Оппозиция – это политическая или иная сила, в силу определенных обстоятельств не пришедшая к власти и видящая своей основной задачей контроль над работой власти.


Это классическое определение оппозиции, известное нам из общеобразовательного курса и подкрепленное мировым опытом. Во многих странах мира партии и личности, сменяя друг друга, приходят к власти и остаются за ее рамками, а их оппоненты через публичную критику и внесение альтернативных предложений и проектов контролируют работу власти и повышают ее эффективность.

Репитер gsm
Итак, что такое оппозиция в целом, понятно. А теперь, исходя из ее основного, на наш взгляд, призвания - контроля над работой действующей власти и здоровой критики ее действий, - хотелось бы составить представление о том, есть ли оппозиция в Харькове и регионе в целом? Что из множества конфликтов между сильными мира сего в нашем городе - реальные действия оппозиции, а что - банальное сведение счетов? Кого из персонажей, действующих в информационном поле региона, можно всерьез считать оппозиционерами?

Безусловно, первыми при попытке найти реальную оппозицию действующей власти в городе вспоминаются братья Протасы. Казалось бы, и Александр, и Владислав уже довольно давно активно критикуют любые действия городской власти и даже иногда пытаются выдвигать альтернативные предложения по решению тех или иных проблем. Окружение В.Протаса несколько раз достаточно талантливо обыграло ситуации, в которых представители городской власти показали себя не совсем в выгодном свете, и даже обернуло эти ситуации против последних, умело применив как медийный, так и административный (в лице тогдашних народных депутатов и министров) ресурсы (вспомните хотя бы конфликт на ул.Клочковской и попытку взять с поличным при получении взятки Геннадия Бакаляра).

Заявленной целью господ Протасов является смена городского головы и, соответственно, секретаря горсовета, а как следствие – и всей политики власти в Харькове. Но именно в связи с этим у меня, как и у рядового наблюдателя ситуации, начинает возникать ряд резонных вопросов: почему, например, так и не был доведен до логического завершения вопрос проведения референдума по перевыборам мэра? Только ли потому, что этому противодействовали представители горисполкома? Или почему вопрос местных выборов в Харькове не был инициирован к рассмотрению в Верховной Раде V созыва? Ведь нашлись же нардепы, показавшие видео с событиями на ул.Клочковской и инициировавшие разбирательство по этому поводу… Возникает смутное подозрение, что ситуацию специально держат на грани, общественным мнение умело управляют, подогревая его именно в те моменты, когда за кулисами… Что на самом деле происходит за кулисами - сепаратные переговоры о переделе рынка земли или что-то еще, - трудно сказать точно. Но, по всей вероятности, конечная цель хорошо просчитанных и срежиссированных действий команды братьев Протасов - не кресло мэра и уж точно не разумная коррекция действий власти через конструктивную критику.

Итак, продолжим поиски оппозиции. Классическим примером оппозиции как на областном и городском, так и на районном уровнях, казалось бы, должна была стать местная организация Блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Не будем углубляться в историю, а попытаемся проанализировать действия представителей блока за время работы местных советов V созыва. Инициатива по повышению тарифов на коммунальные услуги, внесенная городскими властями в начале своей каденции, была поддержана фракцией БЮТ в горсовете достаточно массово. Не менее впечатляюще выглядела инициатива руководителя облорганизации ВО "Батьківщина", народного депутата и руководителя благотворительного фонда Александра Фельдмана передать средства, предназначенные на реализацию ряда социальных и благотворительных проектов, в распоряжение Харьковского метрополитена и городского совета. По мнению А.Фельдмана, руководство метрополитена и городские власти более адекватно смогут распределить их среди нуждающихся харьковчан.

Довольно показательна была и позиция депутатов от БЮТ при обсуждении отдельных вопросов в постоянных комиссиях горсовета - по крайней мере, на жесткую оппозиционность это походило мало. Отметим хотя бы тот факт, что информация о том, что более 100 га земли на Рогани будут переданы в частную собственность, вместе с перечнем новых землевладельцев была передана на рассмотрение депутатов (в т.ч. и от фракции БЮТ) в комиссиях задолго до того, как этому была придана скандальная огласка. Столь идиллические, на наш взгляд, отношения между потенциальной оппозицией и горсоветом завершились по причинам, имеющим очень отдаленное отношение к политике и идеологии. Конфликт, разгоревшийся вокруг реконструкции Сумского рынка, а потом перекинувшийся на остальные земельно-имущественные отношения между АО "Концерн АВЭК и Ко" и горсоветом, мгновенно напомнил руководителям и основателям концерна об их оппозиционной политической принадлежности. Но можно ли считать серию резких заявлений и даже судебных исков, инициированных представителями БЮТ против городских властей непосредственно перед выборами 2007 г., реальной оппозиционностью? Не является ли все это лишь попыткой создать предпосылки для переговоров с властью? Ведь критика БЮТ всегда была адресована скорее секретарю горсовета, чем городской власти в целом… Размен по линии "должность секретаря горсовета в обмен на сворачивание критической кампании" с учетом широких бизнес-интересов представителей БЮТ в Харькове и все вышесказанного кажется вполне реальным…

