инклюзияВ Харькове 7 декабря прошел социальный форум инклюзивности "Общественный сектор - социальная и образовательная платформа для формирования инклюзивного общества". Инициаторами его проведения выступили общественная организация "Ми небайдужі", Харьковский городской совет и немецкая федеральная компания Deutsche Gesellschaft fur internetionale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH. Цель проведения форума - привлечение внимания общества к проблемам людей с инвалидностью. Кроме того, организаторы надеются предоставить таким людям возможность принимать активное участие в социальной и культурной жизни города и создать для этого условия.

Европейский опыт

В странах Европы инклюзивное образование давно стало общепринятой практикой. Так, в Финляндии, к примеру, оно закреплено в национальном законодательстве. Существует и система государственных образовательно-консультативных центров, которые организуют сопровождение и поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В Швеции право таких детей обучаться в массовой школе тоже закреплено законодательно. При этом государство осуществляет социальную и финансовую поддержку таких школ.

В Норвегии действует закон о доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. При этом для этих детей работают государственные центры, специализирующиеся на оказании помощи отдельным категориям (детям с синдромом раннего детского аутизма, с нарушениями слуха, зрения и т.д.).

В Дании инклюзивное образование не только закреплено законодательно, но и создана национальная стратегия его реализации, которая заключается в том, что национальный ресурсный центр руководит процессом внедрения инклюзивного обучения.

Во Франции принят ряд законов, обеспечивающих равенство прав и возможностей граждан, в том числе в области образования. Государство обеспечивает создание условий для успешной адаптации детей с особыми потребностями в образовательной среде, включая финансирование покупки необходимых технических средств и оплату работы специалистов (помощников учителя в школьном сопровождении для индивидуальной и коллективной интеграции). Кроме того, работают государственные ресурсные центры для сопровождения таких детей, обучающихся в массовой школе.

Законодательная основа

В мае украинский парламент с подачи президента Петра Порошенко и по инициативе его супруги принял закон № 6437 "О внесении изменений в закон Украины "Об образовании" в части доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам. За законопроект проголосовали 297 парламентариев.

Этот закон определяет понятия "лицо с особыми образовательными проблемами" и "инклюзивное обучение". Закон предусматривает закрепление за такими людьми права на образование и предоставление им возможности получать его во всех учебных заведениях, в том числе и бесплатно в государственных и коммунальных, независимо от "установления инвалидности". Вводятся и регулируются понятия дистанционной и индивидуальной форм обучения. Кроме того, закон регулирует возможность для детей с особыми потребностями получать психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую помощь и создание для них специальных групп и классов в общеобразовательных учебных заведениях.

Ранее в украинском законодательстве об инклюзии речь не шла вообще, а люди с особыми потребностями упоминались только в контексте организации питания "учеников с дополнительными потребностями", либо если речь шла об утрате трудоспособности педагогами.

С точки зрения министра образования и науки Лилии Гриневич, суть перемен в образовании, которые необходимы и украинской школе, и обществу, - не только и не столько в новых материальных возможностях.

"Мало создать материальные возможности для инклюзивного образования. Архитектурная доступность - далеко не единственный показатель, необходимый для инклюзии. Необходимо, чтобы людей с особыми потребностями начали понимать, научились относиться к ним с уважением. И самое главное - чтобы учителя знали, как работать с такими детьми. Поэтому сейчас нам очень важно в подготовку всех наших школьных учителей включить блок, касающийся работы с такими детьми. Другой вызов - научить школьников относиться с уважением к достоинству друг друга, независимо от того, есть у ребенка особые образовательные потребности или нет", - сказала министр во время круглого стола "Дети - проводники перемен" после принятия нового закона.

На пути к равенству возможностей

В последнее время Харьков играет не последнюю роль в поиске путей решения проблем инвалидов. Так, в сентябре в городе состоялся форум "Бизнес в Украине: перспективы инклюзивного трудоустройства", на котором, в частности, обсуждались законодательные нормы и требования, темы эффективного подбора сотрудников с инвалидностью, этики коммуникации, создания условий труда и рабочего места, стереотипы восприятия инвалидности, мифы и реалии инклюзивного трудоустройства. А в ноябре прошел Первый национальный форум "Учимся жить вместе", посвященный мультидисциплинарному подходу в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Это мероприятие проходило при содействии Посольства Германии в Украине.

