Камнем преткновения для большинства украинских предприятий, занимающихся производством форменной одежды для бюджетных структур, стало усложнение процедуры проведения тендеров и непомерные тарифы на участие в них.


Прокомментировать сложившуюся ситуацию согласился директор харьковского предприятия ОАО "Фабрика театрального реквизита" Николай Александрович Скиданов.

Обязательство участвовать в тендерах для получения заказов на производство форменной одежды поставило предприятие перед дилеммой: потратить немалое количество ресурсов и работать с двухпроцентной годовой рентабельностью либо не работать вообще. В прошлом году усложнилась процедура проведения тендера, естественно, с благими намерениями – исключения коррупции между силовыми структурами и производственными предприятиями. Однако была создана надстройка, которая свела все отношения между сторонами к денежным, а сборы за участие в тендерах стали слишком велики для предприятий.

По словам Николая Александровича, для регистрации в качестве участника торгов необходимо оформить подписку на тематический каталог, стоимость которой составляет почти 5 тыс.грн. в год (с августа 2007г. - около 13 тыс.грн.). Эти средства перечисляются на счет предприятия "Інформаційні видання Тендерної палати України". По словам директора фабрики, этот каталог практически ни о чем не информирует, поскольку в нем помимо названия компании-участника, ни сведений о направлении деятельности предприятий, ни об ассортименте и тому подобных "мелочах" не упоминается. Документация, содержащая в себе информацию об условиях проведения тендера, объемом около трех страниц формата А4, стоит от 500 до 4 тыс., а иногда ее стоимость достигает 7 тыс.грн. Средства в этом случае перечисляются уже на счет некоего ООО "Агентство інвестиційного розвитку". На сбор документации, требуемой от предприятия - а это справки об отсутствии задолженностей по бюджетным платежам, о том, что предприятие не является банкротом, о регистрации в управлении статистики, об отсутствии открытых кредитов и т.д. – уходит очень много времени, да и денежных средств тоже.

 
Следующим пунктом в системе платежей за участие в тендере является благотворительный взнос на развитие информационного портала Тендерной палаты, составляющий ни много, ни мало 25 тыс. грн. Этот взнос фабрика сделать не смогла, отказавшись, таким образом, от участия в очередном тендере. После подписания контракта в случае, если предприятие выигрывает тендер, нужно отдать иногда 15% стоимости контракта, а иногда и конкретную сумму в качестве залога выполнения контракта. Например, если контракт заключен на сумму 1 млн.грн., то 150 тыс. "живых денег" предприятие обязано отдать в соответствующее ведомство в залог выполнения работ. В случае же невыполнения контракта или выполнения его частично, из этих 15% не возвращается определенная доля либо вся сумма, взимаемая как компенсация за невыполнение предприятием его договорных обязательств. По словам Николая Скиданова, на многих предприятиях нет не то что ста пятидесяти, а иногда и пятнадцати тысяч свободных средств для выплаты залога. "Эти деньги находятся в обороте предприятия, а не лежат на счету в банке, и так и должно быть. Если же период выполнения работ составляет несколько месяцев, деньги изъяты из оборота на все это время!", - подчеркнул Н.Скиданов. Зачастую, заключая контракт с государственной организацией, предприятие-производитель форменной одежды не получает обещанной платы за поставленные изделия в срок, терпя убытки. И это вполне законно, поскольку обычно в строке контракта "условия оплаты" прописана такая фраза: "оплата поставленной продукции будет произведена по мере поступления денежных средств из бюджета". Денежные средства могут не поступать и полгода, и этой фразой будет прикрываться любое ведомство.

Среди прочих проблем швейной отрасли директор фабрики театрального реквизита отметил высокую ставку налога на добавленную стоимость, а также срок его уплаты. НДС выплачивается после первого события, отмеченного в контракте, т.е. отгрузки. Таким образом, не заработав ровным счетом ничего, только вложив собственные средства в материалы, выплату заработной платы работникам и покрыв другие расходы производства, предприятие уже обязано уплатить налог.

Николай Александрович отметил, что за девять лет сотрудничества с силовыми структурами фабрика четырежды судилась из-за несвоевременной оплаты заказов: с внутренними войсками МВД, с самим министерством, МЧС и Министерством обороны.

