STATUS QUO

Путешествие из Византии в Стамбул (фото)

"Стамбул! Как много в этом звуке…" Что, не так писал классик? А мог бы, ведь этот древний город так много значил и для славянского мира.

Византий, Новый Рим, Константинополь, Царьград, Истинполин, Исламбол, Истанбул… Сюда захватчики с раскосыми и жадными очами гнали толпы рабов-славян, сюда же с ответным "дружественным" визитом приводил войско князь новгородский и киевский Олег по прозвищу Вещий. Отсюда на земли Киевской Руси пришла новая вера; из-за пролива Босфор не могли спать российские императоры и гибли сотни тысяч их подданных. Наконец, сюда уходили переполненные белой гвардией последние корабли из охваченного революционным пожаром Крыма.

 

Yes

 

Впрочем, современный турист об этих страстях редко задумывается. Ведь нынешний Стамбул — это город-калейдоскоп, где смешались эпохи, религии, расы, языки, стили, краски, запахи. При первом знакомстве он ошеломляет и чуть ли не сбивает с ног. Приходится судорожно держаться за фотоаппарат, чтобы удержать все это буйство если не в собственной памяти, то хотя бы на цифровом носителе.

Yes

Исторический центр Стамбула — площадь Султанахмет — расположен на месте гигантского цирка, построенного римлянами в III веке н.э. Здесь ромеи состязались в гонках на колесницах, и поэтому ее до сих пор иногда называют площадь Ипподром, что по-турецки будет "Ипподром Мейданы" (вот так и выясняется этимология украинского слова "майдан"). На фрагменты величественных стен Ипподрома можно наткнуться почти в любом месте старого Стамбула.

Yes

Нынешнее же название — Султанахмет — происходит от одноименной мечети Султана Ахмета (ее также называют Голубой Мечетью), которую здесь построили в 1616 году. Это первая по значению мечеть Стамбула, которая отличается от прочих наличием шести минаретов и является одним из символов города. Двор мечети и окружающая ее территория весьма красивы, но сама мечеть уже давно на реставрации и посмотреть, что у нее внутри, не получилось.

Yes

Необыкновенно хороша Голубая мечеть на рассвете. Весеннее солнце красит ее стены в теплый абрикосовый цвет.

Yes

От многочисленных статуй и колонн, украшавших Ипподром, на сегодня не осталось ничего. До нашего времени сохранились лишь Египетский обелиск (обелиск Феодосия), Змеиная колонна  и обелиск Константина, установленные в византийский период. Первый из них был сооружен в 1460 году до н.э. в честь тридцатилетия правления египетского фараона Тутмоса III и установлен в Карнакском храме. В Константинополь его перевезли по приказу императора Феодосия. Змеиная колонна находилась в святилище Аполлона в Дельфах. Из Греции ее умыкнул император Константин Великий. И у самого края площади стоит обелиск другого Константина — Багрянородного, седьмого по счету.

Yes

С другой стороны Ипподрома Мейданы высится Собор Святой Софии, построенный при Константине Том Самом Первом — бывший патриарший православный собор Святая София Константинопольская, впоследствии — мечеть Айя-София, а нынче — музей. До постройки собора Святого Петра в Риме София была самым большим храмом христианского мира.

Yes

Чтобы попасть в Софийский собор, надо выстоять громадную очередь (говоря о Стамбуле, постоянно приходится прибегать к эпитетам "громадный", "гигантский", "огромный" и т.п.) и заплатить за вход 40 турецких лир (одна лира стоит почти шесть гривен). И если снаружи собор впечатляет, то изнутри он подавляет сразу же — грубо отесанные своды нефов, чудовищные колонны, невообразимой толщины стены в лесах реставраторов, громадные арки, и над всем этим циклопическим великолепием нависает гигантский купол, подсвеченный солнечными лучами из множества арочных окон, опоясывающих подкупольное пространство.

Yes

В нефах Софии размещены артефакты седой старины и шедевры исламской каллиграфии.

Yes

Темный и мрачный пандус, истертый до зеркального блеска миллионами ног паломников, приводит в галерею верхнего яруса, где можно отдышаться, перестать ощущать себя муравьем и полюбоваться на интерьер центрального зала Софийского собора сверху. Очень много позолоты, мрамора и людей.

Yes

Кроме того, здесь сохранились несколько уникальных византийских мозаик. К сожалению, часть мозаичных полотен пострадала в правоверный период: когда в здании располагалась мечеть, все изображения людей были скрыты под штукатуркой. Увы, при расчистке слоя исламской цензуры часть картин была утрачена. Особенно заметны потери на мозаике с изображением Иисуса Христа, Богородицы и архангела Михаила.

