- 8 апреля Харьковское отделение отметит 9-летие со дня своего основания. Какие же главные результаты деятельности отделения за этот период?
- Харьковское территориальное отделение, одно из структурных подразделений Антимонопольного комитета Украины, создано с целью контроля за соблюдением конкурентного законодательства. Основными задачами, стоящими перед отделением, являются предупреждение, выявление и прекращение нарушений конкурентного законодательства, содействие развитию добросовестной конкуренции.
За это время в результате совместной работы с органами власти была создана конкурентная среда почти во всех сферах экономики, на всех региональных рынках, кроме жилищно-коммунального хозяйства. Например, в 90-е годы на рынке производства хлеба в Харьковской области работало только одно государственное предприятие "Харьковхлеб", в которое входило 22 хлебозавода без прав юридического лица, на рынке реализации лекарственных средств - областное объединение "Фармация", в состав которого входило 360 аптек. То есть эти рынки были монополизированными. В начале демонополизации рынка нам пророчили, что область останется без хлеба и лекарств. Но получилось наоборот. Сейчас в городе много аптек, хлебных магазинов, наполненных разнообразной продукцией. То есть конкуренция является обязательным условием функционирования рынка. Это движущая сила, заставляющая предприятие повышать производительность труда, улучшать качество продукции, заставляет более уважительно относиться к потребителю, снижать цену на свою продукцию.
Благодаря сотрудничеству отделения со СМИ возросла осведомленность наших граждан и, как результат, их активность, желание защищать свои законные права. Я могу привести такой пример: если в 1996 году в отделение за защитой своих прав обратилось 35 заявителей, то в 2002 году поступило 277 заявлений. За 9 лет отделением рассмотрено 1160 заявлений и пресечено 879 случаев нарушений законодательства. Наиболее распространенными за эти годы были нарушения в виде злоупотребления монопольным положением (336), антиконкурентные действия органов власти (248). Сумма денежных средств, возвращенных обществу, составила 40 млн. 212 тыс.грн. Из них наложено штрафов на 811 тыс.грн., изъято незаконно полученного дохода -180 тыс.грн., возмещено убытков - 37 млн.271 тыс.грн.

- Как начиналось деятельность вашего отделения?
- В 1994 г. в отделении работало 12 человек. Благодаря Александру Степановичу Масельскому были созданы нормальные условия труда для наших сотрудников. Сейчас в отделении работают 30 человек, 7 из них - со дня основания отделения. В нашем коллективе трудятся квалифицированные специалисты с экономическим или юридическим образованием. Некоторые наши сотрудники имеют по два высших образования. Требования, которые предъявляются к квалификации сотрудников, очень высокие. Прием к нам на работу осуществляется на конкурсной основе. У нас дружный коллектив, много молодежи.

- Что Вы считаете главным событием прошлого года?
- Главным событием 2002 г. мы считаем вступление в действие закона "О защите экономической конкуренции". Этим законом в Украине сформулированы новые принципы конкурентной политики, которые не вступают в противоречия с конкурентным законодательством Европейского Союза. Со времени принятия первых актов антимонопольного законодательства, а это было в 1992 году, произошли заметные изменения в нашем государстве. В настоящее время акцент в работе антимонопольных органов переносится с ограничения монополизма на выявление антиконкурентных согласованных действий, защиту добросовестной конкуренции, создание эффективной конкурентной среды. Хотелось обратить внимание на некоторые нововведения закона, такие, например, как неразглашение имени заявителя. То есть, в том случае, если заявитель подаст ходатайство о возможности наступления для него негативных последствий, связанных с подачей заявления в антимонопольные органы, то рассмотрение дела о нарушении конкурентного законодательства начинается по инициативе отделения. Кроме того, согласно новому закону, субъекты хозяйствования или потребители могут обращаться за защитой своих прав не только в органы антимонопольного комитета, но и в суд. Также увеличен граничный размер штрафных санкций за нарушение законодательства. По закону за злоупотребление монопольным положением и антиконкурентные согласованные действия предусматривается штраф до 10% выручки предприятия за предыдущий финансовый год. Это довольно большие штрафные санкции. В сравнении с прежним законодательством они выросли в два раза.

