-Александр Александрович, ГНА повысила план сбора налогов в Харьковской области по итогам работы в мае 2003 г. Как Вы оцениваете этот шаг и как ГНА в Харьковской области намерена этот план выполнить?
- Во-первых, Харьковские налоговые службы в мае направили в госбюджет 240 млн. грн. Это абсолютный рекорд за всю историю Украины, не только по сборам в регионе, но и во всех областях Украины. Это реальные показатели (не план, а факт!). Первоначальный план на июнь 2003 г. составлял 159 млн. грн., к нему потом были добавлены 12,171 млн. грн. Однако в июне и июле предприятия не платят налог на прибыль (это ежеквартальный налог, который был собран в мае и будет выплачиваться в августе). Сборы по этому виду платежей могут составлять до 50 млн. грн., поэтому очевидно, что в июне Харьковская область не могла выполнить план. И я сознательно пошел на перевыполнение плана только на 3 млн. грн., а не на 30 млн. грн. Для июня план в 171 млн. грн. для области можно назвать неподъемным.
Кроме отсутствия налога на прибыль, в области есть и вторая проблема. 40% плана поступлений в государственный бюджет приходится на дочерние предприятия НАК "Нефтегаз Украина", расположенные в Харьковской области - "Харьковгаздобыча", "Шебелинкагаздобыча" и перерабатывающее предприятие в Балаклее. В июне ожидаемый размер проплат составлял около 60 млн. грн. Но Верховная Рада приняла закон, по которому списываются долги в бюджет. Хотя закон и не был подписан президентом, НАК воспользовалась ситуацией и не заплатила эти деньги. Сумма эта, конечно, перешла на следующий период, но "зависла". Если президент подпишет закон, то спишется весь долг, а это, ни много - ни мало, почти 240 млн. грн. по Харьковской области в госбюджет от НАК "Нефтегаз Украина". Из-за неразберихи не была оплачена и ежемесячная задолженность предприятий - 18 млн. грн. Сейчас ведется работа с руководством "Укргаздобычи", дочерним предприятием НАК. Познакомились, провели ряд деловых встреч, нашли общий язык, уже есть договоренность о том, что руководство предприятия приедет в Харьковскую область. Работа ведется. Могу прогнозировать, что в этом месяце план будет выполнен и по местным налогам, и по поступлениям в госбюджет.

- То есть, Вы отдаете предпочтение личным контактам с налогоплательщиками?
- Конечно, без этого нельзя. Эта линия проводилась и моим предшественником в должности - Валерием Пудриком. Без личных контактов невозможно работать. Однако нельзя их "возводить в степень" - все должно быть сбалансировано - и личные отношения, и производственная необходимость. Я придерживаюсь мнения, что каждый начальник районной налоговой инспекции должен лично знать руководителя каждого предприятия - плательщика, если и не всех абсолютно, то крупных плательщиков - непременно. При этом отношения должны быть не только лояльными, но и бесконфликтными. Кроме того, если личные неприязненные отношения будут влиять на эффективность работы, то я, как начальник, буду наказывать таких подчиненных.

- Первый заместитель начальника ГНАУ Виктор Жвалюк по итогам работы в Харькове киевского налогового десанта сообщил, что в области есть резерв по налогообложению. В чем именно этот резерв?
- Да, такой резерв есть в каждой области. Кроме того, что процветает выплата зарплат "в конвертах", самому работодателю не выгодно показывать ни реальный размер фонда оплаты труда, ни количество работников. Сейчас предприняты определенные шаги - уже снижаются ставки подоходного налога, однако остается большое отчисление в пенсионный фонд - более 30% зарплаты. С одной стороны - снижение подоходного налога (до 13% с июля 2003 г.) вызывает оптимизм, так как это позволит снизить количество теневых выплат и, тем самым, увеличить базу. Если в будущем снизятся и пенсионные сборы, непосильные на данный момент, то это приведет к улучшению катастрофической ситуации по зарплате, которую люди сейчас просто скрывают. То есть, увеличение объема средств, с которых взимается меньший налог, станет основой увеличения отчислений. Еще один источник дополнительных доходов - люди, занимающиеся индивидуальным бизнесом без регистрации. К примеру, таксисты. Лично у меня нет уверенности, что хотя бы половина харьковских таксистов имеют свидетельства частных предпринимателей. В общем, работать есть над чем. Эти, казалось бы, незначительные суммы и складываются в те средства, которых могло бы хватить, например, на содержание пенсионеров.

- Высказывалось мнение, что налоговикам с уравниванием ставки подоходного налога станет проще работать. Насколько это соответствует действительности?
- Нет. Сейчас подоходный налог составляет около 40% платежей. Снижая его ставку, мы увеличиваем реальную зарплату физического лица. Однако работодатель все равно обязан заплатить более 30% фонда оплаты труда пенсионному фонду, соцстраху и в фонд страхования на случай безработицы. Получается, что показывать реальные доходы все равно не выгодно.
Да, планируется снижение НДС (до 17%). Но… если бы у меня была такая возможность, я бы вообще ликвидировал этот вид платежа. Потому что он ничего не дает налоговикам (мы его собираем, но потом с боями отдаем, причем даже больше, чем взяли). Например, государство собрало в виде НДС 1,3 млрд. грн., а отдало 1,6 млрд. грн. То есть, сейчас НДС утратил сущность налога и стал средством зарабатывания денег госбюджета предпринимателями. Чем бизнесмен предприимчивее, тем больше средств из бюджета он может выкачать. Сейчас НДС стал вредным для экономики Украины налогом, это скорее даже "дырка в казенном кармане".
Можно, правда, выступить за то, чтобы НДС платили все без исключения, а не 22%, как сейчас. С этим налогом как в трамвае - все льготники. Если НДС будут платить все, его можно уменьшить не только до 17%, но и до 6-7%. Выплаты увеличатся.

