Всего за первое полугодие общественные работы как наказание была назначены 120 осужденным. Часть из них уже отбыла срок, и сейчас на учете в инспекции состоит 41 человек. Для сравнения скажу, что всего на учете в инспекции обычно состоит 12 тыс.чел., отбывающих наказание условно. В связи с недавней амнистией их количество уменьшилось на 1 тыс.чел., но оно скоро снова достигнет 12 тыс. Как видите, доля лиц, которым назначают общественные работы, - просто мизерная. Эта доля постоянна из года в год, а хотелось бы, чтобы она увеличивалась. Ведь 98% осужденных, которые состоят на учете в инспекции, - это освобожденные от отбытия наказания с испытательным сроком (ст.75 УК). Мы рассчитываем, что хотя бы 10% из этой категории будут назначать общественные работы. Это была бы серьезная армия работников. Но главное - такое наказание имеет большое воспитательное значение. Ведь одно дело, если человек отбывает наказание дома, и другое, если он берет метелку и убирает по два часа возле своего подъезда.

- Есть здесь аналогия с 15-суточниками?

- Есть аналогия. Но в том случае речь идет об административном наказании, а сейчас - об уголовном, причем люди должны пройти его в домашних условиях, без отрыва от семьи. Мы в каждом районе согласовали с местными властями, какие работы нужны и какие можно назначать. Судья только выносит приговор, в котором указано количество часов отработки. На каком рабочем месте будет работать осужденный - решает инспекция, но по согласованию с райисполкомами. В каждом районе назначены ответственные лица, которые будут контролировать работу, дадут рекомендации после ее окончания. Создана целая система принудительных общественных работ, которая простаивает, так как судьи не назначают этот вид наказания.

- Как инспекция справляется с надзором за целой дивизией осужденных преступников?

- В общем, без особых проблем. Единственная сложность - в Харькове большая нагрузка на сотрудников. Ведь в городе условное наказание отбывает около 5 тыс.чел. Существует проблема с помещениями для инспекций во Фрунзенском и Орджоникидзевском районах. Помещения есть, но они слишком маленькие. На 13 кв.м размещается пять сотрудников. А еще нужно проводить работу, связанную с новым формами и методами работы с осужденными для создания службы пробации. А технических возможностей, элементарных помещений - нет.

- Как идет отработка на практике концепции развития уголовно-исполнительной службы Украины?

- В Харьковской области (и еще в двух областях) проходит эксперимент по отработке различных вариантов новых форм организации пенитенциарной системы. Планировалось, что эксперимент в этом году будет расширен на 10 областей страны, но пока он не начат. Может быть, к концу года Департамент определится и даст распоряжение начинать эксперимент. В частности, эксперимент будет проведен в Московском районе Харькова. В рамках эксперимента будут отрабатываться все элементы службы пробации, которые уже существуют в Европейских странах. По результатам эксперимента будет откорректирована концепция развития уголовно-исполнительной службы в Украине. В концепции предусмотрено до конца 2012 г. поэтапно создать новую службу. А у нас до сих пор в ряде случаев нормальных помещений нет...

- А чем служба будет отличаться от действующей сейчас инспекции?

- Прежде всего - составом. Например, нам в прошлом году увеличили штат на 41 человека. Служба была доукомплектована, прежде всего, педагогами и психологами, а юристов было набрано уже меньше, чем обычно. Психологи нам нужны, чтобы можно было проводить воспитательную работу, ведь мы хотим отойти от полицейских методов и оказывать помощь осужденным в их стремлении стать нормальными людьми. А сейчас на службу возложены обязанности контроля за исполнением назначенных наказаний.

Но мы еще по собственной инициативе департамента проводим работу по интеграции в общество этих людей. Особое внимание уделяем несовершеннолетним, надеясь, что если мы с ними поработаем сегодня, то завтра они к нам не придут. В районах, где усиленно ведется профилактика правонарушений, хорошие результаты. Например, в Чугуевском районе в прошлом году было 8 уголовных преступлений, совершенных несовершеннолетними, в этом году - ни одного. Хорошие результаты в Зачепиловском районе, где наш работник-педагог организовал работу кружков по интересам, проводит выставки детских рисунков. То есть дети приходят, потому что им интересно.

