брак, приданное

Подушка, десять самотканых сорочек, горшки, чугунки, корова… Не исключено, что для многих современных невест такое понятие как "приданое" не говорит ровным счетом ничего или, во всяком случае, не имеет практического приложения. Но во второй половине XIX века в селах Харьковской губернии, где еще не ступала нога суфражисток, а принципы гендерного равенства пребывали в зачаточном состоянии, доминировали архаические традиции регулирования отношений внутри такого тонкого института как брак.

Как показывают данные исследований, стереотипические представления о тотальном женском бесправии в прошлые века имеют под собой несколько зыбкие основания. Убедиться в этом можно на примере "брачных историй" Змиевского уезда Харьковской губернии.

Yes

Например, практически во всех волостях жена являлась собственницей своего приданого, на которое муж не имел права. Собственностью жены были и продукты, произведенных скотиной и птицей, полученной в приданое – молоко, шерсть, яйца. Но приплод – телята, ягнята, поросята, цыплята - уже считался общим, совместно нажитым имуществом.

Приданое было настолько особенным женским имуществом, что даже в случае смерти женщины оно зачастую не доставалось вдовцу, а возвращалось родителям покойной. В случае же смерти мужа ситуация была несколько обратная. В большинстве волостей женщина гарантированно получала седьмую часть недвижимого и четвертую часть движимого имущества.

Но так как основные вопросы, касающиеся брака и семьи, регулировались обычаем, а не писаными законами, правила выдачи девушек замуж и ее имущественные права внутри семьи несколько разнились. Определенное влияние на различие обычаев накладывало еще и то, что села были не однородны по своему национальному или религиозному составу. Были села, населенные только украинцами или только русскими, только православными или (хотя и редко) раскольниками.

Мы обратим основное внимание на различие обычаев в разных волостях.

Когда девушка могла остаться без приданого. Попелянская волость

Центром волости было исчезнувшее на данный момент село Чернокаменка. Населяли село украинцы, бывшие крепостные.

Женщин выдавали замуж с 18–20 лет.

Распространенным явление было заключение брака без согласия невесты (либо же с ее молчаливого согласия). Правда, этнографы отмечали, что следствием таких браков становились "раздор, разврат и несогласие" в семье.

В приданое было принято давать корову, овцу или свинью, а также одежду, белье и обувь.

Практиковалось такое явление как похищение невесты. В этом случае никакие брачные обряды и правила не соблюдались, приданое не давалось. Если родители девушки не давали своего согласия на брак, она также не получала никакого приданого.

Разводы были крайне редким, практически исключительным явлением. Было заведено, что дети остаются с тем из родителей, который был в семье наиболее авторитетным и экономически эффективным.

Мужу доставалась одна подушка. Андреевская волость

Yes

В волость входило село Андреевка, которое сейчас уже как поселок городского типа расположено на территории Балаклейского района. В селе проживали украинцы, бывшие государственные крестьяне.

Девиц выдавали замуж с 16 лет.

В качестве приданого девушка получала две большие подушки, два покрывала, кожух, свитку, юбку с висичкою, настольник, скрыню, снабженную бельем, холстом и другим имуществом, корову, телицу или ягницу.

О традициях имущественных отношений в браке исследователи писали: "Если муж беден, а жена богата, то он также распоряжается имуществом жены как своей собственностью".

Если в браке не было детей, а жена умирала, ее имущество возвращалось в собственность семьи женщины. (И это правило, как мы сказали, было широко распространено.) Но вдовцу из приданого все-таки доставалась одна подушка.

Как следует делить имущество при расторжении брака, крестьяне не имели представления, так как до конца XIX века в Андреевской волости разводов не было.

Без приданого замуж не брали. Введенская волость

Поселок городского типа Введенское сейчас входит в состав Чугуевского района. Волость была населена русскими, бывшими государственными крестьянами.

Замуж девиц выдавали с 18 лет.

Девушек без приданого замуж вообще не брали. А размеры его были, по сравнению с украинскими селами, несколько значительнее. Помимо скотины и утвари невеста обязательно должна была привезти для мужа не менее десяти новых рубах из своего холста.

Если же муж уезжал на заработки, а его супруга оставалась дома, то жена была в полном праве требовать от него регулярной присылки денег на содержание семьи и найма рабочих.

Разводов в Введенке не было. Однако это вовсе не значит, что совершенно все там были счастливы в браке. В случае конфликтов или нежелания жить вместе люди просто разъезжались и жили раздельно.

Особые права были в волости у вдов: им переходило после смерти мужа совершенно все имущество, которое они в дальнейшем могли по своему усмотрению распределять между детьми (здесь правило, которое мы условно можем назвать "семьчетыре", не действовало). А вот выходить второй раз замуж было невыгодно: в этом случае вдова имела права лишь на уже знакомую нам четвертую часть движимого и седьмую часть недвижимого имущества.

Если девица не успевала выйти замуж до смерти своих родителей, то наследства ей не полагалась. Братья обязаны были содержать незамужних сестер, а также снабдить приданым и поскорей выдать замуж.

Без мезальянсов. Тарановская волость

Волость была достаточно крупной и состояла из слобод Тарановка, Дудковка, Гомольша, Западня, Пасеки и хутора Коробов, которые были населены бывшими государственными крестьянами. (Крупнейшее село Тарановка, в частности, сейчас входит в состав Змиевского района.)