Еще одним профессиональным критиком действий городской власти в настоящее время выступает, как ни странно это может показаться на первый взгляд, депутат горсовета от фракции Партии регионов, полковник милиции Вячеслав Картавых. Ряд громких заявлений, сделанных им в адрес секретаря горсовета Геннадия Кернеса, продемонстрировали, с одной стороны, глубокую осведомленность обо всем, что происходит как в стенах горсовета, так и за его пределами, а с другой – крайнюю расплывчатость конечной цели этой жесткой критики. Безусловно, с точки зрения потребителя информации все обнародованные факты крайне любопытны, но, во-первых, они так и не были подкреплены сколько-нибудь весомыми доказательствами, а во-вторых, ничего так и не изменили в действиях городских властей как таковых. Позволю себе предположить, что судебные иски к В.Картавых, поданные первым заместителем начальника ГУ МВД Украины в Харьковской области Виктором Дятловым и Г.Кернесом, будут последними победоносно выиграны. Следовательно, В.Картавых тоже стоит исключить из числа классических оппозиционеров, объяснив его модель поведения скорее личными конфликтами с представителями власти.

Как ни странно это звучит, но наиболее последовательным оппозиционером к власти в структуре местных советов в нашем регионе стал председатель Харьковской облгосадминистрации, член совета партии "Наша Украина" Арсен Аваков. Так уж исторически сложилось, что несмотря на то, что подавляющее большинство по результатам выборов 2006 г. во всех местных советах области сформировала Партия регионов, исполнительная власть, назначаемая по президентской вертикали, сохранила приверженность к пропрезидентской "Нашей Украине". На практике это вылилось в целый ряд конфликтов на всех уровнях между представителями советов и госадминистраций. Но ни один из прецедентов выражения недоверия главам госадминистраций более чем двумя третями голосов советов так и не вылился в увольнение. Как правильно отметил, комментируя этот факт, народный депутат Дмитрий Святаш, "нет такого сотрудника исполнительной службы, который бы заставил президента взять ручку и подписать указ об увольнении". Более того, несмотря на более чем посредственные результаты блока "Наша Украина – Народная самооборона" в области по результатам выборов 30 сентября, а также ряд проблем с повышением цен на продукты и началом отопительного сезона, незаметно, чтобы хоть кто-либо из глав госадминистраций, начиная с самого А.Авакова, готовился к скорому увольнению. Думаю, причина такой уверенности в себе лежит в понимании того, чего именно ждет от своих назначенцев на местах президент, и осознании, что эти задачи выполняются (независимо от того, насколько они совпадают с функциональными обязанностями глав райгосадминистраций). Наполнить информационное пространство жесткой и достаточно последовательной критикой работы советов для А.Авакова не представляет особого труда - этому способствует налаженная работа целого ряда СМИ, близких к структурам губернатора. Свою лепту в эту работу, безусловно, вносит и новосозданный пресс-центр "Майдан Свободи", и передача "Акценты", которую ведет лично губернатор. С одной стороны, такая критика, конечно, держит в напряжении местные советы, заставляя их оптимизировать работу, с другой - насколько конструктивна такая позиция и не вызывает ли она больше негатива?
 
Подводя итоги вышесказанного, напрашивается вывод, что оппозиция по-харьковски выглядит весьма специфически: цель почти всех, кто так или иначе критикует власть в Харьковском регионе, не оптимизация работы власти или исправление ее ошибок, а скорее решение своих собственных бизнес- или личностных разногласий с представителями власти. Это нельзя назвать заслугой самой власти, скорее это вызвано личностными особенностями тех, кто по воле случая оказался в рядах оппозиционных политических сил. Вряд ли такая ситуация способна позитивно повлиять на качество нашей с вами жизни и лишь оживляет информационную картинку, которую мы ежедневно наблюдаем в Интернете, на экранах телевизоров и страницах печатных изданий. Что с этим делать? На наш взгляд, такое поведение т.н. "лидеров общественного мнения" свидетельствует лишь о том, что мы с вами как избиратели и носители этого самого мнения недостаточно критичны к ним, обладаем слишком большим запасом лояльности и терпимости. Попытаемся вспомнить об этом, когда от нас в очередной раз будут ждать выбора…