В харьковской политической жизни всегда было мало здравого смысла и взвешенности.


Коммерческие интересы, переплетенные с личными амбициями представителей местного политического бомонда, давали гремучую смесь из скандалов и потоков грязи. Но прошлая неделя стала, пожалуй, апофеозом провинциального политического идиотизма.

Но начнем по порядку, с понедельника, 28 января, когда еще ничто не предвещало скандала. В этот день перед совещанием у председателя Верховной Рады (ВР) Арсения Яценюка харьковский городской голова Михаил Добкин заявил: "Шумиха вокруг перевыборов мэра Харькова - хорошо проплаченная акция, к которой, к сожалению, присоединились председатель Харьковской обгосадминистрации Арсен Аваков и некоторые члены семьи президента Украины - Петр Ющенко и Ярослав Ющенко". Заявление это интересно тем, что, пожалуй, впервые мэр, набравшись храбрости, "привязал" к сугубо местному конфликту членов семьи Виктора Ющенко. Если раньше родственники президента и упоминалась представителями городских властей, то не столь явно в контексте противостояния "городские власти - губернатор". Заявление выглядело странным, тем более что ни Петр, ни Ярослав Ющенко ничем особенным в конфликте не отличились. Ранее автор писал о том, что Михаил Добкин неизбежно переведет риторику в общеполитическую плоскость, но наверняка не предполагал, что мишенью для его заявлений станут отец и сын с фамилией президента. Фраза эта выглядела своеобразной "пристрелкой" перед разборками на ICTV в пятницу, 1 февраля, где мэр эту тему довольно неуклюже развил, пытаясь привязать членов семьи Ющенко к бизнесу советника председателя Харьковской облгосадминистрации (ХОГА)Александра Протаса.

Главный претендент на пост мэра Харькова Александр Фельдман 28 января презентовал законопроект об особом статусе Харькова. Всякий желающий мог ознакомиться с текстом этого документа, который был почему-то размещен на сайте облгосадминистрации. После прочтения законопроекта стало понятно, что Александр Фельдман, ранее славившийся своими взвешенными оценками и вообще сдержанностью и здравомыслием, выставил на суд общественности документ, который не то что не пройдет в Верховной Раде ни в каком чтении, а вообще вряд ли туда попадет. Одно дело - поиграть на местечковом ура-патриотизме, который есть всегда и во всякой провинции, и совершенно другое - внести в высший законодательный орган страны документ, который декларативен так же, как и "Украинский прорыв", противоречит политике БЮТ в части отмены всяких "свободных зон", а главное - противоречит существующему законодательству хотя бы потому, что изначально ни Конституция, ни закон о местном самоуправлении, ни законодательство о налогообложении не предусматривают никаких особых статусов для городов, кроме, пожалуй, Севастополя. Это не помешало Александру Фельдману заявить: "Есть все основания рассчитывать на то, что весь депутатский корпус Верховной Рады поддержит законопроект о специальном статусе Харькова".

Кстати, о законодательстве. На прошлой неделе продолжилась полемика вокруг законопроекта №1313 о внесении изменений в закон о местном самоуправлении, который представил в Верховную Раду президент. По словам советника председателя ХОГА Василия Третецкого, "то, что сейчас существует в Украине, это не местное самоуправление, это кошмар. С одной стороны, у органов местного самоуправления нет достаточных полномочий для реализации своих задач, с другой стороны - громады уже давно потеряли контроль над советами". Правда, при этом он не уточнил, каким образом законопроект №1313 решает проблемы полномочий местных советов, и уж тем более - проблему безответственности местных советов перед избирателями. Зато председатель комиссии по вопросам бюджета Харьковского облсовета Любовь Чуб была более конкретна. Сославшись на пункт законопроекта, который позволяет главам местных администраций ветировать решения местных советов, она заявила: "Проект новой редакции закона "О местном самоуправлении", который зарегистрирован на сайте Верховной Рады, не то что не способствует развитию, он нивелирует местное самоуправление". Кроме того, по ее словам, на встрече А.Яценюка с председателями местных советов, которая прошла 28 января, кроме бюджета, рассматривался этот законопроект. Практически все председатели советов выступили против принятия этих изменений.

