На улицах Харькова бурной деятельности новой городской власти пока не видно, но в здании мэрии она явно кипит. Об этом свидетельствует хотя бы рабочий стол нашего градоначальника: он завален папками, планами, отчетами, а в центре – густо исписанный ежедневник размером с огромный лист ватмана. Чем нынче озабочен мэр, не сложно догадаться: верхние папки – с планами реформы ЖКХ и работы КП "Жилкомсервис"...

 


- Михаил Марковович, одним из ваших предвыборных "козырей" было обещание снизить тарифы и не решать проблемы ЖКХ за счет харьковчан. Но цены на энергоносители резко возросли, и города Украины стали одним за другим повышать тарифы. Как вы считаете, вы сдержали свое обещание?

- Все, что было сказано в моей предвыборной программе, делалось и делается на 100%. Повышение квартплаты, как я и обещал, было отменено. Уже больше года харьковчане, благодаря новой городской власти, платят по старому тарифу. Я говорил, что никакое увеличение тарифов не способно решить проблемы ЖКХ без проведения серьезных структурных реформ - создания конкуренции среди ЖЭКов, допуска бизнеса в ЖКХ, жесткого контроля за использованием средств от квартплаты. У нас абсолютно безалаберная система контроля за этими средствами. Любой начальник ЖЭКа, собирая деньги, на свое усмотрение решает, куда их потратить. Конечно, ему гораздо выгоднее выполнять те работы, где проверить использование денег невозможно. Теперь деньги будет собирать созданное нами коммунальное предприятие "Жилкомсервис", и каждая копейка, заложенная в тарифе, будет перечисляться тем службам, которым она предназначена. Если я увижу, что с 1 января город не способен собирать новую квартплату и проводить те реформы, о которых мы говорим, я инициирую на сессии вопрос об отсрочке введения в действие повышенной

квартирной платы. Я не позволю ЖЭКам собирать за ту же самую бездеятельность в 2,5 раза больше денег, чем они собирают сегодня. Если же нам удастся создать конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг, то безответственные начальники ЖЭКов исчезнут, как мамонты. Они не выживут в новых условиях, а мы их дотировать больше не будем. Поэтому мы никогда не подымем тарифы, если жилищники не будут готовы к серьезным изменениям. Для меня повышение квартплаты и реформа ЖКХ - неотъемлемые части единого целого.

 - Но повышена ведь не только квартплата. Гораздо больше по карману харьковчан ударят новые тарифы на отопление...

- Другие тарифы не имеют прямого отношения к городской власти. Повышение тарифов на тепло стало результатом роста цены на газ. И если она выросла в 3,3 раза, то тариф - только в 2,4 раза. То есть мы привели в соответствие затраты на газ и минимальную зарплату (которая тоже выросла), но ни один вид работы теплосетей мы не оценили выше, чем он был оценен в старом тарифе. Более того, несмотря на заявления Андреева (директор КП "Харьковские тепловые сети" - "SQ") о том, что меньше чем за 99 коп. за квадратный метр площади он не сможет содержать сети в межотопительный сезон, наши специалисты, сделав собственные расчеты, урезали его аппетиты до 69 коп. Все остальные тарифы (на водоснабжение и водоотведение) также были приведены в соответствие со стоимостью энергоносителей. Мы могли их не повышать - тогда бы Харьков зимой остался без газа.

Я вам хочу сказать, что руководство области лукавило, утверждая, что в Харькове самые высокие тарифы. Мы посмотрели по городам области и увидели, что если мы теперь платим 4,16 грн. с квадратного метра в отопительный сезон и 69 коп. в межотопительный, то в ряде городов Харьковской области за отопление круглогодично платят больше 5 грн.!

 - Вы продолжаете сотрудничество в реализации реформы ЖКХ Харькова с московской компанией "OXS"? Не смущает ли вас ее неоднозначная репутация в России?

- Мы привлекли эту компанию к разработке реформы ЖКХ Харькова. Самой же реформой будут заниматься специалисты городской власти. На 60% работа готова, и серьезность наших намерений подтверждает наше сотрудничество с "Мегабанком". Это беспрецедентный случай, когда коммерческая структура решилась на довольно-таки рискованный шаг, предоставив 30 млн.грн. кредита нашему жилищному хозяйству, которое сегодня не ругает только ленивый. Это говорит о том, что руководители "Мегабанка" - серьезные специалисты в сфере ЖКХ, этот банк создал Единый расчетный центр (ЕРЦ) и видит логику в наших действиях. Идя навстречу городу сегодня, "Мегабанк" декларирует свою готовность работать с нами завтра. Если бы коммерческая структура не видела для себя благоприятных финансовых перспектив, она бы ни копейки не инвестировала.

