Дело Светланы Помиляйко о пытках в милиции выявит, насколько Украина способна бороться с жестоким обращением правоохранителей. Об этом 18 мая в пресс-центре информагентства "STATUS QUO" заявил журналистам помощник министра МВД  по правам человека в Харьковской области Юрий Чумак, комментируя уголовное дело, возбужденное по факту превышения служебных полномочий рядом работников Орджоникидзевского райотдела милиции Харькова.

По словам Ю.Чумака, милиционеры подозреваются в применении 8 ноября 2008 г. пыток к двум свидетелям (сотрудницам Харьковского плиточного завода) по делу о краже компьютерной техники в дизайнерском бюро завода. Как отметил Ю.Чумак, милиционеры, которые допрашивали С.Помиляйко (начальник бюро) и сотрудницу бюро Наталию, были уволены по факту превышения служебных полномочий, которое сопровождалось насилием, болезненными и оскорбительными действиями, но стали активно противостоять эффективному расследованию. В результате районный суд отменил возбуждение уголовного дела, но 7 мая 2009 г. Апелляционный суд отменил это решение, и расследование будет продолжено.         

По словам С.Помиляйко, когда шло следствие по поводу кражи, ее и сотрудницу бюро Наталию обманным путем пригласили 8 ноября 2008 г., в субботу, в райотдел, чтобы сообщить о пойманном преступнике. "Вместо этого на меня надели наручники, как на главного подозреваемого, и готовили к допросу. В коридоре я слышала, как кричала Наташа из другой комнаты, думала, что это психологическое воздействие. Но когда зашла в это помещение, увидела на столе пакеты, одеколон, шапку, тряпки. Впечатление было такое, что здесь действительно пытали. Меня уговаривали признаться в краже, после чего стали бить по голове, по губам, одевали на голову пакеты, пока я не потеряла сознание. Когда очнулась, все еще была в наручниках. Пытки длились более 8 часов. После чего меня выпустили, однако пришлось подписать документ о том, что ко мне не применялось физическое насилие и психологическое воздействие", - сообщила С.Помиляйко. По ее словам, на следующий день написать заявление о фактах пыток она не смогла, так как попала в больницу скорой помощи. "У меня выявили закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и другие травмы. Поэтому заявление подала 10 ноября. Наталия тоже подала заявление, ее пытали плоскогубцами", - рассказала С.Помиляйко.          

По словам заведующей общественной приемной Харьковской правозащитной группы Людмилы Клочко, этот случай – первый, когда прокуратура  сразу же по заявлениям о пытках в милиции возбудила уголовное дело. 

Как советуют правозащитники, если случается подобная ситуация, выйдя из райотдела, нужно немедленно вызывать скорую помощь и как можно больше свидетелей. По их словам, в 7 райотделах милиции Харькова из 9 работает отдел правовой помощи.

Справка "SQ". Как сообщал адвокат потерпевшей стороны Александр Плетенко, следственная группа прокуратуры после поступления заявления С.Помиляйко о пытках 10 дней собирала материалы для возбуждения уголовного дела. Как выяснил Апелляционный суд, материалов для возбуждения дела было собрано достаточно. "Теперь дело вернется на доследование, когда будет следующее слушание, сказать сложно. Такие дела непредсказуемы. У суда сроков нет. Но я думаю, что в ближайшем будущем мы дойдем до суда, и сотрудники милиции будут наказаны", - заявил А.Плетенко.

По словам юриста Харьковской правозащитной группы Оксаны Станиславской, как правило, в делах о превышении милиционерами служебных полномочий все наоборот: прокуратура отказывает в возбуждении уголовного дела, а суд принуждает ее к этому. В частности, есть такие дела на рассмотрении Европейского суда. Но таких, чтобы суд отказался рассматривать дело, еще не было, отметила юрист. Как отметил адвокат подозреваемых милиционеров А.Килимник, по данным судмедэкспертизы, у одной потерпевшей, которую якобы пытали плоскогубцами, вообще не обнаружено телесных повреждений, а у С.Помиляйко есть легкие повреждения, но они были нанесены за день-три до привода в милицию.

Как сообщил "SQ" один из подозреваемых милиционеров, никаких пыток к подозреваемым не применялось. Сложно предположить, что женщины, которых пытали, смогли бы выдержать и не дать требуемых показаний, но показаний нет. В результате следствия опросили только шесть человек, а кульки, которыми якобы душили потерпевшую, вообще были обнаружены через два месяца после происшествия. В том, что подозреваемую вызвали для беседы в милицию в субботу, нет ничего необычного. "Мы вообще без выходных иногда работаем", - отметил милиционер.

Как сообщала С.Помиляйко, в конце 2008 г. в дизайнерском бюро из ее кабинета и еще одного офиса пропала оргтехника. На заводе пропажу оценили примерно в 7 тыс.грн. и подали заявление в милицию, которая начала следствие. Пропажа техники произошла в выходной день. На заводе электронная проходная, и никто из сотрудников не мог попасть на завод. В ходе следствия сотрудники бюро были свидетелями по делу. "Получилось так, что я, законопослушный гражданин, в первый раз попала в милицию. У меня нет уголовного прошлого, милиция не обнаружила никаких улик, в доме не было обыска", - отметила С.Помиляйко. По ее словам, сразу написать заявление она не могла, так как после пыток от длительного нахождения в наручниках у нее сильно отекли руки. 

Как заявил в декабре 2008 г. начальник ГУ МВД Украины в Харьковской области Виктор Развадовский, были уволены два сотрудника Орджоникидзевского райотдела милиции, которые подозреваются в нанесении женщине телесных повреждений во время допроса. Как отметил В.Развадовский, женщина сообщила, что ей наносились телесные повреждения плоскогубцами. В ходе проверки плоскогубцы были обнаружены на рабочем месте этих сотрудников милиции, что стало причиной их увольнения.