Главная тема харьковского политикума - возможные местные перевыборы - на прошлой неделе пополнилась двумя заявлениями депутатов от блока "Наша Украина – Народная самооборона" (НУНС). Член комитета Верховной Рады по вопросам госстроительства и местного самоуправления Анатолий Матвиенко выразил уверенность в том, что перевыборов депутатов местных советов и мэров Киева и Харькова в 2008 г. не будет. Более того, их не будет до тех пор, пока в законодательство о местном самоуправлении не будут внесены изменения. Председатель того же комитета Александр Омельченко заявил: "Для перевыборов в Киеве и Харькове парламенту нужен повод. Например, решение местного референдума, уголовное дело в отношении мэра или решение суда. Сейчас ни в Киеве, ни в Харькове, ни в других городах юридических оснований для перевыборов нет". Интересно, что эти заявления сделали не просто НУНСовцы, а глава и член профильного комитета, через который по закону должно прийти постановление ВР о перевыборах.

Казалось бы, все складывалось для городских властей неплохо. Идея с перевыборами стала не то чтобы затихать, а превращаться в рутину. Омельченко и Матвиенко вольно или невольно подыграли городским властям, Александр Фельдман озаботился особым статусом Харькова и городские власти особо не трогал, Арсен Аваков тоже резких заявлений не делал. Видимо, Михаил Добкин и секретарь Харьковского горсовета Геннадий Кернес заскучали, а потому устроили в пятницу, 1 февраля, на телеканале ICTV настоящее шоу, после которого стало очевидно, что особый статус Харькову нужен, да только не тот, который предлагает Александр Фельдман, а что-то вроде статуса города, где живут странные политики и странные горожане, этих политиков выбравшие.

Сначала Добкин озвучил свою позицию, приведя аргументы, которые телезрители могли слышать раньше в эфире передачи "Дуэль" на канале "Украина", где оппонентом Добкина был народный депутат от БЮТ Олег Ляшко. Затем выступил Арсен Аваков, который рассказал о своем видении проблемы и продемонстрировал видео с "мирного митинга" на ул.Клочковской. Добкин парировал, при этом сделав заявление о том, что к земле на ул.Клочковской и к торговой группе "Таргет" имеет отношение семья президента. Все шло без особых неожиданностей до тех пор, пока Добкин не заявил: "…использовать такие смонтированные домашние заготовки, тем более использовать меня в таких играх я не позволю, поэтому я покидаю эту студию", после чего ушел. Вопрос "Что это было? ", похоже, так и останется навсегда открытым. Аваков не сообщил ничего для Добкина нового, и по митингу на Клочковской мэр в общем-то нашелся что ответить. Может быть, Добкин подозревал, что у губернатора есть в запасе обвинения, которые парировать слету не получится, а потому предпочел не ставить себя в глупое положение. А может быть, мэр не захотел присутствовать в студии в тот момент, когда по телефону выступил Геннадий Кернес.

Когда в студии зазвучал голос секретаря горсовета, вечер окончательно перестал быть томным. Кернес в нехарактерной для себя манере - медленно, как будто читая неразборчивый текст, - сделал заявление, в котором среди прочего прозвучало: "Я хочу посмотреть этому человеку (А.Авакову - авт.) в глаза и сказать ему, что я являюсь зятем Гайсинского Юрия Александровича, которого в свое время обвиняли в том, что он вас защищал, когда вы убили своего партнера и присвоили себе все деньги".

Камера в студии успела выхватить Авакова, который после этого заявления покрутил пальцем у виска. Пальцем у виска наверняка покрутили и тысячи телезрителей. Для того чтобы бросать подобные обвинения на центральном телеканале, нужно быть или ненормальным, или на все сто уверенным в том, что говоришь. Конечно, о причудливой связи Авакова и тестя Геннадия Кернеса в свое время было написано немало. Но одно дело - полузабытая связь губернатора, и совсем другое - обвинение Авакова в убийстве. Вряд ли Кернес мог быть уверен в том, что его слова смогут найти подтверждение.

А безумцем Кернес никогда не был. Несмотря на его давнее эпатажное заявление "о справке", из-за которой ему "ничего не будет", в действиях секретаря горсовета всегда прослеживался четкий расчет. Так что безумие вряд ли может быть причиной подобного заявления. Впрочем, возможна другая причина. Заявление Кернеса очень напоминало жест отчаяния. Может быть, оппоненты городских властей приготовили мощный удар, от которого Кернес и Добкин не смогут оправиться, и Кернес об этом знает. В этом случае на этой неделе Харьков, возможно, станет свидетелем событий еще более удивительных, чем те, которые произошли на прошлой.