Возвращаясь к вопросу участия в тендерах, Николай Скиданов отметил: "Если ранее, в 1997 г., для участия в тендерах приезжали 5-10 предприятий, в 2005 г. – до 100 предприятий, сейчас же приезжают 2-3 предприятия. Мы в текущем году дважды участвовали в тендерах, и они дважды не состоялись по причине отсутствия кворума – попросту говоря, из-за неявки представителей предприятий. А несостоявшийся тендер означает для предприятия потерю достаточно больших сумм, которые не возвращаются согласно условиям проведения тендера".

Последствия сохранения нынешней политики государства в отношении условий проведения тендеров, по мнению руководителя фабрики театрального реквизита, могут быть плачевными. Небольшие предприятия, у которых недостаточно денежных средств, не смогут участвовать в тендерах, а все госзаказы захватят мощные структуры, накопившие достаточно большой объем денежной массы, монополизировав рынок. Таким образом, "астрономические" суммы будут сосредоточены в руках очень небольшого круга предприятий, что никак нельзя назвать нормальной политикой развития легкой промышленности Украины, подчеркнул Н.Скиданов.

 
По его словам, уже давно назрела необходимость создания государственной программы развития легкой промышленности. На бумаге она уже создана, но на самом деле пока не принята. В России и в Беларуси такие программы действуют, и там предприятия легкой промышленности успешно развиваются. Заметим, что в Украине уже практически нет предприятий, выпускающих сырье для легкой промышленности. Хлопок, полушерстяные ткани мы покупаем в России, "плащевку" в Беларуси. Идет процесс бездумного уничтожения легкой промышленности Украины, благодаря заполнению рынка дешевыми изделиями, бесконтрольно ввезенными из-за рубежа. Десятки предприятий легкой промышленности прекратили свое существование. А это армии выброшенных из отрасли подготовленных, высококвалифицированных специалистов.

Как сообщил директор фабрики, при работе с силовыми структурами рентабельность предприятия составляет порой около 2%. Это связано с непомерными расходами при выполнении контракта и с тем, что соискателей для выполнения контракта довольно много. Госзаказ предполагает большие объемы производства, соответственно - круглогодичную работу, поэтому предприятия, стремясь создать конкурентоспособную цену, опускают ее до минимума, не думая о финансовом результате, который они получат в конце года. "Мы работаем с двухпроцентной рентабельностью, а я знаю массу предприятий, которые при работе с силовыми структурами просто разорились, - отмечает Николай Скиданов. – Это харьковская швейная фабрика "Динамо", разорившаяся еще несколько лет назад, фабрика спортивных изделий "Динамо", разорившаяся в прошлом году, харьковская фабрика верхнего трикотажа, сократившая состав с четырех тысяч человек до семидесяти и др.". "Нельзя заниматься зарабатыванием денег с помощью тендерного комитета, разоряя предприятия, поскольку через некоторое время некого будет разорять", - заявил Николай Скиданов.

Следует отметить, что на просьбу прокомментировать слова руководителя ОАО "ФТР" представители Тендерной палаты отреагировали довольно агрессивно, отрицая приведенные тарифы, утверждая, что, например, тендерная документация предоставляется бесплатно. В конечном итоге пригрозили обратиться в суд при опубликовании в статье слов о перечислении вышеуказанных средств на счет Тендерной палаты. В некотором роде они правы, поскольку суммы, как правило, перечисляются на счет различных фирм, якобы к Тендерной палате не имеющих отношения (ООО "Агентство інформаційного розвитку", Европейское консалтинговое агентство, "Інформаційні видання Тендерної палати України" и т.п.). Подтверждением перечисления средств являются нижеприведенные копии счетов об оплате ОАО "ФТР" в апреле текущего года. Справка. Харьковская фабрика театрального реквизита существует более 50 лет. Изначально была создана как фабрика, производящая театральный реквизит. Фабрика производит трико, лосины, комбинезоны, репетиционную форму, а также обувь: джазовки, туфли, сапоги для хора, танцев. Около 25% общего объема производимой продукции составляет сценическая одежда, остальные 75% - форменная одежда для силовых структур – МЧС, Вооруженных сил, , прокуратуры, Минюста, ветеринарной службы, Гортехнадзора.