 - Раньше работа ЕРЦ "Мегабанка" подвергалась критике. Изменилось ли отношение городских властей к работе ЕРЦ после того, как банк предложил на выгодных условиях кредитовать харьковские ЖЭКи и снизить стоимость услуг расчетного центра?

- Если я допущу ошибку, то никогда не постесняюсь признаться в ней. У меня нет мании величия, я не считаю себя великим мэром всех времен и народов, который не может ошибаться. То же самое и в ведении деловых переговоров... Любая структура, прослышав о нашем желании создать новый ЕРЦ, видит себя на том месте, куда мы переключим финансовые потоки. Предложения были очень банальными: забрать у этих и отдать тем. А я говорю: чтобы работать с нами, покажите, какие инвестиции вы готовы вкладывать в город, покажите серьезность своих намерений. Вкладывая в жилищно-коммунальное хозяйство, вы фактически помогаете ему зарабатывать средства и пропускать их через ваш счет, что позволяет и вам зарабатывать свои законные деньги. А так, чтобы только себе, нас не устраивает. Если бы мы не были готовы к замене мегабанковского ЕРЦ своим, что мы и сделаем, "Мегабанк" не разговаривал бы с нами так, как он разговаривает. Пока мы сотрудничаем с ЕРЦ "Мегабанка", и это сотрудничество меня устраивает. А планы создать собственный ЕРЦ при "Жилкомсервисе" - это прием, который позволяет нам успешно вести переговоры. Если расчетный центр находится в финансовом учреждении, которое, обслуживая платежи, зарабатывает на этом деньги, то оно должно предоставлять нам кредиты не под 18% с учетом рисков, как другие банки, а под 12-13%. Ни один другой город не будет иметь гарантированно 300-400 млн.грн. кредитов в течение года под 12%!

 - Вы до сих пор не назначили своего заместителя по ЖКХ. Как долго еще Сергей Кадыгроб будет исполнять его обязанности?

- Как только я пойму, что могу отпустить вожжи жилищно-коммунального хозяйства, что там есть система и она работает, а человек, который за нее отвечает, сможет осуществлять в ней контроль, тогда у меня появится заместитель по ЖКХ. Это не вопрос недоверия Кадыгробу или поиска другой кандидатуры. Справится Кадыгроб - значит, это будет он, не справится - значит, будет другой человек. Меня раньше пытались переубедить: не взваливай на себя ответственность, у тебя должен быть зам, который в случае неудачи ответит за нее своей должностью, а ты просто поставишь на его место другого человека. Но я этого не делаю, потому что ЖКХ - это 70% тех надежд, которые харьковчане связывали с избранием меня на пост городского головы.

 - Городские власти заявляли о намерении отдать коммунальные предприятия ЖКХ в частные руки (в долгосрочную аренду). Против этого выступают не только ваши оппоненты, но и однопартийцы, например, бывший директор "Харьковкоммунпромвода", нардеп Валерий Петросов, который предлагает ввести мораторий на концессию водопроводов, очистводов и теплосетей. Не поменяете ли вы свое мнение?

- Валерий Альбертович Петросов - авторитет в сфере водопровода не только для меня, но и для всей Украины. Прогрессивен ли он в своих взглядах? Наверное, в чем-то да, а в чем-то нет. Все-таки он выходец из другой эпохи и больше руководствуется теми знаниями и опытом, которые получил в Советском Союзе.

Коммунальные предприятия сферы ЖКХ - это, прежде всего, предприятия-монополисты, которые при правильном подходе, оптимизации расходов, ограничении потерь, внедрении энергосберегающих технологий могли бы зарабатывать гораздо большие деньги без повышения тарифов. Поэтому в ближайшее время я целенаправленно займусь менеджментом этих предприятий.

