2007-й год показал, что в Украине над законом превалируют политическая целесообразность и договоренности.


Причем целесообразность эта связана не с объективными причинами, а лишь с желанием конкретных политических фигур манипулировать политическим процессом. Партия регионов (ПР), как будто опьянев от победы, виновниками которой были, к слову сказать, не регионалы, а социалисты, бросилась лихорадочно добирать недостающие до "сокрушительной" победы 300 голосов. Президент, поняв, что может лишиться власти, стал издавать указ за указом о роспуске Верховной Рады.

Раз уж целесообразность касалась только конкретных политических фигур, значит, и договоренности достигались также между конкретными людьми. Благодаря этим договоренностям стали возможны перевыборы, а апофеозом этих игр стало назначение представительницы ПР Раисы Богатыревой на пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).

Интересно, что в конечном итоге активные участники этого действа скорее проиграли, чем выиграли. Партия регионов проиграла власть, причем не только ситуативно, как это было после "оранжевой революции". Регионалы совершили серию системных ошибок, которые лишили их партию вожделенного доминирования в украинском политикуме на неопределенный срок. В частности, ошибками были заявления о намерениях добрать голоса для импичмента, согласие на перевыборы, уход "в глухую" оппозицию и назначение Богатыревой. Вообще, поведение ПР в 2007 г. напоминало поведение "оранжевой" команды после победы революции, т.е. все, что можно было сделать неправильно, делалось неправильно.

Президент Виктор Ющенко от перевыборов тоже ничего не выиграл и, более того, скорее проиграл, усадив в кресло премьера своего главного конкурента на предстоящих президентских выборах. Запусти он механизм перевыборов, имея в арсенале серьезный рейтинг собственный и своей политической силы, - его действия были бы вполне объяснимы. Теперь же можно констатировать: вырвав у ПР победу, президент сам отобрал у себя шансы на победу на предстоящих президентских выборах, и никакие "социальные инициативы президента" уже не смогут остановить стремительное падение рейтинга гаранта Конституции.

И только Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) в 2007 г. выиграл. Но победа эта не заслуга БЮТ, а скорее, удача. Взаимоотношения в треугольнике "Президент - ПР - БЮТ" напоминали ситуацию, когда двое дерутся за найденный кошелек, а третий в это время тихо подбирает его с земли и уходит. Юлия Тимошенко, безусловно, сильный политик, но преувеличивать ее роль в произошедшем не стоит. В том, что власть в виде кошелька оказалась на земле, виноваты президент и регионалы. Вряд ли Юлия Владимировна могла оказать такое сильное влияние и на президентский лагерь, и на Партию регионов. Конечно, определенные шаги со стороны БЮТ предпринимались, но Тимошенко достаточно было просто идти вслед за ситуацией и, по большому счету, не стоило ни на что влиять - за нее это с успехом сделали другие.

В 2007 г. появились две трещины, которые уже в 2008 г. могут привести к двум расколам. Первый - раскол "оранжевого" лагеря. Он прост и предсказуем: блок "Наша Украина – Народная самооборона" (НУНС) и президент неизбежно войдут в конфронтацию с БЮТ, которая будет усиливаться по мере приближения президентских выборов. Этот конфликт интересен тем, что выиграть должен будет только один - Ющенко или Тимошенко. Нет оснований полагать, что победителем выйдет Ющенко. Почти со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что Юлия Владимировна (а не президентский враг №1 - Партия регионов) собственноручно похоронит президентские амбиции Ющенко, а вместе с ними и странное образование украинского политикума - НУНС.

Второй раскол может произойти в Партии регионов. Пока это лишь предположение, т.к. вероятность такого развития событий не стопроцентная. Возможно, "бизнесовая" и "номенклатурная" часть ПР придут к соглашению на фоне "БЮТовской угрозы". Сохранит ли ПР целостность, может стать понятным уже в январе, т.к. именно на январь запланирован съезд партии. Хотя, учитывая склонность регионалов к "подковерному" способу решения внутренних проблем, итогом съезда могут стать ничего не значащие декларации.

Если же консолидации ПР не произойдет и Ахметов продолжит расшаркиваться с "оранжевым" лагерем, а Янукович - гнуть линию "глухой" оппозиции, то раскол случится, и его последствия Украина будет ощущать еще очень долго. Развал одного из двух "политических китов" отнюдь не будет означать автоматическую победу второго - БЮТ. Катастрофическое падение рейтинга ПР или ее "размножение" могут привести к коллапсу политической системы, т.к. ровно половина Украины фактически останется без политического представительства. Мелкие партии, или "осколки" ПР не смогут в совокупности занять ту электоральную нишу, которую сейчас занимают регионалы.

