STATUS QUO

Сбитые пассажирские лайнеры. История вопроса

Иранское правительство официально подтвердило, что самолет украинской авиакомпании МАУ был сбит иранскими ПВО. Погибли 176 человек, 11 из которых - граждане Украины.

История авиационных катастроф накопила более 30-ти случаев, когда военные сбивали пассажирские лайнеры. К наиболее масштабным авиационным катастрофам оказалис причастны военные Болгарии, СССР, США, Франции, Израиля, Украины, Российской Федерации, Ирана. 

Болгарские истребители сбили самолет

27 июля 1955 года.

Лайнер израильской авиакомпании El Al выполнял пассажирский рейс из Вены в Тель-Авив. Из-за сложных погодных условий самолет отклонился к востоку и оказался над территорией Болгарии, где его сбили болгарские истребители.

Погибли 58 человек (51 пассажир и 7 членов экипажа).

Болгарская сторона принесла официальное извинение за уничтожение самолета. Оба военных летчика были осуждены. Один из них от пережитого лишился рассудка и затем попал в психиатрическую больницу.

Через 8 лет после происшествия, в 1963 году, болгарские власти согласились выплатить компенсацию семьям погибших в размере 195 000 долларов.

Шальная пуля с полигона

18 января 1959 года.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Уникальная по нелепости катастрофа произошла в районе Сталинграда (сейчас - Волгоград). Потерпел крушение Ил-14. Погибли 25 человек.

Следственная комиссия пришла к выводу, что во время захода самолета на посадку командир экипажа был убит пулей, выпущенной из огнестрельного оружия с территории полигона, располагавшегося в районе полетов.

На полигоне круглосуточно проводились стрельбы из пулеметно-винтовочного и артиллерийского оружия.

Катастрофа под Ниццей. Минобороны Франции ушло в отказ

11 сентября 1968 года.

В Средиземном море в окрестностях Ниццы потерпел катастрофу лайнер авиакомпании Air France, выполнявший внутренний рейс по маршруту Аяччо-Ницца.

Погибли все находившиеся на его борту 95 человек — 89 пассажиров и 6 членов экипажа.

Версия о том, что самолет был сбит ракетой, категорически отрицается французской стороной.

В 2006 году семьи погибших подали коллективное заявление в суд на Министерство обороны Франции, которое обвинили в массовом убийстве.

В 2011 году бывший военный секретарь Мишель Лати в интервью телеканалу "TF1" заявил, что самолет был сбит отклонившейся от траектории ракетой.

Израильские летчики сбили ливийский лайнер

VFL.RU - ваш фотохостинг

21 февраля 1973 года.

В окрестностях города Исмаилия на Синайском полуострове истребителями израильских ВВС был сбит Boeing 727-224 ливийской компании. Погибли 108 человек. Один пилот и четыре пассажира выжили.

Самолет выполнял рейс по маршруту Триполи-Бенгази-Каир-Александрия-Бахрейн. Самолет сбился с курса и оказался в небе над территорией Синайского полуострова, который на тот момент был оккупирован Израилем.

Израиль изначально отрицал свою вину в катастрофе, но после того как были обнародованы данные бортовых самописцев и записи переговоров между экипажем и диспетчером, вынужден был признать, что самолет уничтожили израильские ВВС. Однако ООН не нашла оснований для каких-либо санкций против страны. Впоследствии израильскими властями были выплачены компенсации пострадавшим и родственникам погибших.

Корейский Boeing 

1 сентября 1983 года.

Советский самолет Су-15 сбил Boeing 747 корейской авиакомпании в районе острова Сахалин.

Лайнер летел по маршруту Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул. Он должен был двигаться в нейтральной зоне, но залетел в воздушное пространство СССР. Отклонение от курса составило 500 километров. По официальной версии, это произошло из-за неправильной настройки автопилота.

23 члена экипажа и 246 пассажиров погибли.

