Закон "О выборах депутатов ВР Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов" не является прогрессивным и подчас идет вразрез с Конституцией. Об этом 30 июля заявил в пресс-центре информагентства "STATUS QUO" доцент кафедры конституционного права Национальной юридической академии Украины им. Я.Мудрого Федор Вениславский.

"В Украине есть негативная тенденция - изменять избирательное законодательство накануне выборов. По общепринятым европейским стандартам, законы о выборах не меняются позже, чем за год до даты голосования. В Украине все наоборот, что, как правило, усложняет работу и избирательных комиссий, и весь избирательный процесс", - отметил эксперт.

По словам Ф.Вениславского, закон нарушает принцип общего избирательного права. "Сегодня, чтобы быть избранным на должность головы или депутатом местного совета, необходимо найти посредника в виде партии. Внепартийный гражданин, который желает реализовать свое право быть избранным на местных выборах, не всегда может найти общий язык с партиями, что усложняет возможность его выдвижения. Самовыдвиженцами могут быть только кандидаты уровня села и поселка. Для района, города и области кандидата может выдвинуть только местная организация политической партии", - сообщил Ф.Вениславский.

Кроме того, по словам эксперта, не соответствует Конституции и нововведение, которое может ограничить возможность голосования для тех, кто находится на заработках за границей. "Кроме категорий военнослужащих срочной службы и заключенных, которые и ранее не принимали участия в местных выборах, теперь сюда добавилась и категория граждан, которые проживают не на территории Украины. В Западной Украине много тех, кто работает за границей. Избирательная комиссия может не включить их в списки и отказать в праве голосовать, хотя здесь просто нет точности в формулировках", - сообщил юрист.

Среди нововведений, которые нарушают равное избирательное право, Ф.Вениславский отметил то, что Центризбирком формирует территориальные избирательные комиссии только по представлению тех политических сил, которые входят в нынешний состав Верховной Рады. И только участковые избирательные комиссии формируются при участии местных организаций политических сил, выдвинувших кандидатов, или самих кандидатов на должности сельского, поселкового головы и кандидатов в депутаты сельских, поселковых и городских советов. При этом решение о включении того или иного претендента в состав участковой комиссии принимает теризбирком.

"Единственный плюс, который я вижу, - это смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система. Она позволит более равномерно представить в районных и областных советах населенные пункты, поскольку после прошлых выборов некоторые районы не имели представителей в областных советах, а села в районных советах", - отметил эксперт.


 

Справка "SQ". 10 июля Верховная Рада приняла в целом закон "О выборах депутатов ВР Автономной республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов". Закон предполагает, что выборы депутатов ВР Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе (50% - по спискам политических партий, а 50% - по мажоритарной системе относительного большинства). Выдвигать кандидатов в депутаты могут только политические партии, местные организации которых зарегистрированы не позже, чем за 365 дней до дня выборов. Избирательная кампания начинается за 50 дней до дня голосования.