"Потенциальным кандидатам в президенты, которые не сняли агитационные материалы до старта избирательной кампании (началась 19 октября - "SQ"), с юридической точки зрения сложно предъявить претензии. В данном случае претензии можно рассматривать только в морально-этической плоскости", - заявил 19 октября "SQ" председатель правления Харьковского областного отделения всеукраинской общественной организации "Комитет избирателей Украины" (КИУ) Михаил Камчатный.

По его словам, материалы, которые потенциальные кандидаты в президенты размещали  в телеэфире или на билл-бордах до 19 октября, довольно сложно квалифицировать как агитационные. "Там нет прямых призывов голосовать за того или иного кандидата. Если кто-то просит кого-то позвонить ему - это не есть агитация. Если кто-то утверждает, что в "сильной стране - сильный президент", то это может быть тоже чьим-то личным мнением. Придраться к чему-то здесь очень сложно. Вся оставшаяся реклама - не совести кандидатов", - отметил М.Камчатный.

Как сообщили "SQ" в одной из адвокатских контор, со дня старта избирательной кампании, то есть с 19 октября, будущему кандидату в президенты запрещается размещать агитационную рекламу, пока он не пройдет официальную регистрацию в Центральной избирательной комиссии (ЦИК). К критериям принадлежности материалов к предвыборной агитации относятся: 1) наличие оценочных суждений о преимуществах или недостатках определенного кандидата; 2) наличие оценки предвыборной программы; 3) предоставление материалами преимуществ в любой форме определенному кандидату; 4) побуждение избирателей к голосованию "за" или "против" определенного кандидата; 5) сравнение существующей власти с преимуществами будущей власти.

Как сообщили в адвокатской конторе, материалы предвыборной агитации могут изготавливаться только за счет и в рамках избирательного фонда кандидата, а также с использованием имущества, принадлежащего кандидату. Все материалы с указанием производителя продукции, тиража, ответственных за выпуск необходимо предоставить в ЦИК. По требованию Центризбиркома кандидаты обязаны предоставить в ЦИК копии договоров о размещении рекламных статей или видеороликов в газетах или на телевидении.

По словам представителя адвокатской конторы, информационное присутствие незарегистрированного официально в ЦИК кандидата в президенты допустимо только в случае, если в видео- или аудиоматериалах с его участием нет призывов к голосованию, критики других кандидатов, положений предвыборной программы, фраз, которые могут трактоваться как агитационные.  

Справка "SQ". Президентская избирательная кампания официально стартовала в Украине 19 октября. Выдвижение кандидатов на пост президента Украины начнется 20 октября и завершится 6 ноября. Выдвигать кандидатов имеют право политические партии, избирательные блоки политических партий, граждане Украины путем самовыдвижения. Кандидаты в президенты должны подать документы для регистрации в Центральную избирательную комиссию до 9 ноября включительно.

Выборы президента Украины назначены на 17 января 2010 г. О своем желании участвовать в них заявили, в частности, действующий президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко, председатель Верховной Рады Владимир Литвин, лидер Партии регионов Виктор Янукович, экс-председатель парламента, лидер "Фронта змін" Арсений Яценюк, лидер гражданского движения "Новая Украина" Владимир Семиноженко, нардеп Инна Богословская, председатель парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолий Гриценко, экс-председатель НБУ Сергей Тигипко, лидер ВО "Свобода" Олег Тягнибок.