В каждой стране - свои правила регулирования качества атмосферного воздуха. В Евросоюзе с этим все очень строго: за регулярное превышение норм загрязняющих веществ болгарская София заплатит штраф в размере полумиллиона евро. В 2014 году предупреждение от Еврокомиссии получила и Рига. Сейчас город активно работает, чтобы улучшить показатели и не попасть под штраф. Обо все этом рассказал доктор физики  и главный специалист по мониторингу качества воздуха в г. Рига Янис Клеперис.

- Как вы монторите качество воздуха?

- Есть специальная станция, она уже работает у нас около 20 лет. Теперь мы покупаем новую, более совершенную.

- Это метеостанция?

- Нет, это отдельная станция, но она работает совместно с метеостанцией. Станция мониторит именно состояние воздуха. Используется система различных датчиков. Мы постоянно мониторим данные диоксида азота, озон, окись серы и три углеводорода - бензол, ксинол, тулуол. На все эти вещества в законодательстве ЕС установлены строгие нормы. Директивы направлены на сокращение эмиссии парниковых газов, и мы обязаны их придерживаться.

- Судя по тому, что Евросоюз сделал вам предупреждение, это не совсем пока удается?

- Да. Нам за 10 лет так и не удалось привести к норме некоторые показатели. Особенно это касается пыли PM10. За это мы и получили предупреждение от Еврокомиссии: концентрация этой пыли была превышена в 19 раз. Но наш случай - не уникальный: 17 стран-членов ЕС получили аналогичные предупреждения. У нас еще есть несколько лет, чтобы исправить ситуацию и избежать суда и штрафов.

- И что вы делаете для этого?

- Каждые пять лет в Риге принимаются специальные программы, в рамках которых предусмотрены различные мероприятия по снижению концентрации вредных веществ в воздухе. Сейчас запущена новая программа, которая направлена на то, чтобы улучшить показатели воздуха, она рассчитана до 2020 года. За это время мы намерены привести в норму все показатели.

- То есть вы будете работать с основными источниками загрязнения? В большом городе это, как правило, транспорт. У вас так же?

- Да, основные источники - это бензиновый и особенно дизельный транспорт. В нашей стране обязательно добавлять биодобавки к топливу, но это не спасает ситуацию. Мы сейчас активно развиваем “зеленые зоны” – это места в городе, где транспорту с двигателем вообще запрещено ездить. Но не все так просто. Есть много противников этой идеи, особенно - среди водителей. Мы активно работаем с различными департаментами - например, с транспортным. Результат - наш город ждет по-настоящему революционное событие: на улицу выйдут новые троллейбусы чешского производства, которые работают на водороде. Одна заправочная станция уже строится в центральной части города, недалеко от университета.

- Это безопасно?

- Абсолютно. Ведь транспорт на водородном топливе - уже не новинка на рынке, он выпускается массово. Как общественный транспорт такие машины работают в некоторых городах мира, и в Евросоюзе в том числе - например, в Брюсселе. Такой транспорт - значительно дешевле. А если гипотеза водородного “излучения” из недр земли подтвердится, тогда водород станет доступен без расщепления - просто из земли.  Пока что его планируют получать двумя способами - из газа или воды. Кстати, первый способ для нас предпочтительнее и дешевле, потому что вода в Риге - достаточно дорогая.

- Вы хотите улучшить качество воздуха только путем замены транспорта?

- Нет. Мы подсчитали, что у нас много частных домов (около 70 тысяч), владельцы которых отапливают их углем и деревом. Это тоже влияет на ситуацию.

- Как планируете работать с ними?

- К сожалению, это их выбор. Мы можем только рассказывать о вреде, о последствиях, вести просветительскую работу. Но пока твердое топливо остается недорогим – люди будут выбирать именно его. Сейчас мы думаем над тем, чтобы как-то мотивировать население поменять топливо. Возможно, это будет кредитование на особых условиях. Пока думаем.

Кроме того, у нас еще есть заводы и морской порт, что тоже существенно влияет на качество воздуха.

- Как вы работаете с людьми? Как доносите эту информацию и отслеживаете, насколько она популярна среди рижан?

- Мы активно работаем в этом направлении. Сейчас Рига присоединилась к новому проекту "Коперникус". Мы не просто мониторим, но и делаем прогнозы качества воздуха. Это будет приложение, которое человек сможет скачать и увидеть, что будет происходить с воздухом в ближайшие дни в разных районах - мы делаем картографирование. Мы планируем отправлять смс жителям с предупреждениями и прогнозами: многим людям состояние воздуха важно для здоровья – я говорю, к примеру, об аллергиках. Таким образом, люди смогут планировать свой график и действия в соответствии с данной информацией. Такая система уже работает в ряде городов ЕС. Зачем мы это делаем? Нет, не только из-за штрафов. Это уже наша инициатива. Мы стараемся сделать жизнь горожан более комфортной.

В Украине и, в частности, в Харькове мониторинг атмосферного воздуха тоже проводится в обязательном порядке, но его данные фиксируют только часть показателей из тех, что предусмотрены нормативами Евросюза.

“В странах Евросоюза есть онлайн-датчики мониторинга воздуха. Кроме того, созданы программы. которые загружаются в телефон и отображают состояние атмосферного воздуха в любой точке населенного пункта. Есть датчики мониторинга за предприятиями, которые отправляют  данные в экоиспекции.  Что касается Украины –у нас такого пока нет. Также в Евросоюзе, согласно директиве 2010/75, сжигательные установки в течение первого года работы должны ежеквартально проводить замеры диоксинов, фуранов и тяжелых металлов. Но эти нормы в Украине еще не имплементированы”, - отметила эксперт в вопросах управления отходами Алла Войцеховская.

Анна Прокаева

Евросоюз

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.