- Но все же пока приходится этим заниматься, создаются даже специальные схемы. Как с этим в Харьковской области?
- Работаем, выявляем, дела передаем по назначению - в суды. Такие случаи в области есть, однако рассказывать о них - компетенция суда. Могу сказать, что недавно одна из таких схем была раскрыта в Дергачевском районе (моем избирательном округе как депутата облсовета). Когда в Харькове работал так называемый "киевский десант", были предотвращены незаконные требования выплаты 3,3 млн. грн. НДС.

- По итогам работы киевлян в Харькове было возбуждено более 50 уголовных дел. На какой стадии они находятся?
- Я не слышал того, что эти дела были возбуждены незаконно. Возможно, что не все дела, возбужденные по ходу проверки, дойдут до суда. Но процент брака или "работы на корзину" у нас стремительно уменьшается. Основная причина, по моему мнению, профессионализм сотрудников. Ведь раньше в налоговую милицию или инспекцию (а служба совсем молодая - была организована в 1996 г.) на работу брали всех желающих. А кто, в основном, приходил устраиваться? Бывшие сотрудники правоохранительных органов, чаще - нерадивые. Сейчас на работу берем не каждого - желательно экономическое и юридическое образование. У налоговой администрации есть и собственная академия в Ирпене.
Да и сама работа отсеивает. Здесь неприемлема конфликтность: если человек постоянно "на острие ножа", то годы его выбраковывают, он просто долго не проработает. Если сам этого не понимает, а поступают жалобы, приходится воспитывать. У меня были подобные ситуации. Выезжали на место, осматривались, разговаривали с самими начальниками, с их подчиненными. О какой-то чистке речь не идет, но ротации идут, кое-кого отправляем на понижение. По результатам работы начальников районных отделений налоговой милиции Новой Водолаги, Краснограда, Изюма будем менять.

- Александр Александрович, поговаривают, что те предприятия, которые закрывались на время киевской проверки, начали проверять харьковские налоговые органы. Так ли это?
- Это не слухи. Мы не будет проверять, мы уже проверяем. Еще две недели назад я подписал последние документы о проведении таких проверок. Все те, кто закрывался в средине мая (и мы об этом знаем), но пока не проверены, не застрахованы от прихода налогового инспектора - придет и их "звездный час". Мы ведь не просто приходим в гости. Налоговая проверка - как свидание, к которому готовишься, покупаешь цветы... Так и в нашей работе - выясняем, собираем данные, чтобы знать, о чем спросить, где и какие документы посмотреть. Для подготовки проверки у нас есть агентура, есть методы, допустимые в оперативно-розыскной деятельности (и скрытое наблюдение, и разведопросы, и комбинированные операции). Мы используем весь спектр средств, разрешенных для раскрытия уголовных преступлений. В общем, те, кому по ночам не спится, потому что налоги не заплатили, могут знать, что мы не дремлем.

- Депутаты облсовета высказывали мнение, что налоговая, в основном, занимается сбором средств в госбюджет. Местным сборам уделяется меньше внимания. Так ли это?
- Статистика говорит о другом. К примеру, за пять месяцев этого года сборы в госбюджет выполнены на 103%, тогда как в местные бюджеты - на 108%. По плану должны были мобилизовать в местные бюджеты 377 млн. грн., а получилось 413,8 млн. грн. В мае план мобилизации доходов в госбюджет превышен на 9 млн. грн., в местные бюджеты - на 3 млн. грн.

- В прошлые годы налоговая администрация Харьковской области проводила конкурсы детского рисунка, издавались детские книжки и учебники. Как в дальнейшем планируется популяризировать работу налоговых органов?
- Работа с детьми может считаться плодотворной, тем более, что, работая со следующим поколением, мы облегчаем работу своим последователям. Я не помню, чтобы учителя рассказывали нам в школе - что такое налоги, зачем они нужны. Слова "налоговый инспектор", "агент налоговой службы" мы узнавали даже не из советских фильмов.
Ну, а среди взрослых нужно не то что популяризировать деятельность налоговиков, а просто разъяснять, чем мы занимаемся и для чего. Ведь возможно, что многие не задумываются, куда потом идут их налоги, не все представляют, что эти деньги государство потом тратит на пенсионеров, на экологию, национальную безопасность, армию. Конечно, есть еще таможня, отчисляющая значительные суммы (например, Восточная региональная таможня перечисляет до 50 млн. грн. в месяц) и специальные фонды, однако основная часть государственных расходов - это налоги. Кто говорил, к примеру, что если не будет налогов, то не за что будет содержать военных и в случае чего нужно будет собирать ополчение? Разве каждый украинец знает, что оплата налогов записана в Конституции как одна из обязанностей граждан? Все это нужно донести до сознания людей, чтобы нас перестали представлять врагами.
Однако нужно признать, что в разъяснительной работе есть недостатки, работать есть над чем. Если раньше говорили "управдом - друг человека", то теперь на этой фразе можно построить наш будущий девиз: "налоговик - друг человека".

- А будет ли увеличиваться количество работников областной налоговой?
- Нет. Даже подумываем о сокращении численности областного аппарата, так как пока не хватает кабинетов для всех сотрудников. Основная работа ведется на местах, да и девять заместителей для начальника областной налоговой, все же, многовато. Вот и подадим пример. Я думаю, что нужно интенсифицировать наш труд - либо сократить каждого четвертого сотрудника, либо менять здание.