STATUS QUO

ВАСИЛИЙ БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ: "ПРЕДПРИЯТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД НЕ ПОДВЕДУТ"

Photo- Василий Федорович, насколько энергогенерирующие предприятия Харьковской области готовы к работе в осенне-зимний период?
- Предприятиями топливно-энергетического комплекса Харьковской области запланировано произвести работ по подготовке к осенне-зимнему периоду на сумму 121 млн. грн. По состоянию на 1 сентября, запланированный объем ремонтных работ на ТЭЦ-5 выполнен на 92%, на ТЭЦ-3 - на 75%, на ТЭЦ-2 "Эсхар" - на 71%, Змиевской ТЭС - на 62%. Фактически это означает, что к началу октября все основные ремонтные работы будут завершены. Все данные говорят о том, что мы к началу отопительного сезона подойдем со стопроцентной готовностью.
Сейчас активно ведется реконструкция Змиевской ТЭС. Планируется, что к 15 декабря будет запущен в работу восьмой энергоблок станции. Планы проведения всех работ нацелены именно на эту дату. Запасные части для энергоблока, произведенные в Германии, сейчас проходят таможенные процедуры, еженедельно проводятся совещания по строительству. Контракт по реконструкции Змиевской ТЭС гарантирован правительством Украины, поэтому мы делаем все возможное, чтобы в декабре 2003 г. восьмой энергоблок Змиевской ТЭС был передан в эксплуатацию.
Что касается заготовки топлива, то сегодня и Змиевская ТЭС, и ТЭЦ-5, и ТЭЦ-3 еще отстают от графика. На 15 сентября на Змиевской ТЭС накоплено 65,8% планового объема угля, на ТЭЦ-5 - 39% необходимого запаса мазута. Однако 22 сентября на заседании коллегии облгосадминистрации руководители этих предприятий заверили руководство области, что график завозки твердого и резервного топлива будет выполнен. Поэтому есть уверенность в том, что в осенне-зимний период предприятия топливно-энергетического комплекса, как обычно, не подведут.

- Решена ли проблема выделения лимитов газа для области?
- Газ для наших предприятий делится на две категории: промышленный и тепловой. Промышленный газ, который идет на производство электроэнергии, стоит гораздо дороже - 276-331 грн. за 1 тыс. куб. м. Договоры на его поставку уже заключены. На сегодня есть проблема по тепловому газу. Это связано с тем, что и ТЭЦ-5, и ТЭЦ-3 имеют долги перед торговым домом "Газ Украины". В свою очередь, причина этих долгов в том, что "Харьковские тепловые сети" и другие предприятия не рассчитались за полученное тепло. Поэтому ТЭЦ-5 должна 10 млн. грн. только за 2003 г., а с учетом долгов предыдущего года - около 20 млн. грн. Немного меньше долг по ТЭЦ-3. Поэтому проблемы есть, но есть и варианты решения этих проблем. Сейчас создано новое предприятие "Газ-Тепло", возглавляет его бывший начальник Государственной налоговой администрации в Харьковской области Валерий Пудрик. Сейчас идет договорная кампания, и нам бы очень хотелось, чтобы не только к началу отопительного сезона, но уже к 1 октября мы четко знали объемы поставок теплового газа как для тепловых сетей, так и для энергогенерирующих предприятий. Планируется подача газа на давальческой основе. "Газ-тепло" предоставляет газ энергогенерирующим предприятиям, оплачивает производство тепловой энергии, становится ее собственником и заключает договоры с тепловыми сетями. Мы надеемся, что если проблема будет решена таким образом, то жители Харькова и области будут обеспечены теплом. Но все упирается прежде всего в оплату. Как бы хорошо мы ни подготовились, какие бы договора на поставку газа ни заключили, если не будет расчетов, то в самый неподходящий момент могут возникнуть проблемы. Поэтому главное, чтобы все потребители услуг своевременно рассчитывались за тепло.

- Газопромышленное управление "Шебелинкагаздобыча" планирует изменить регистрацию на киевскую. Скажется ли это на доходах бюджета Харьковской области?
- До конца 2003 г. никаких изменений не произойдет. Потом "Шебелинкагаздобыча", возможно, зарегистрируется в Киеве. Два с половиной года назад предприятия, входящие в состав "Укргаздобычи", были лишены статуса юридического лица. Руководство Харьковской облгосадминистрации поднимало вопрос о возвращении им этого статуса на самом высоком уровне, но пока решение НАК "Нефтегаз Украины" о лишении статуса остается в силе. Хотя перед нами этого вопроса еще не ставили, нам известно, что юристы "Укргаздобычи" поднимают вопрос о том, что предприятия должны быть зарегистрированы в Киеве, по месту юридического адреса компании. Если это произойдет, то "Шебелинкагаздобыча" будет продолжать платить в Харьковской области налог на землю, подоходный налог, другие местные платежи. По большому счету, изменение регистрации может повлиять только на выполнение сборов в государственный бюджет в Харьковской области. Но я думаю, что в этом случае контрольные цифры для области должны быть скорректированы.