У нас есть одна очень большая проблема: мы все с вами сидим на пороховой бочке. Наши сети по официальной информации изношены на 75%, а я вам скажу, что более чем на 80! Может рвануть так, что Алчевск покажется детским лепетом, потому что Алчевск и Харьков - это как Моська и слон. Поэтому поиск компании, которая бы могла влить, например, в КП "Вода", 80-100 млн.долл. - это обязанность любого хозяйственника, думающего не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. Желая побольше узнать о возможностях концессии, я воспользовался приглашением мэра города Ницца и посетил ряд коммунальных предприятий, которые уже по 15-20 лет находятся в концессии и обслуживают город. Если не принимать во внимание финансовые и технические возможности Франции, то у нас не меньше шансов сделать то, что сделали в Ницце. С инвестором заключается договор концессии, в котором забиваются жесткие гарантии территориальной громады, что за весь период концессии нельзя совершить ни одного действия, которое позволит приватизировать хотя бы один кусочек трубы или изменить тарифы (по закону, эти вопросы находятся в компетенции исключительно городских властей). В договоре четко прописывается, сколько средств должно быть вложено в развитие предприятия на протяжении всего срока концессии и каждого года в отдельности.

Сейчас мы ведем переговоры с тремя известными компаниями, которые готовы забрать КП "Вода" в управление на наших условиях. Одна из них российская, вторая - французская (в управлении которой находятся водопроводы Ниццы, Берлина и Вены) и третья - австрийская. Но в конкурсе концессии смогут участвовать все желающие.

Поэтому не бойтесь концессии! Это гораздо лучше, чем сегодняшние попытки скрытой приватизации того же завода им.Малышева, когда сидит директор завода Гриценко, отпиливает кусочек завода и продает его, а потом приходит к нам и говорит "отведите землю", за которую он платит копейки. Почему коммерческие структуры должны пользоваться правами государственного предприятия? И почему на этом предприятии, где уже столько всего продано, сумасшедшая задолженность по зарплате? Вот там, да, я считаю, должны разбираться правоохранительные органы...

 - Как строятся ваши отношения с областной властью и губернатором в частности? Изменило ли что-то в ваших взаимоотношениях совместное совещание в Секретариате президента?

- Что оно могло изменить? Решение об отставке губернатора принимал не мэр Михаил Добкин, а две трети депутатов областного совета. Поэтому сотрудничество наше с губернатором оставляет желать лучшего. На мой взгляд, его практически нет.

 - Харьков от этого что-то теряет?

- Любая война хуже самого плохого мира, и любое сотрудничество лучше конфронтации. Но

сотрудничество должно быть не разовым, а планомерным. Например, Харьков из кожи вон лезет, финансируя строительство метро, а область - ноль, ни копейки. Есть очень много других вопросов, связанных с жизнью Харькова, в которых область не принимает должного участия. То же строительство дорог государственного значения, которые проходят через наш город. Я обратился в "Укравтодор" и говорю: когда эта несправедливость закончится, почему вы зарываете сотни миллионов до подъезда к Харькову и ни копейки не даете городу, чьи дороги разрушает транзитный транспорт? "Укравтодор" вроде бы идет нам навстречу, обещая выделить городу в следующем году 30 млн.грн. Но получается, что я со своей колокольни бью, а "Облавтодор", который подчиняется областной администрации, бездействует...

 - Нельзя не отметить, что вас с губернатором кое-что все-таки объединяет - это желание ваших оппонентов добиться вашей отставки. Вы будете регистрировать инициативные группы по сбору подписей за проведение референдума по вашему отзыву, которые сейчас создаются в Харькове под руководством "Городского дозора"?

- Мы сделаем все, что обязаны будем сделать по закону. Если инициативные группы выполнят все от А до Я, мы тоже исполним требования законодательства. А если они делают это не для того, чтобы добиться результата, инициировав отставку городского головы, а в рамках определенного пиар-проекта… Я не могу обслуживать все общественные организации, помогая создавать им имидж. Я не работаю в рекламном агентстве торговой группы, которая за всем этим стоит, чтобы таким образом подымать ее товарооборот. Пока я слышу вопли о том, что их преследуют по политическим мотивам, когда депутаты городского совета или прокурор Харькова инициируют вопросы, связанные с возвратом в коммунальную собственность тех объектов, которые были не совсем законно им отданы.

 - Как вы считаете, почему вы победили на выборах с таким отрывом? Помогла вам в этом смена партийной принадлежности?