Вообще, небольшие партии чем дальше, тем в большей степени остаются "за скобками" реальной политики. Украина уверенно движется к двупартийности. Об этом свидетельствует тот факт, что от выборов к выборам в Верховную Раду (ВР) проходит все меньшее количество партий и блоков. Катализатором этого процесса в Украине является институт президентства, так как каждые президентские выборы раскалывают страну на две части, и такое постоянное "раскалывание" рано или поздно приведет к тому, что политический спектр Украины будет двуцветным. Процесс этот может окончательно оформиться в течение 2008 г., и к президентским выборам Украина подойдет окончательно расколотой на две части, причем части эти не будут радовать глаз многоцветием, а будут совершенно конкретных цветов, символизирующих БЮТ и Партию регионов, если, конечно, регионалы сумеют консолидироваться.

Основная интрига 2008 г. - сколько продержится у власти Кабинет министров Тимошенко. Сроки называют разные: одни утверждают, что Тимошенко "сядет в лужу" уже к лету, другие заявляют, что Ющенко распустит Кабмин осенью. При этом все, как будто сговорившись, не замечают очевидного: Тимошенко образца своего первого премьерства и Тимошенко сейчас – это, по сути, два разных политика. В первый раз Юлия Тимошенко стала премьером на революционной волне и могла себе позволить действовать без оглядки на своих оппонентов. Правда, при этом она пропустила удар от "своих", но сейчас, во-первых, для Тимошенко фактически нет "своих", а есть только собственная политическая сила, сильная и все более самостоятельная. Сильная - единоначалием и высоким рейтингом, а самостоятельная - естественным отдалением от Ющенко в силу приближения президентских выборов. Во-вторых, играть "свою игру" без Партии регионов не получится, и Тимошенко, обладая феноменальным чутьем, это прекрасно понимает.

В итоге Юлия Тимошенко, та самая бескомпромиссная дама с "оранжевых" баррикад, занимается вещью, ей несвойственной, - она ищет компромиссы со своими заклятыми врагами. Это и парламентские комитеты, и закон об оппозиции, и должности министерских замов. Кроме того, риторика о "преступном режиме" и "бандитской власти" Юлией Тимошенко напрочь забыта. На все эти сигналы "номенклатурная" часть ПР пока толком не реагирует, начав играть в детские игры с "теневым Кабмином". Но реакция из "бизнесового" крыла Партии регионов последовала незамедлительно. Ахметов уже сделал ряд заявлений, в которых ясно читается: "Мы готовы работать". Назначение Богатыревой хотя и было продуктом соглашений Ахметова с президентом, а не с Тимошенко, но также свидетельствует о склонности части ПР к сотрудничеству. Кстати, поведение Богатыревой на должности главы СНБО станет в 2008 г. "лакмусовой бумажкой", по которой можно будет отслеживать взаимоотношения "бизнес-части" регионалов с новой властью.

Конечно, своими "компромиссными инициативами" Тимошенко раскалывает регионалов, но вряд ли делает это умышленно, ведь о существовании в Партии регионов двух полюсов влияния говорили задолго до перевыборов.

Как это ни странно, несмотря на хрупкое большинство в ВР, с политической точки зрения Кабмин Тимошенко "прикрыт" со всех сторон. Начинающая раскалываться Партия регионов вряд ли сможет организовать системную критику правительства Тимошенко. Растерянность - вот, пожалуй, доминирующее сейчас настроение в лагере регионалов. Возможно, они сумеют собратья с силами и выступить единым фронтом, таранящим нынешний Кабмин, но пока угроза со стороны ПР выглядит призрачной. Если регионалы примут предложения Тимошенко о сотрудничестве, они невольно разделят с ней не только власть, но и ответственность за происходящее в стране. Если ПР решит уйти в "глухую оппозицию", то и этот шаг будет сопряжен с большими проблемами, так как опыта оппозиционной деятельности у регионалов практически нет.

Ющенко, для которого Тимошенко стала головной болью, оказался в своеобразной ловушке. Вряд ли президент сможет поставить запятую в предложении "Уволить Тимошенко нельзя оставить". При благоприятном раскладе Тимошенко-премьер будет уверенно набирать очки перед президентскими выборами, и ее снятие будет выглядеть, мягко говоря, некрасиво. В том случае, если у Тимошенко начнутся серьезные проблемы,– ее снятие также не будет выходом из положения, т.к. в этом случае она сможет запустить в массы проверенный тезис "Я хотела, а мне не дали". Но и оставлять Тимошенко премьером до выборов, пусть даже премьером неудачливым, будет для Ющенко самоубийственно, поскольку на момент выборов в ее руках окажется серьезный административный рычаг.