С разрешения епархиальной власти в тех местах был возможен брак даже между двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Брачный возраст невест составлял не менее 16-17 лет.

К приданому невесты не было строго оговоренных требований. Но, как отмечают исследователи, случаев, чтобы бедный жених женился на богатой, в отличие от других волостей Змиевского уезда, практически не было. Было принято, чтобы семьи молодых имели равное имущественное положение.

Вдове как дочери, так и сыновья должны были повиноваться так же, как повиновались отцу. Еще одной особенностью волости было то, что имущество после смерти матери переходило в собственность только ее дочерям.

Власть жены равнялась власти мужа. Гуляйпольская волость

Yes

Гуляйпольскую волость в Харьковской губернии не стоит путать с махновским Гуляй-Полем. Это совершенно различные географические понятия. (Сегодня небольшое – порядка 150 жителей - село Гуляй Поле входит в Борковский поселковый совет Нововодолажского района.)

Волость населяли украинцы, бывшие помещичьи крестьяне.

Одной из особенностей системы брачных отношений было то, что даже при самых дальних степенях родства в брак не вступали.

Женщины выдавали замуж с 20-ти лет.

Приданое называлось особым подарком и было сравнительно скромным: овца или телушка и различная женская одежда.

Случаев развода в данной местности не бывало.

В браке женщина имела полную самостоятельную власть как по отношению к своим детям, так и по отношению к остальным членам семьи. После смерти наследство матери (в отличие от других волостей, где приданое возвращалось родителям) равно разделялось между всеми ее детьми независимо от пола.

При этом, овдовев, полной хозяйкой собственности мужа женщина не становились. Муж мог при жизни завещать ей часть имущества или же сыновья, которые являлись основными наследниками, по своей доброй воле могли что-то выделить матери.

Если сыновья проявляли жадность, и дело доходило до суда, то женщина гарантированно получала уже знакомые нам седьмую и четвертую части имущества.

Замуж выдавали с 15 лет. Отрадовская волость

Население волости составляли крестьяне-собственники и бывшие помещичьи крестьяне.

Правила вступления в брак здесь значительно отличались от иных волостей. Брачный возраст девушек составлял 16 лет, однако с разрешения церковного начальства могли выдать замуж и в 15.

Помимо одежды и скота принято было также невесте в качестве приданого давать и различные постройки. Все доходы в семье были общими. Однако если супруги разъезжались, то каждый пользовался своим имуществом отдельно.

Власть над детьми как жены, так и вдовы была одинакова с властью мужа.

Богатые родители жены должны помогать бедному мужу. Зароженская волость

Yes

Главное село волости Зарожное сегодня входит в состав Чугуевского района.

В волость входили два села. Жители одного по вероисповеданию были православными, второго - раскольниками.

Брачный возраст варьировал от 18 до 25 лет. Брак без одобрения родителей был невозможен, в силу чего заключенный без их благословления союз считался незаконным. Однако, несмотря на это, случаев принуждения к браку исследователями зафиксировано не было.

В приданое невесте полагалось давать среди прочего одну или две шубы.

Все доходы у супругов были общими. В прямые обязанности мужа входило содержание жены. Но если жена и ее родители были более состоятельными, то должны были "помогать мужу в улучшении хозяйства". Если же супруг уезжал на заработки из дому, он был обязан регулярно высылать деньги. Все имущество женщины, нажитое в браке, считалось сугубо ее собственностью, которой она могла распоряжаться свободно и без ограничений. После ее смерти право на наследство имели лишь сыновья. В случае же вдовства женщина имела право лишь на небольшую часть от имущества усопшего мужа.

Родители жениха выставляли ведро водки. Охочанская волость

Село Охочее сейчас входит в состав Нововодолажского района.

Волость населяли русские крестьяне.

Правовое и имущественное положение женщин в Охочанской волости также имело свои особенности.

Перед заключением брака родители невесты требовали от родителей жениха 10–15 рублей, которые заменялись ведром водки на свадьбу.

В приданое невесте давались всевозможная одежда, белье, минимум одна корова или овца. Обычая, чтобы доходы от приданого поступали в собственность женщины, не было. Зато были распространены два других обычая.

Если муж был беден, а жена богата, то она все равно должна была подчиняться всем требованиям мужа.

В случае отъезда мужа на заработки и исполнения вместо него женой полевых работ супруга не имела никакого права требовать от него присылки денег.

***

Если смотреть на историю свозь очки современности, то можно прийти к выводу о тотальном неравноправии полов в процессе создания семьи и в самом браке. Но при проявлении некоторой лояльности к старинным традициям можно заметить, что неравноправие означало скорее разноправие: у мужчины и женщины были свои особые комплексы прав, которые пересекались лишь частично. Женщины наделялись рядом свобод и привилегий. Например, такое архаичное явление как приданое, которое выглядит явным элементом неравенства положения прав жениха и невесты, следует считать некоторым страховым капиталом женщины. На определенном этапе исторического развития оно гарантировало имущественные, а, следовательно, и  семейные права женщины гораздо лучше любых деклараций и международных конвенций.

Источник