- Виктория Александровна, какие виды нарушений конкурентного законодательства в 2002 г. чаще всего выявлялись в Харьковской области?
- В прошлом году отделением было прекращено 140 нарушений конкурентного законодательства, 60% из них - это нарушения в виде злоупотребления монопольным положением. Большинство нарушений было прекращено в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетических ресурсов.
С 1997 по 2001 годы чаще всего антимонопольное законодательство нарушали органы власти, как правило районного звена, которые принимали решения, тормозящие рыночные преобразования. Это и введение запретов и ограничений на вывоз продукции, и запретов на ввоз в район продуктов питания и др.
Особенностью 2002 года является то, что резко (в 2,5 раза) уменьшилось количество нарушений со стороны органов власти. Это объясняется применением новых методов управления, которые базируются на рыночных подходах при решении проблем социально-экономического развития региона, а также на сотрудничестве отделения с органами власти (проведение учеб, оказание практической помощи при проведении проверок и пр.).

- Приведите, пожалуйста, примеры прекращенных нарушений.
- Одним из главных нарушений конкурентного законодательства, согласно новому закону, являются антиконкурентные согласованные действия между субъектами хозяйствования. Такие действия состоят, например, в установлении единой цены, разделении между конкурентами рынка по территориальному признаку. В прошлом году мы прекратили антиконкурентные согласованные действия между сахарными заводами, которые всех сельхозтоваропроизводителей "поделили" между собой по территории.
Покотиловский филиал водопроводно-канализационного хозяйства Харьковского района предоставлял потребителям услуги не в полном объеме. На 9 улицах поселка не было холодной воды, а предприятие устанавливало оплату за воду в полном объеме. За оказание некачественных услуг мы заставили предприятие сделать перерасчет в счет будущих платежей. Таким образом, потребителям было возмещено почти 18 тыс. грн., а водоснабжение восстановлено. Часто поступают жалобы на то, что не поступает вода на верхние этажи многоэтажных домов. В этом случае мы смотрим, с чьей стороны нарушение: "Харьковкоммунпромвода" (низкое давление подачи воды) или ЖЭУ, который должен отвечать за состояние внутридомовых сетей. В любом случае потребителям делается перерасчет.
Было прекращено нарушение со стороны Областного коммунального предприятия тепловых сетей. Жители трех подъездов дома, на котором был установлен счетчик тепла, в поселке Песочин оплачивали не только фактически потребленную ими тепловую энергию, но и подачу тепла в квартиры двух других подъездов, которые не были заселены. На рекомендации теротделения по устранению правонарушений предприятие сделало жителям этого дома перерасчет на 8 тыс. грн.
Другой случай. КП "Харьковские тепловые сети" завышало жильцам дома на ул. Эйдемана плату за горячую воду, т.е. начисляло 100%-ю оплату, не учитывая при этом соответствие температуры горячей воды нормативным требованиям. По рекомендации отделения начисления на горячее водоснабжение были уменьшены на 10%.
В марте этого года отделение прекратило нарушение со стороны АК "Харьковоблэнерго". Компания при начислении платы за потребленную электроэнергию ГКП "Харьковский завод электроаппаратуры", являющемуся собственником ведомственного жилья, применяло завышенные тарифы. Во исполнение рекомендаций отделения тарифы были изменены и сделан перерасчет на 60 тыс. 476 грн.

- Много ли жалоб поступает в отделение?
- Необходимо отметить, что количество поступающих в отделение жалоб из года в год растет. В первом квартале 2003 года мы получили 123 заявления. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года - 72. Что касается характера поступающих жалоб, то как и в прошлом году это, в основном, жилищно-коммунальные проблемы.

- Как Вы считаете, что необходимо предпринять для того, чтобы количество жалоб на действия жилищно-коммунальные предприятия снизилось?
- Жалобы будут поступать до тех пор, пока в нашем государстве не будет кардинального изменения - реформы жилищно-коммунального хозяйства. Ничего не изменится, пока потребитель не будет иметь возможность выбирать фирму, предоставляющую услуги. Основными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства мы считаем переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, возможность оплаты за фактическое получение услуги (благодаря установке приборов учета).
На проблеме приборов учета хочу остановиться отдельно. Желание потребителя платить за фактическое потребление, а не по высоким нормам естественно. Свидетельство тому и рост установленных приборов учета холодной и горячей воды. Однако существует ряд проблем при установке приборов учета. Это и отказ предприятия принимать на абонентский учет приборы учета, мотивируя тем, что счетчик не того класса или точности, завышение сроков установки счетчиков (иногда счетчики устанавливаются по полгода), навязывание потребителям, у которых произошло временное нарушение работы приборов учета не по их вине, различных доплат в виде доначислений к показаниям счетчика или принуждение платить по расчетной нагрузке, отказ в принятии счетчика в эксплуатацию до погашения всего долга или его части.