Кроме того, премьерство Тимошенко таит в себе еще одну опасность для Ющенко. Это перебежчики. Конечно, это не будут перебежчики в прямом смысле этого слова: просто часть "нашеукраинцев", особенно недовольных действиями Балоги, вполне может уйти под более сильное крыло Тимошенко. Это будет сопровождаться не громкими заявлениями, а просто тихим подыгрыванием Тимошенко и вялым саботажем инициатив Ющенко. Причем касаться это будет не только депутатского корпуса и министров- НУНСовцев. Главный оплот Ющенко на местах - губернаторы - вполне могут переметнуться с оглядкой на будущие президентские выборы. В этом отношении показателен пример харьковского губернатора Арсена Авакова, который через шесть дней после избрания Тимошенко премьером заявил о том, что на возможных перевыборах мэра Харькова он поддержит кандидатуру представителя БЮТ Александра Фельдмана.

Если с политическим прикрытием у правительства Тимошенко все выглядит очень неплохо, то экономическая ситуация в Украине явно "играет" против Кабмина Юлии Владимировны. Отчасти это естественные процессы, связанные, например, с мировым повышением цен на энергоносители. Тут Тимошенко сделать фактически ничего не сможет - разве что лихорадочно смягчать удары и готовить себе пиарные оправдания.

"Неестественными" процессами, которые смогут оказать негативное влияние на экономическую ситуацию, станут популистские обещания Тимошенко, сделанные накануне выборов, и острое желание эти обещания выполнить. Но и в этом нынешний премьер-Тимошенко в корне отличается от Тимошенко-премьера предыдущего. Об этом свидетельствует механизм возвращения вкладов Сбербанка, предложенный ею, - "До 1000 грн. в одни руки", плюс возможность погашать вкладами коммунальные платежи, плюс усложненная процедура подтверждения права на получение компенсации… Все это вряд ли вызовет серьезные инфляционные процессы. В итоге получается, что обещание вернуть вклады еще, конечно, не "разумный популизм", но уж точно "популизм с оглядкой". Если Тимошенко сможет столь же красиво "выполнить не выполнив" свои предвыборные обещания, то подводные камни, которые она сама набросала во время предвыборной кампании, будут ею легко преодолены.

Есть еще один аспект, на который мало кто обращает внимание. Все рассматривают премьерство Тимошенко как рывок к президентству. Но правильно ли это? Дело в том, что сейчас премьер имеет практически равноценные полномочия с президентом, а принятие еще нескольких законов, подобных закону о Кабмине, может окончательно "добить" институт президентства как таковой. Причем принятие этих законов будет на ура встречено оппозицией. Если часть НУНС откажется голосовать за уменьшение полномочий своего почетного председателя, то недостающие голоса можно будет с лихвой перекрыть голосами части регионалов и коммунистов.

Можно укрепить собственное кресло премьера, что потребует сравнительно небольших усилий, учитывая собственную дисциплинированную фракцию, лояльное отношение "бизнесовой" части регионалов и традиционно воинственных к институту президентства коммунистов. А можно ввязаться в президентскую гонку, итог которой сомнителен, так как далеко не факт, что рейтинг Тимошенко за время премьерства сохранится. Да и полномочия в случае победы будут сравнимы с теми, что имеются у Тимошенко уже сейчас. Поэтому заявление Романа Зварыча о том, что Тимошенко отказалась от президентских амбиций ради должности премьера, может иметь под собой основания. В 2008 г. отказ Тимошенко баллотироваться в президенты будет свидетельствовать о том, что Украина окончательно превратилась в страну с парламентской формой правления, и вопрос о том, кто будет следующим президентом, будет, в общем-то, мало кого волновать.

Вообще, 2008 г. обещает быть нескучным. Возможно, будет завершена трансформация политической системы Украины или, по крайней мере, станет понятно, в каком направлении движется страна. Но коснутся ли эти изменения рядовых граждан? Возможно, нет. Одним из итогов 2007 г. стало понимание того, что граждане Украины вполне могут обходиться без политиков. Большую часть прошлого года главные институты власти если и не были парализованы полностью, то по большей части были сосредоточены на себе. Политики "варились в собственном соку", устраивая для простых украинцев ежедневное реалити-шоу под названием "Политическая Украина". А в это время страна работала, училась и подворовывала, т.е. жила своей обычной жизнью. Остается надеяться, что 2008 г. порадует нас продолжением политического шоу, а мы останемся в нем простыми зрителями, и жизнь наша будет зависеть только от нас самих, а не от играющихся в большую политику телевизионных персонажей.