Следственная комиссия пришла к выводу, что в момент отдачи приказа на уничтожение самолета ВВС СССР считали, что имеют дело с американским самолетом-разведчиком RC-135, однако не произвели исчерпывающей проверки принадлежности самолета из-за дефицита времени, так как лайнер должен был вскоре покинуть воздушное пространство СССР. По факту ответственность была возложена на корейскую авиакомпанию.

Суд округа Колумбия в США принял решение, что требования компенсации с корейской авиакомпании не должны иметь ограничений по сумме. Компенсации могли взыскиваться в индивидуальном порядке.

Извиняться отказались

VFL.RU - ваш фотохостинг

3 июля 1988 года.

Ракета "земля-воздух", выпущенная с ракетного крейсера ВМС США "Vincennes", сбила пассажирский лайнер Airbus авиакомпании Iran Air, который совершал полет по маршруту Тегеран—Бендер-Аббас—Дубай.

Самолет был сбит через 7 минут после вылета из Бендер-Аббаса. Погибли все находившиеся на борту 290 человек — 16 членов экипажа и 274 пассажира (в том числе 65 детей).

Во время пуска ракеты крейсер "Vincennes" находился в территориальных водах Ирана. Соединенные Штаты заявили, что авиалайнер Iran Air по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана.

По версии иранского правительства, "Vincennes" сознательно атаковал пассажирский самолет. Ирак и Иран находились в тот момент в состоянии необъявленной войны. США оказывали Ираку военную и политическую поддержку. На этом основании Иран рассматривал атаку на гражданский авиалайнер как преднамеренный акт агрессии, чтобы оказать давление на иранское правительство и принудить его к заключению перемирия в ирано-иракской войне.

Президент США Рональд Рейган заявил, что штаты предложат семьям погибших (но не правительству Ирана) компенсацию на добровольном основании без признания юридической ответственности. Рейган назвал действия экипажа ракетного крейсера "Vincennes" оправданной обороной. США заявили, что не считают себя виновными в случившемся, и частично возложили вину на правительство Ирана.

Семьям погибших предлагалась компенсация: 250 000 долларов семьям работавших и 100 000 долларов - семьям иждивенцев.

В 1989 году Иран подал иск к США в Международный суд ООН с требованиями компенсации ущерба и признания виновными в нарушении конвенций о международных воздушных перевозках. В феврале 1996 года между США и Ираном было подписано мировое соглашение, дело в суде было прекращено. США должны были выплатить компенсацию в размере 131,8 млн долларов, включая 61,8 млн долларов наследникам 248 погибших: 300 000 долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 000 - за каждого иждивенца.

США не призналио вину и не принесли извинений за случившееся.

Катастрофа над Черным морем

4 октября 2001 года.

Лайнер Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив—Новосибирск, рухнул в Черное море.

Все находившиеся на его борту 78 человек (66 пассажиров и 12 членов экипажа) погибли.

Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет был непреднамеренно сбит зенитной ракетой комплекса С-200В, запущенной 96-й зенитно-ракетной бригадой ПВО Украины в ходе проводившихся на территории испытательного полигона ЧФ РФ российско-украинских военных учений.

Президент Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил в отставку министра обороны.

Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе без юридического признания вины. В соответствии с этими соглашениями Украина выплатила по 200 тыс. долларов за каждого погибшего — 7,8 млн долларов России и 7,5 млн долларов Израилю.

Малазийский Boeing

VFL.RU - ваш фотохостинг

17 июля 2014 года.

В Донецкой области был сбит самолет Boeing 777 малазийской авиакомпании. Лайнер совершал перелет из Амстердама в Куала-Лумпур.

Погибли все находившиеся на его борту 298 человек — 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Согласно выводам Объединенной следственной группы под руководством Нидерландов, авиалайнер был сбит ракетой класса "земля-воздух" из зенитно-ракетного комплекса "Бук" с территории, неподконтрольной украинскому правительству, а зенитный комплекс принадлежал 53-й бригаде ПВО российских вооруженных сил.

Министерство обороны РФ и другие официальные лица Российской Федерации публично отвергают выводы расследования и отрицают какую-либо причастность к катастрофе.

Судебный процесс планируется начать 9 марта 2020 года в окружном суде Гааги.