- Да, я действительно в свое время был членом СДПУ(о) и одновременно доверенным лицом в Харькове кандидата на пост президента Виктора Януковича. Свою позицию я не изменил ни перед третьим туром выборов, ни тогда, когда в стране устанавливалась "оранжевая" диктатура. Когда было принято решение о том, что Партия регионов (ПР) идет на выборы отдельно от СДПУ(о) и становится фактически ее конкурентом, я столкнулся с необходимостью агитировать избирателей против Януковича, что абсолютно расходилось с моими убеждениями. У меня состоялся серьезный разговор с руководством СДПУ(о), и я принял решение о выходе из рядов социал-демократов и вхождении в Партию регионов. Когда это состоялось, ни о каком мэрстве еще не было разговора: я шел в Верховную Раду по списку ПР, где у меня был проходной 76-й номер, и мог позволить себе после бурных полутора лет в оппозиции пережить менее эмоциональную избирательную кампанию.

Вопрос о Харькове стал позже. То есть я не переходил в Партию регионов, чтобы стать мэром, как утверждают сейчас некоторые "оранжевые" издания. Высокий процент на выборах - это, на мой взгляд, результат правильно построенной избирательной кампании. Мы начинали с моего личного рейтинга в Харькове на уровне 5% (у Владимира Андреевича был 41%, у Александровской - 9%), в итоге мы пришли с совершенно иными результатами. Мой рейтинг - это не только результат доверия Партии регионов, это не только желание видеть с моим приходом определенные изменения в городе, это еще и недовольство той работой, которая проводилась в Харькове предыдущей властью. Мы все это учитываем, поэтому критики с экранов телевизоров в наш адрес хоть отбавляй, оппозиция есть и наши действия оцениваются очень жестко - предъявляются претензии за минимум 10 лет предыдущей работы городской власти. Но для меня это очень лестно: раз мне эти требования предъявляют, значит, верят, что я смогу их выполнить.

 - А сейчас, после принятия городским советом таких резонансных решений, как отмена строек, снос киосков, повышение тарифов, вы отслеживаете свой рейтинг?

- Конечно. Я к социологии отношусь очень серьезно. Мы регулярно проводим опросы харьковчан. Какой у меня сейчас рейтинг, я вам не скажу, но он меняется. Рейтинг любой политической силы, любого лидера после выборов всегда падает. Вопрос - на сколько. Та же социология говорит, что есть допустимые границы снижения рейтинга, а есть недопустимые, когда человек в очень короткое время вызывает бурю разочарования. Например, если Партия регионов после выборов потеряла доверие 0,3% избирателей, то "Наша Украина" - 8%, а БЮТ – 7%. Поэтому я к своему рейтингу отношусь абсолютно спокойно. Мы делали столько резонансных шагов в начале своего пути, что, естественно, будут сторонники этих действий и будут противники.

Мы отслеживаем отношение харьковчан к тем или иным действиям городских властей. Несмотря на очень резкие, а порой даже категоричные оценки СМИ в отношении наших действий, связанных, например, с наведением порядка в размещении малых архитектурных форм, социсследования показывают, что эти действия поддерживают 85% харьковчан. Наведение порядка на рынках, к которому мы приступили, понимая, что это вызовет массу недовольства, поддерживает 65% населения. То есть основные знаковые действия городских властей, которые практически никогда не получали положительную оценку в СМИ, харьковчанами в основном поддерживаются. За исключением, конечно, повышения тарифов.

 - Занимаетесь ли вы своим пиаром, рекламой своих достижений?

- Нет. Мне сегодня имидж создавать не надо. Я сегодня только своей работой могу сделать его положительным либо отрицательным. СМИ мне уже не помогут. Даже если все телевизионные каналы будут говорить, что Михаил Добкин самый идеальный, самый лучший, самый незаменимый мэр для Харькова, а харьковчане в это верить не будут, вся пропаганда будет тщетной. Поэтому я не работаю над образом через СМИ, я работаю над своим имиджем через конкретную работу. Пока судить о ней очень сложно, потому что полугода, в течение которого я работаю мэром, хватило только для создания команды, перегруппировки сил, подготовки к зиме и выполнения большого объема подготовительной работы, результаты которой будут видны через полгода-год. Но если мы не сделаем эту работу сейчас, ничего не родится и через полгода.