"Ситуация, сложившаяся сегодня на таможне, представляет собой клубок противоречий", - заявил 18 февраля в ходе круглого стола "Проект "Таможенный кодекс" депутат Харьковского облсовета (партия "Сильная Украина") Дмитрий Горло. По его словам, сейчас каждый таможенник трактует закон по-своему, из-за этого зачастую фиксируются факты злоупотреблений на таможне.
"Товары, ввозимые на территорию Украины, подвергаются необоснованно длительным проверкам, требуется множество документов. Кроме того, завышаются цены на ввозимый груз, в итоге потребители покупают продукцию по более высоким ценам. То есть предприниматели вынуждены эти проблемы перекладывать на плечи граждан, а это неправильно. Поэтому нужно создать единое правовое пространство, чтобы и предприниматели, и таможенники трактовали закон одинаково. Необходимо добиться того, чтобы таможня способствовала экономическому росту в Украине, привлечению в страну инвесторов, которые сейчас напуганы таким состоянием дел на таможне", - отметил Д.Горло.
По его словам, сейчас на таможне происходят простои. "А за каждый день простоя платятся деньги. Также в регистрации груза участвует много ненужных служб. Например, следовало бы отменить обязательное разрешение санэпидемстанции на ввоз и реализацию в Украине товаров, анализ которых является технически невозможным для СЭС. Так, предприниматели ежедневно получают разрешения СЭС на товары микроэлектроники, которые импортируют. Но чем руководствуется СЭС, выдавая фирмам сотни таких заключений, непонятно", - подчеркнул Д.Горло.
Также депутат отметил, что в действующем Таможенном кодексе существует режим временного ввоза только для судостроения, самолетостроения, оборудования, ввозимого для международных выставок. А следовало бы расширить перечень товаров, попадающих под временный ввоз - например, товары, ввозимые на ремонт, в том числе на гарантийный ремонт, товары, используемые в научных работах, исследованиях, экспериментах, проверках.
Как отметил руководитель экспертной группы по вопросам Таможенного кодекса партии "Сильная Украина" Вячеслав Гуляев, ситуация в отношениях таможенников с предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, складывается сложная и однобокая по отношению к предпринимателям. По его словам, круглый стол по проекту Таможенного кодекса организован для того, чтобы рассмотреть вопросы нарушения Конституции некоторыми нормами таможенного законодательства и внести собственные предложения по его улучшению. "Все мы прекрасно знаем, что на автомобиле проехать через нашу границу можно бесплатно, но через три часа, а можно платно, но очень быстро. Точно также предпринимателями оформляются грузы. Вроде бы все законно оформляется, но дня два-три. А если хочешь справиться за день - плати деньги. И проблем такого рода существует много", - подчеркнул В.Гуляев.
По его словам, на сегодня замороженными остаются несколько портов и несколько таможен. "Особенно сложная ситуация там, где изменились таможенные пошлины в то время, когда грузы плыли из других стран. Например, в той же Одессе. То есть грузы прибыли еще по прежним коммерческим соглашениям и прежнему законодательству, а когда поступили в порт на растаможку, оказались заблокированными новыми правилами", - рассказал руководитель экспертной группы.
Также В.Гуляев сообщил, что должна быть объективно установленная таможенная стоимость товара. "То есть если импортер приобрел товар непосредственно у производителя, то и растаможивать его следует по контрактной цене. Однако введение такой нормы требует дополнительных мер контроля", - добавил эксперт.
По его словам, все предложения и идеи по улучшению качества таможенного оформления, которые можно внести в новую редакцию Таможенного кодекса, будут сформированы рабочей группой по итогам заседания круглого стола и направлены в Кабинет министров, который сейчас готовит этот законопроект.
Справка "SQ". Как заявила 10 февраля заместитель председателя партии "Сильная Украина" Александра Кужель, ситуация, которая сложилась сейчас на таможне, угрожает национальной экономической безопасности страны. "Мы обратились к президенту с просьбой сменить руководство таможни и содействовать проведению расследования фактов коррупции в работе ведомства", - заявила А.Кужель. По ее словам, из-за блокирования работы таможни в Одесском морском порту только в январе бюджет недополучил 500 млн.грн. "Если так пойдет и дальше, Украина вовсе рискует уступить грузопотоки румынским портам. От нас уже отворачиваются западные компании. Если грузы задерживаются в порту, за каждый контейнер надо платить взятку. Какие инвесторы захотят с нами работать?" - подчеркнула А.Кужель.
Как заявил 7 февраля вице-премьер Сергей Тигипко, внедрение процедуры предварительного документального контроля, введенной нормами закона №2766 об упрощении контроля в пунктах пропуска через таможенную границу, позволит минимизировать коррупцию на границе. "После вступления закона в силу контролировать ввоз и вывоз товаров будут исключительно таможенники - представители всех остальных контролирующих органов, начиная от ветеринаров и заканчивая экологами, исчезнут с границы. Новый закон позволит упростить государственный контроль над импортом и экспортом товаров. Контролирующие органы будут проводить оформление документов не на границе, создавая большие очереди, а на внутренних таможнях", - отметил С.Тигипко.
Круглый стол "Проект "Таможенный Кодекс" прошел по инициативе Харьковской областной организации партии "Сильная Украина". В круглом столе приняли участие представители малого и среднего бизнеса и эксперты. Также по инициативе "Сильной Украины" в Харькове прошел круглый стол на тему "Социальная дерегуляция". 22 февраля состоится круглый стол с участием экспертов по Пенсионной реформе в Украине.