Yes

Неплохо сохранилось мозаичное изображение Богородицы в апсиде. Мария с сыном кротко взирают на гигантские Зеленые щиты с именем Аллаха, развешенные под куполом храма.

Yes

Честно говоря, знаменитая Айя-София на меня произвела довольно гнетущее впечатление. Нет, это грандиозное сооружение и все такое, но уж слишком оно давит.

Больше по вкусу мне пришлась мечеть Сулеймание — вторая по значению и первая по размерам в Стамбуле. Ее соорудили по воле Сулеймана Великолепного в XVI веке. Несмотря на гигантские размеры, она не подавляет, интерьер гораздо светлее, и кажется, что воздуха здесь больше. А еще вход сюда бесплатный!

Yes

Здесь же Сулейман и его любимая жена, наша знаменитая соотечественница Роксолана, нашли свое последнее пристанище — во дворе мечети находится кладбище с мавзолеями венценосной четы. Вокруг здания разбит парк, где  можно поваляться на травке, а за окружающим территорию парапетом открывается замечательная панорама Стамбула.

Yes

Но вернемся на майдан имени Султана Ахмета. Неподалеку от Софийского собора — стоит только пересечь трамвайные пути — расположен вход в одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних водохранилищ Константинополя — Цистерну Базилика, что по-турецки звучит как Еребатан Сарныджы. Вход в подземелье стоит 20 лир, и музейные карты (это такой сертификат на оптовое посещение целой кучи стамбульских музеев по сниженным ценам) там не действуют. Но главное коварство турок заключается в том, что освещение в Цистерне поддерживается на том минимальном уровне, когда что-то видно. Именно что-то, не более того. А фотоштативы на входе отбирают. Видно, местный клан фотографов хорошо покормил музейные власти, избавившись от возможных конкурентов. Впрочем, несколько удачных кадров сделать удалось.

Строить этот Еребатан начал все Тот Же Самый Костя с присущим ему размахом: емкость выдолбленного в камне бассейна составляет 80.000 кубометров, а её потолок поддерживают 336 колонн восьмиметровой высоты. 

Yes

Для строительства использовали разный подручный материал - например, старые античные колонны. В основании двух таких колонн даже стоят головы Медузы Горгоны. Чтобы никто не окаменел, глядя в глаза Медузам, их повернули: одну на бок, другую и вовсе вверх тормашками. А рядом в небольших (относительно всего сооружения) каменных резервуарах плавают слепые карпы.

Yes

Итак, мы прошли через всю площадь Султанахмет — от обелисков до Св. Софии, а по пути заглянули налево – в Цистерну Базилику. Если продолжать движение в том же направлении, обогнув, естественно, здание собора, взору открывается стена, окружающая громадную (само собой) территорию грандиозного (опять-таки) Султанского дворца Топкапы. Длина этой стены составляет полтора километра, а  площадь самого дворца — более 700 000 кв. м., что в два раза превышает площадь Ватикана. Внешний периметр, или Первый двор открыт для свободного посещения всеми желающими.

Yes

На этой территории, кроме прочего, находятся Музей исламской науки и техники, а также первая в Турции статуя Ататюрка.

Yes

От внешнего периметра отделены стенами Второй, Третий и Четвертый дворы, где располагались покои султана и его гарем. Вход туда уже платный, но в любом случае, времени на них не хватило. Дело в том, что на территории Первого двора в трех отдельных зданиях (самое старое из них — Изразцовый павильон — построено в XV веке) разместился Стамбульский археологический музей. Вот здесь я завис серьезно. Рисунки со страниц старых учебников древней истории вдруг ожили, и я перенесся на несколько тысяч лет назад. Чего только стоят изразцовые панно, украшавшие стены древнего Вавилона! Вот они – любуйся.

Yes

Знаменитые изваяния античных богов и героев, египетские мумии; целый этаж, посвященный легендарной Трое; огромный зал, заполненный античными саркофагами (в т.ч. здесь имеется знаменитый саркофаг Александра Македонского); залы доисторических царств и народов и артефакты неимоверной древности…

Yes

И все это можно не только разглядывать, но даже потрогать, поскольку под стеклом хранятся только самые ветхие и ценные экспонаты. А непобедимого Искандера можно и вовсе подергать за нос!

Yes

 

Продолжение следует.

 

Юрий Подольский  (https://podolsky.io.ua)

comments powered by Disqus