- Ранее сообщалось, что Харьковское теротделение намерено усилить контроль за созданием конкурентной среды на рынке содержания домов и придомовых территорий. Расскажите, какие были проведены проверки и каков их результат.
- Анализ перечня монополистов на региональном рынке показывает, что 30% субъектов хозяйствования, внесенных в этот перечень, составляют жилищно-эксплутационные предприятия. Самыми монополизированными являются рынки содержания домов и придомовых территорий, хотя потенциально они являются конкурентными. Выходом из сложившейся ситуации может быть только создание конкурентной среды. Отделение изучает рынок содержания домов и придомовых территорий Харькова и области, а также роль органов исполнительной власти и местного самоуправления в создании конкурентной среды. Согласно указу президента, органы власти и местного самоуправления обязаны проводить конкурсный отбор предприятий по содержанию домов и придомовых территорий. Мы провели проверку работы органов власти, и выяснилось, что в нашем городе работает 8 частных предприятий: в Ленинском (3), Октябрьском (4) и Московском (1) районах. Последний тендер по содержанию домов проводился в 2001 г. В ходе проверок было установлено, что органы власти при проведении тендеров по закупке работ, услуг по обслуживанию жилья, вывозу мусора, благоустройству придомовых территорий применяют не основную процедуру закупки - открытые торги, а процедуру закупки у одного исполнителя (соответствующих районных ЖРЭП). Такие действия органов власти содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных действий органов власти, а именно предоставления отдельным субъектом хозяйствования льгот и других преимуществ, ставящих их в привилегированное положение по отношению к конкурентам. Кроме того, в состав тендерных комитетов включаются представители субъектов хозяйствования, заинтересованных в результатах проведения тендера, и, как правило, они становятся победителями. В результате этих действий отдельным субъектам создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами, что является нарушением конкурентного законодательства.
Наша задача - создавать и гарантировать единые правила игры для всех субъектов хозяйствования, проводить действенную конкурентную политику. Альтернативой ЖЭКам могут быть объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Сейчас в регионе действует 117 ОСМД, из них в Харькове - 76. В 2001 г. их было 52. К сожалению, процесс идет очень медленно. С принятием закона "О защите экономической конкуренции" антимонопольные органы получили правовой рычаг воздействия на органы власти, которые должны создавать конкурентные условия на рынке содержания жилых домов и придомовых территорий. В законе есть статья, которая квалифицирует бездеятельность органов власти или должностного лица, которая привела к недопущению, устранению или искажению конкуренции, как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции.

- На Ваш взгляд, в каких законодательных инициативах заинтересован Антимонопольный комитет Украины?
- Сейчас можно с уверенностью сказать, что система национального конкурентного законодательства в Украине уже создана. Отечественное законодательство о защите экономической конкуренции оценивается как одно из прогрессивнейших среди стран СНГ и ближнего зарубежья. В настоящее время идет наработка практики по закону "О защите экономической конкуренции". Полномочий, данных нам законом, - достаточно.

- Виктория Александровна, расскажите немного о себе.
- О себе говорить всегда трудно. Могу сказать, что по сути я "трудоголик". Должность, которую я занимаю, требует постоянного профессионального роста. Чтобы быть требовательной к другим, нужно быть требовательной прежде всего к себе. Поэтому я постоянно стараюсь совершенствоваться, и не только в профессиональном плане. В свободное время, которого, к сожалению, не так уж и много, стремлюсь посещать выставки, премьерные спектакли, знакомиться с книжными новинками. Хотя, если честно, читать больше приходится специальную литературу. Во время отпуска я люблю путешествовать. Будучи студенткой, я окончила курсы экскурсоводов и объездила весь бывший Союз. Так что, желание увидеть и узнать новое осталось.

Справка "SQ". Нагний Виктория Александровна окончила Харьковский политехнический институт, Киевский институт политологии и социального управления, Харьковский юридический институт. Работала первым секретарем Орджоникидзевского райкома комсомола, секретарем Орджоникидзевского райкома партии, заместителем председателя Орджоникидзевского райсовета и исполкома, начальником отдела разгосударствления собственности и демонополизации производства Харьковской облгосадминистрации. С 1994 г. руководит Харьковским областным территориальным отделением Антимонопольного комитета Украины.