серебрякова, зинаида серебрякова12 апреля в селе Нескучное Харьковского района открывается музей Зинаиды Серебряковой.

Именно в этом селе в сорока верстах от Харькова в 1884 году родилась художница, которая стала одной из первых женщин, вошедших в историю мировой живописи.

В Харькове на улице Конторской художница провела самые тяжелые времена – период Гражданской войны.

В Нескучном и Харькове Серебрякова написала работы, которые считаются лучшими в ее творческой копилке: "Автопортрет", "Жатва", "Беление полотна", "На террасе в Харькове", "Карточный домик".

Половину жизни художница прожила в Париже. На родине она стала широко известна лишь в 60-х годах. Работы Серебряковой сразу завоевали популярность среди любителей живописи. Выставки прошли в нескольких городах СССР, альбомы издавались миллионными тиражами. Полотна, уходившие практически за бесценок при жизни мастера, сегодня стоят сотни тысяч и миллионы долларов. Так, написанная в 1923 году картина  "Спящая девочка" в 2015-м была продана на русских торгах Sotheby’s в Лондоне за рекордную для произведений Зинаиды Серебряковой цену 3,845 миллионов фунтов стерлингов (или 5,9 миллиона долларов). После десятиминутного упорного торга картина досталась анониму, покупавшему по телефону. Полотно входило в серию картин Серебряковой, проданных в 1923 году на выставке в Нью-Йорке за 500 долларов.

"Бульвар в Париже"

1900 год

Первые пробы кисти. В 1901 году Зинаида Лансере (девичья фамилия) поступает в Художественную школу Марии Тенишевой, которую оставляет после ухода из школы Ильи Репина. Год спустя едет на Капри, где создает каприйские пейзажные этюды. Еще через год - в Рим, где изучает искусство эпохи Возрождения.

 

Портрет Б. А. Серебрякова

1908 год

В 1905 году выходит замуж за двоюродного брата Бориса Серебрякова. Их длительное время отказывались венчать, но 300 рублей сделали свое дело. Погибший в годы Гражданской войны Серебряков остался единственным мужем художницы.

 

"За туалетом. Автопортрет"

1909 год

Одна из самых знаменитых картины художницы. Лето и осень Серебрякова проводила в имении Нескучном, писала этюды крестьянок. На зиму уезжала в Петербург. Но в 1909 году решила подольше задержаться в селе. "Зима наступила ранняя и снежная, – вспоминала художница, – весь наш сад, и поля, и дороги занесло снегом, модели из крестьянок нельзя уже было получить..." Тогда и родился на свет знаменитый автопортрет. На первой же выставке картина была приобретена Третьяковской галереей.

Автопортрет в костюме Пьеро

1911 год

В Нескучном создается серия работ -  портрет Е. К. Лансере, "Купальщица", "Пьеро", "Девушка в шарфе", "Перед грозой". В декабре Серебрякова приняла участие в выставке "Мира искусства" в Москве и была избрана членом объединения.

"Жатва"

1915 год

Лето 1914 года Зинаида Серебрякова провела в Италии, но в связи с началом Первой мировой войны была вынуждена вернуться в семейное имение Нескучное. Период с 1914 по 1917 год считается одним из лучших в творчестве Серебряковой. Она создает ряд полотен на сельскую тематику: "Жатва", "Крестьяне", "Спящая крестьянка".

"Беление холста"

1917 год

Одна из лучших работ художницы, ставшая ее последним большим полотном (142 на 174 см)

"Карточный домик"

1919 год

В начале 1918-го Серебрякова с матерью и детьми переезжает в Харьков, где остается почти до конца Гражданской войны. В 1919-м от тифа погибает ее муж Борис Серебряков. Художница пишет "Карточный домик" как символ зыбкости мира.

"Две балерины"

1922-1924 годы

В конце 1920 года Зинаида Серебрякова возвращается в Петроград. Питерскую квартиру уплотнили, но соседями оказались артисты. Художница работает в Хореографическом училище и Мариинском театре над зарисовками.

"На кухне. Портрет Кати"

1923 год

На картине – младшая дочь Екатерина, ставшая впоследствии известной французской художницей. После смерти матери в 1967 году она основала Фонд Зинаиды Серебряковой и заняла пост почетного президента. Екатерина Борисовна прожила чрезвычайно долгую жизнь. Скончалась в 2014 году в возрасте 101 года.

Портрет А. А. Черкесовой-Бенуа с сыном Татаном

1924 год

В 1924 году работы Серебряковой были представлены на выставке русского изобразительного искусства в США. Все ее картины были проданы. На вырученные деньги она едет в Париж на заработки. Пишет ряд портретных работ. Но отсутствие коммерческих талантов  перечеркивает надежду на достаток. Полотна уходят за гроши, а то и раздаются даром за обещания составить протекцию.

"Женщина, открывающая чадру"

1928 год

Марокканский период считается лучшим в творчестве Серебряковой. Два путешествия в Марокко – в 1928-1929 и в 1932 годах - состоялись благодаря спонсорству барона Жана-Анри Броуэра из Брюгге – владельца плантаций в Марокко. Барон был впечатлен работами художницы. В декабре 1928 года он устроил ей полуторамесячную поездку в Марокко с условием выбора из ее "этюдов" всего, что ему понравится. В декабре 1928 года художница писала из Марракеша своему брату Евгению Лансере, обосновавшемуся в Тифлисе: "Он хотел, чтобы я сделала "ню" с туземок прекрасных, но об этой фантазии и говорить не приходится – никто даже в покрывалах, когда видна только щелка глаз, не хочет позировать".

"Марракеш. Стены и башни города"

1929 год

Зинаида Серебрякова о первом путешествии в Марокко (из письма брату): "Меня поразило все здесь до крайности, и костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь: негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Жизнь в Марракеше тоже фантастическая – все делается кустарным образом, как, должно быть, было и 1000 лет тому назад. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать". 

Портрет Б. Е. Поповой

1941 год

Военные годы Серебрякова проводит в Париже. Продолжает работать в жанре портрет.

Элен де Руа, княгиня Жан де Мерод

1954 год

Проводит девятидневную выставку работ вместе с детьми Александром и Екатериной Серебряковыми в мастерской на улице Кампань-Премьер. Создает портрет княгини де Мерод.

Портрет Мюриель Бельмондо

1962

Серебрякова выставляет работы на вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны. Пишет портреты балерин Мюриель Бельмондо и Иветт Шовире. В 1965 году работы художницы экспонировались в выставочном зале Союза художников в Москве и в Киевском государственном музее русского искусства.