Харьков, история, пожарПожар в торговом центре в Кемерово, унесший жизни более 60 человек, стал наиболее масштабным чрезвычайным происшествием 2018 года, претендующим на статус беспрецедентного. Но, как известно, исторические события имеют свойство повторяться. Переворошив исторические хроники и мемуары, мы обнаружили свидетельства того, что около 100 лет назад в Харькове, причем тоже 25 марта, только по старому стилю, произошла трагедия, едва ли не дословно повторенная в наши дни в российском городе.

В сборнике "Отверженные святые России. Жития новомучеников", изданном в США в 1982 году, в главе об архиепископе Курском и Обоянском, есть раздел под названием "Дети-мученики Харькова". Авторы сборника утверждают, что во время пребывания епископа Онуфрия в Харькове там случился пожар "в новой гимназии Батурина на улице Маскалова", жертвами которого, как и в Кемерово, стали десятки детей.

Когда мог произойти пожар?

Харьков, история, пожарГод пожара в харьковской гимназии в источниках не указан. Говорится лишь, что происшествие относится к 20-м годам.

Чтобы восстановить картину вероятных событий, необходимо выяснить, какое отношение епископ Онуфрий имел к Харькову и мог ли быть свидетелем происшествия.

Онуфрий (в миру - Антон Максимович Гагалюк) родился в 1889 году. Революцию 1917 года, резко изменившую жизнь православного священничества, встретил в Григорие-Бизнюковском монастыре в Херсонской области, где преподавал в семинарии. Его жизнь могла бы оборваться в годы Гражданской войны: бандиты разграбили монастырь, самого Онуфрия похитили и намеревались убить. Священника спасли местные крестьяне. Но драматические перипетии в его жизни только начинались.

Победившие в Гражданской войне большевики были крайне далеки от лояльности к религии и религиозным деятелям. В 1923 году Онуфрий был арестован в Кривом Роге и отправлен в харьковскую тюрьму. В январе 1924-го он был освобожден под подписку о невыезде и до следующего ареста в 1926-м и высылки на север проживал в Харькове.

То есть история о детях-мучениках Харькова могла произойти между 1923-м и 1926-м годами.

"Батуринская аллея была завалена трупами"

О пожаре в Харьковской гимназии авторы жизнеописания архиепископа Онуфрия повествуют со ссылкой на рассказ некоей матери троих детей, которые посещали учебное заведение.

Воспользуемся цитатой из сборника в неизменном виде:

"В канун Благовещения, 25 марта, администрация этой школы — атеисты – специально устроили показ антирелигиозных фильмов с угощением. Были приглашены все школьники и дошкольники. Во время показа фильма, направленного против Божией Матери, раздался крик: "Пожар! Дети, бегите, спасайтесь!" Горела вся будка киномеханика. Началась страшная паника, полный беспорядок. Деревянная лестница уже тоже горела, и в ужасе и отчаянии дети стали прыгать из окон четвертого этажа. На улице под окнами росла гора детских тел. Прыгнувшие первыми все были мертвы, но дети той женщины остались живы, потому что упали сверху на погибших. Узкая Батуринская аллея была завалена трупами, а толпа охваченных паникой сбежавшихся людей мешала пожарным. Эта мать, прибежавшая к школе, увидела свою старшую дочь Веру, державшую вместе с другими детьми полотно, на которое из окон прыгали другие. Охваченная ужасом мать стала искать двоих младших детей в страшном смешении живых и мертвых и вскоре увидела туфли самой младшей дочери — Люси. Вытянув ее, всю в крови и саже, увидела, что та жива. Жив оказался и сын Виктор. Бог спас их. Через два дня состоялись общие похороны жертв пожара, конечно, без священников. Вдоль всей длины улицы Маскалова были открыты двери всех жилых домов, и по мере продвижения похоронной процессии из каждой двери выносили два, три или четыре маленьких гробика и вливались в процессию. Говорили, что многие родители, потерявшие своих детей в этом пожаре, повредились в уме. Ввиду слухов, ходивших по Харькову о причине этой катастрофы, глава НКВД опубликовал статью, в которой предупреждал, что распространители "лживых слухов" будут наказаны. Общее чисто детей, погибших в этом пожаре, никогда официально не сообщалось. Эти невинные страдальцы стали жертвами коммунистической чумы, и их кровь, как кровь Авеля и Вифлеемских младенцев, взывает к Небу".

Место действия

Харьков, история, пожарУпоминаемая в рассказе улица Маскалова в прочих источниках не встречается. Очевидно, лица, воспроизводившие рассказ с чужих слов, имели лишь отдаленное представление о городе. Зато в Харькове есть исторический район Москалевка. Между Москалевкой и Заиковкой расположена не аллея, а улица Батуринская.

Сегодня на улице располагается школа №7. Ранее в этом здании размещалось училище Ушинского, известное в городе также как Батуринское училище – по названию улицы.

В 1900 году городская управа купила у Андрея Валериановича Квитки, как писали в то время газеты, "на очень интересных условиях", земельный участок за 12 тыс. рублей. В 1906-1907 годах на участке было построено здание, в котором расположились сразу несколько училищ: №6 имени генерала Скобелева, №14 имени Константина Ушинского, №16 имени Александра Суворова и 27-е приходское. В 1914 году все училища объединили в одно 4-е сложное городское училище для лиц обоего пола имени Ушинского.

Это учебное учреждение больше всего подходит под описание.

Каков уровень достоверности рассказа?

Демонстрация антирелигиозного фильма в учебном заведении именно в день религиозного праздника - вполне вероятна. На дворе стояли времена воинствующего атеизма.

Само же повествование о пожаре имеет несколько неточностей, которые, впрочем, тоже не особо подрывают его достоверность. Учебное заведение не было гимназией. Здание имеет всего три этажа, так что прыгать с четвертого этажа, как описывается в рассказе о пожаре, никто, естественно, не мог. НКВД в ту пору вряд ли интересовали дела с политическим окрасом. Функции тайной полиции данный орган начал выполнять гораздо позже. Если бы кто-то из компетентных органов заинтересовался вопросами разглашения-неразглашения информации о пожаре, то скорее это мог быть губернский партийный комитет или Объединенное главное политическое управление (ОГПУ).

Сомнения в том, что пожар с жертвами действительно был в Харькове, или же в масштабах происшествия вызывает отсутствие упоминания о происшествии в иных источниках. Ссылка на то, что "глава НКВД опубликовал статью, в которой предупреждал, что распространители "лживых слухов" будут наказаны", не совсем убедительна. Даже при самых жестких запретах отменить такой источник информации, как "сарафанное радио", практически невозможно. Например, до наших дней дошла история о том, что в 1920 году перед киносеансом произошла давка в кинотеатре “БоммерЪ”. Погибли несколько человек. То есть обеспечение абсолютного замалчивания подобных происшествий – задача вряд ли осуществимая.

Следует также учитывать, что сборник "Отверженные святые России. Жития новомучеников" был составлен представителями русской эмиграции, которые крайне отрицательно относились к советской власти и использовали разные методы информационного противостояния. Так что даже с учетом того обстоятельства, что дыма без огня, как правило, не бывает, можно предположить, что масштабы происшествия были несколько искажены, и конкретный исторический факт за шесть десятков лет с момента свершения до момента опубликования оброс изрядным слоем домыслов и преувеличений.