новый год, новый год 100 лет назадКак украсить елку, чтобы она стала незабываемой? Что подарить близким и друзьям? Где культурно, приятно, а возможно, и с шиком отметить Рождество и Новый год? В начале прошлого века эти вопросы волновали харьковцев ничуть не меньше, чем сейчас. Естественно, не дремал и бизнес – не забываем, кто у нас купеческая и деловая столица. Публике предлагался широчайший спектр елочных украшений и подарков, причем весьма неожиданных даже по нынешним представлениям. А лучшие рестораны и кабаре предлагали провести рождественско-новогодние праздники наиприятнейшим образом. В общем, современнику, нечаянно провалившемуся во временную дыру или нажавшему не ту кнопку в соответствующей машине – а в предновогодней суматохе чего только не бывает, – справочник по Харькову столетней давности просто необходим.

Что на елку?

"Лампочка Самуэльича" (в смысле Эдисона) пришла в Харьков в конце 19-го века. Но даже спустя пару десятков лет такое незаменимое ныне украшение новогодней ели, как электрическая гирлянда, было не то чтобы редкостью, но удовольствием не из дешевых. Бюро электротехников "Товарищество М. Барц и Ко" в Армянском переулке предлагало гирлянды из 35 лампочек-звездочек по 12 рублей, что составляло от четверти до половины месячного заработка работяги. Правда, украшения отпускались и напрокат.

Магазин одного из самых известных харьковских коммерсантов Анатолия Вернера на Московской улице, 4 отличался ценовой демократичностью. Елочные украшения - хлопушки, бусы, снег, картонажи, орехи, деды, гирлянды, свечи – стоили от 1 копейки и выше. Цена наборов для солидной публики доходила до 50 рублей.

Один из конкурентов на рынке елочных украшений, магазин оптово-розничной торговли М. К. Торского, прославился стихотворной рекламой – все-таки Серебряный век стоял на дворе, надо было соответствовать. В период новогодних распродаж торговое предприятие воспевалось стихотворными строками:

Ну, вестимо, что за толки,

в лавке Торского всегда

украшения для елки

покупайте, господа.

Что в подарок?

На современный взгляд, лучшим презентом были бы, пожалуй, конфеты невенчанного короля кондитеров Жоржа Бормана. Большой выбор подарков предлагался с пометкой в рекламных объявлениях "Достойно внимания": десертный шоколад "Миньон" с орехами, "Салон", "Русса" и "Эмэ" по 1 рубль 20 копеек за фунт, бисквит "Жорж" - 55 копеек, 1 рубль и 1 рубль 80 копеек за жестянку.

Вполне традиционно в качестве подарка выглядели бы парфюмерия из магазина Леопольда Малкина на углу Московской улицы и Петровского переулка, объявлявшего обычную предрождественскую скидку с 10 по 25 числа на все товары с покупки не менее рубля.

Но стремившиеся удачно распродаться в конце года харьковские предприниматели присваивали звание "Лучший подарок" практически любому товару.

Харьковское отделение торгового дома Я. Жуковского на Николаевской площади утверждало, что лучший подарок – это люстры и настольные лампы от 3 рублей.

Фабрика калильного освещения "Люмен", чьи изделия продавались на Екатеринославской, 26, считала, что настоящего Нового года не бывает без спиртокалильных ламп, горелок и спиртового утюга (от 3 рублей 75 копеек до 100 рублей).

Акционерное общество Жирардовых мануфактур на Университетской настаивало на том, что подарок должен быть практичным. А что может быть практичнее, чем носки, чулки, фуфайки, юбки, галстуки и запонки? Тем более - по фабричным ценам.

Настоящую битву за покупателей развернули продавцы граммофонов и патефонов. Главный харьковский склад общества "Граммофон" на Сумской, 6 рекламировал товар рассчитанным на простоту восприятия слоганом "Доставьте вашей семье развлечение на праздник". Уже упомянутый магазин Анатолия Вернера, помимо граммофонов, предлагал фотоаппараты, электрические фонари, кинематографы и даже микроскоп.

Розничный магазин "Общества Богатырь" на торговой площади под вывеской "К празднику" продавал резиновые калоши (что по харьковским зимам иной раз - самое то), мячи, игрушки и загадочный товар под названием "палки резиновые вечные".

Для публики, понимающей толк в шикарной жизни, накануне нового 1914-го года на улице Екатеринославской было открыто отделение акционерного общества "Лаурин и Клемент" (знаменитая в свое время чешская автофирма, в 20-е годы объединившаяся со Skoda).

Где отмечать?

В ту далекую пору светская власть и православная церковь жили по одному календарю, в котором Рождество предшествовало Новому году, а не наоборот, как сейчас. Поэтому рестораны и увеселительные заведения анонсировали праздничные программы в таком же порядке – сначала "Грандиозная рождественская елка", затем – встреча Нового года (отмечать, естественно, полагалось и то, и другое).

Для встречи 1913 года – того самого, с которым впоследствии лет 70 сравнивали все и вся, - публике предлагались программы с исполнением соло на арфе, выступлением испанского танцора Жерман-Дидона в стиле Айседоры Дункан и Московского хора цыган под управлением Шишкова.

К услугам клиентов загородного ресторана "Версаль" были "роскошные автомобили по первому требованию" для прогулок или поездки домой.

Дивертисмент на "Вилле Жаткина" завершался в 3 часа ночи балом-кабаре.

В ресторане гостиницы "Националь" на углу Университетской и Рыбной новогодний вечер проходил под аккомпанемент салонного квинтета.

Цены не то чтобы кусались, но особо публику не баловали.

В "Национале" водка, закуска и ужин из 5 блюд в новогоднюю ночь обходились по 2 рубля 50 копеек с персоны. Ресторан "Большая Московская гостиница" кормил за три рубля с человека под аккомпанемент венгерского оркестра господина Корниша.

В знаменитом "Гранд-отеле" собиралась публика побогаче. Закуска и ужин стоили с персоны 6 рублей. Икра, устрицы, лангуст и омары оплачивались отдельно.

Популярностью также пользовались праздничные мероприятия, известные современному любителю праздников под названием "корпоратив".

В истории сохранились известия о новогодних встречах членов Южно-Русского автомобильного клуба, прославивших город участием в крупнейших автопробегах. А Харьковское собрание приказчиков устраивало семейные маскарады.

И, конечно же, одной из важнейших статей новогодних доходов был прокат театральных и маскарадных костюмов. Костюмерная на Пушкинской, 17 предлагала большой выбор детских, дамских и мужских костюмов от 1 до 10 рублей. Маски-домино стоили от 50 копеек, а модные дамские туалеты для маскарадов и баллов - от 5 до 15 рублей.

Но самой бросающейся в глаза особенностью предновогодних приготовлений начала 20-го века, пожалуй, является отсутствие рекламы с предложениями "дедморозовых услуг". Очевидно, такая разновидность новогоднего бизнеса в ту пору была не столь распространена, и широкую популярность приобрела уже ближе к нашим временам. Но хоть в чем-то современники должны же превзойти не столь далеких предков.