Мы также участвуем в эксперименте, который проводят международные организации в Московском районе Харькова. Это как раз та практика, когда мы работаем с лицами, как правило, несовершеннолетними, которые находятся под следствием. Группа специалистов готовит материалы, из которых составляется досудебный портрет человека, совершившего преступление. Естественно, на эти работы имеется разрешение апелляционного суда, а также согласование со следственными органами. Для суда ценно то, что информация о подсудимом готовится независимыми экспертами. В эксперименте также участвуют общество по защите прав человека (председатель - Григорий Марьяновский) и общественная организация "Молодежь за демократию".

В этом году было подготовлено 9 досудебных отчетов. Для подследственного это бесплатно на добровольных началах по его согласию. Но законодательной базы для такой работы еще нет, и инспекция не имеет права делать это на законных основаниях, выделив штаты и включив эти работы в штатное расписание кого-то из сотрудников. Мы можем только доказывать своими действиями, что это нужно и помогает людям. Например, на основании одного нашего досудебного отчета судья принял решение закрыть уголовное дело. Преступление было незначительным (кража мобильного телефона). Подследственный трудоустроился еще до суда, погасил все нанесенные убытки - и материальные и моральные. С человека было снято пятно на всю жизнь.

- А вы уверены, что он не начнет снова воровать?

- А мы и не говорим, что мы должны давать только положительные характеристики! В досудебном отчете отражаем реальную объективную картину. Отчет составляется по методике, которая применяется в Великобритании, Латвии, Швеции. Методика согласована в госдепартаменте по вопросам исполнения наказаний Украины, и в ней указаны по этапам действия сотрудников: с чего начать, как провести первую беседу, как вторую, в какие службы направлять документы, как найти организации, где подследственному окажут помощь, и т.д.

- Планирует ли отдел продолжить работу в рамках международных грантов?

- Мы подготовили и направили в международный фонд "Возрождение" 11 проектов, которые предлагаем профинансировать. Их планируется реализовать в Харьковской области. К ряду проектов мы подключаем вузы области. Например, совместно с кафедрой психологии Украинской инженерно-педагогической академии и Полтавским национальным университетом внутренних дел планируем провести работу "Психологическая коррекция и инновационная технология ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей при осуществлении пробации" при поддержке общественной организации "Молодежь за демократию". Еще один проект, поданный на конкурс, планируется осуществить совместно с кафедрой социологии Харьковского университета внутренних дел и социологическим факультетом Харьковского национального университета им.В.Каразина. Он называется "Инновационные психологии составления психологического досье в практике правоохранительных органов". Но это в будущем, а сейчас в Коминтерновском районе совместно с Украинской инженерно-педагогической академией и Национальным университетом внутренних дел проводится диагностика и мониторинг правонарушений. Дело в том, что в этих вузах готовят психологов и социальных работников, и мы принимаем студентов на производственную практику. Нам нужны специалисты, имеющие практический опыт работы в инспекции и хорошую теоретическую подготовку. Это нужно для того, чтобы разрабатывать новые программы коррекции поведения осужденных. Гранты позволят нам получить новые методики, а заодно и развить базу для подготовки специалистов, способных работать по этим методикам. Для вуза это будет хозрасчетная работа, но дело не только в том, что кто-то сможет заработать деньги. Новые методики для службы пробации действительно нужны. Вот, например, есть наработки в близком по профилю к нашей службе Национальном университете внутренних дел, но они специализированы для службы внутренних дел и не адаптированы для случая, когда человек уже осужден.

- А сколько денег могут выделить международные организации?

- Бюджет программ органичен 12-ю тыс.долл., и практически это рассчитано на энтузиастов. Но, тем не менее, в вузах пошли на это и, кроме того, достигнута договоренность, что студенты будут проходить практику без оплаты (в том смысле, что департамент ничего платить не будет). Зато потом студенты смогут работать специалистами по нашим направлениям и получат право использовать в своих курсовых и дипломных работах собранный во время практики материал. Как видите, польза от сотрудничества с вузами обоюдная. Дело в том, что наши наработки по созданию новых методик без помощи вузовских ученых не имеют перспектив. Ведь их нужно доработать, грамотно составить и предоставить руководству.

- Сколько же нужно специалистов-психологов вашей службе?

- В службе - 37 районных подразделений, и как минимум по одному психологу нам необходимо в каждое подразделение. Те психологи, которых сейчас готовят в вузах, не проходят специализированной подготовки и их приходится доучивать.