"Инклюзивное образование - право детей с особыми потребностями на самостоятельную жизнь. Это возможность их дальнейшего трудоустройства. Это их шанс иметь друзей и товарищей. И я верю, что уже в ближайшем будущем украинское общество будет таким, где ценят каждого и которое открыто для всех", - сказала на открытии форума супруга президента Украины Марина Порошенко.

Она утверждает, что за последние годы и международные эксперты, и украинские педагоги отмечают сделанный Украиной "шаг вперед". Хотя на сегодня в Украине "вне качественного образования и социализации" еще находятся более 50 тыс. детей с особыми потребностями.

По словам председателя Харьковской облгосадминистрации Юлии Светличной, в этом году пошли в школу в семь раз больше таких детей, чем в прошлом.

"Сейчас в 224 классах 142 общеобразовательных учебных заведений обучаются по инклюзивной форме 298 детей с особыми потребностями и работают 146 ассистентов учителя. Также в области функционируют 57 специальных дошкольных учебных заведений, 13 специальных школ и учебно-реабилитационный центр", - рассказала губернатор.

По мнению педиатра Андрея Пенькова, в Украине необходимо развивать институт наставничества и стимулировать создание национальной площадки, где могли бы общаться семьи, имеющие детей с особыми потребностями.

"Часто говорят о детях, но не говорят об их семьях. А весь мой опыт как педиатра и специалиста по детской паллиативной помощи свидетельствует о том, что родители, братья-сестры и другие близкие особых детей тоже нуждаются в поддержке. И психологической, и физической, и материальной. Такие семьи часто чувствуют себя одинокими, а ребенок с инвалидностью многими до сих пор, к сожалению, воспринимается как социальная стигма", - считает известный врач.

Общественные активисты получат финансирование своих проектов

Власти города в качестве одной из таких площадок рассматривают взаимодействие органов местного самоуправления с общественными организациями, тем более, что город имеет 18-летний опыт подобного взаимодействия - в рамках системы "Единая социальная сеть".

"Мы рассматриваем площадку, на которой работают общественные организации, как площадку для инклюзии, притом - для социальной инклюзии. И речь идет, прежде всего, о молодежи, чтобы максимально предложить молодым людям механизм инклюзии социальной, именно получив опыт и информацию о работе общественных организаций и общественного сектора", - говорит заместитель харьковского городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан.

На будущий год в городе впервые будет принят так называемый "общественный бюджет", или "бюджет участия". По словам заместителя мэра Харькова по вопросам семьи, молодежи и спорта Константина Лобойченко, бюджет оставит 50 млн. грн., в рамках которых город профинансирует проекты, представленные общественными организациями.

Формирование инклюзивной образовательной среды считается одним из приоритетных заданий современной украинской школы и на государственном уровне. В государственном бюджете нынешнего года впервые были выделены 209,4 млн. грн. в качестве целевой субвенции на инклюзивное образование. Эти деньги должны обеспечивать проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий и приобретение средств коррекции и дидактических материалов для особых детей. В бюджете будущего, 2018 года, запланировано увеличение этой субвенции более чем вдвое - до 504 млн грн. Заместитель министра образования и науки Украины Павел Хозбей считает, что эта субвенция "должна поощрять местные органы улучшать возможности инклюзивного образования".

Задание на завтра

Европейские партнеры оказывают Украине и, в частности, Харьковской области неоценимую помощь в организации инклюзивного образования. Участник прошедшего 7 декабря форума - немецкая компания Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH - накануне презентовала в Харьковской облгосадминистрации представителям территориальных громад свои программы, среди которых были и тренинги для педагогов и психологов, проводимые Харьковским специализированным центром для детей с особенностями развития "Ладо". Сотрудники центра по просьбе и при финансировании немецкой стороны разработали тренинговые программы, специально адаптированные для учителей и психологов, которые занимаются с детьми с особыми образовательными потребностями. Руководитель центра "Ладо" Оксана Трушик утверждает, что "запрос от педагогов на эту информацию огромный". С января 2018 года при финансовой поддержке компании GIZ такие тренинги будут проводиться в десяти городах Харьковской области.

Сергей Бобок

 

Евросоюз

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.