- Можете ли Вы сделать прогноз относительно изменения тарифов на газ и электроэнергию?
- Сразу хочу сказать, что изменения тарифов на газ и электроэнергию для бытовых потребителей в ближайшее время не будет. Для этого совершенно нет никаких оснований. Что касается юридических лиц, то для них уже состоялось небольшое увеличение тарифов на электроэнергию, связанное с решением Кабинета министров о направлении 150 млн. грн. на реконструкцию энергоблоков атомных и гидроэлектростанций. Эта сумма была разбита на несколько месяцев, и источником ее получения определены потребители электроэнергии - юридические лица. Относительно тарифов на газ, то одна тысяча кубометров бытового газа с нулевой ставкой НДС стоит сейчас 157 грн. Что касается промышленного газа, то он приобретается на аукционе, его средняя стоимость - 276-331 грн. за тысячу кубических метров.

- Каковы основные планы по газификации области?
- Программа газификации Харьковской области была разработана на 2001-2005 гг. Главной целью программы было завершение строительства начатых газопроводов. У нас их было на начало реализации программы 463 км. За первые два года было введено в эксплуатацию 397,5 км газопроводов. За этот период газифицировано свыше 10 тыс. квартир и домов. Планом на 2003 г. было предусмотрено строительство 103,1 км газопроводов. Позже план был подкорректирован и доведен до 160,1 км. На 15 сентября в эксплуатацию введено 95,4 км, до конца сентября к сдаче планируются еще как минимум 51 км, в октябре запланировано сдать еще 48 км. То есть планы будут не только выполнены, но и перевыполнены. В 2004 г. реализация этой комплексной программы будет завершена. На этом газификация области, конечно же, не будет остановлена. Сейчас мы уже готовим предложения по новой программе. Ее цель будет немного другая. Если нынешняя программа направлена на достройку незавершенных газопроводов, то главной задачей новой программы мы хотим сделать поднятие районов с низким процентом газификации до среднеобластного уровня. Сейчас средний уровень газификации по области - 56,9%. Но есть районы, в которых газифицировано намного меньше жилищ: в Печенежском - 0,6%, Сахновщинском - 11,4%, Близнюковском - 15,8%, Великобурлукском - 16,3%. Небольшой процент газификации также в Зачепиловском и Золочевском районах. Поэтому работать есть над чем. Мы будем развивать сеть газификации и в других районах, но основные усилия планируем направить именно на слабогазифицированные районы, потому что, например, Красноградский район газифицирован на 80,8%, Двуречанский - на 78%, Змиевской - на 71,1%. Это просто несравнимо.

- Как управление топливно-энергетического комплекса планирует строить совместную деятельность с предприятиями газового комплекса разных форм собственности и подчинения ("Харьковгоргаз", "Харьковгаз", "Харьковтрансгаз")?
- "Харьковгоргаз", "Харьковгаз" - это акционерные общества, у них есть хозяева, и никакой совместной экономической деятельности мы с ними, конечно же, не ведем. Однако они эксплуатируют сети, которые являются государственной собственностью. Поэтому наша цель - координировать деятельность этих предприятий и осуществлять контроль над эффективным использованием государственной собственности. Кроме того, мы следим, чтобы услуги, которые эти предприятия оказывают населению, были качественными.
"Харьковтрансгаз" работает не только в Харьковской области, но и на территории других областей. Это государственное предприятие, и взаимоотношения у нас с ними такие же, как и со всеми, кто входит в топливно-энергетический комплекс. Я бы не сказал, что мы жестко контролируем предприятия отрасли. Однако мы всегда нацеливаем их на выполнение плановых показателей, потому что это, в конечном итоге, социальное развитие коллективов, заработная плата сотрудников, повышение их жизненного уровня.

- А есть ли проблемы в развитии социальной инфраструктуры области с участием предприятий нефтегазовой отрасли?
- 26 марта 2002 г. прошла совместная коллегия Харьковской облгосадминистрации и правления НАК "Нефтегаз Украины". Был подписан совместный протокол, и согласно этому протоколу предприятия "Нефтегаза Украины" участвуют в строительстве газопроводов и социальных объектов в Харьковской области. В 2003 г. эти предприятия запланировали инвестировать в социальную сферу Харьковской области 15 млн. грн., из них 3,3 млн. грн. - на газификацию. Кроме того, это строительство школ в Валках, Краснограде, Краснокутске, Печенегах, больницы в Богодухове. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы они немного интенсивнее осуществляли финансирование. Однако что касается "Укргаздобычи", то она уже выполнила свои обязательства почти на 80%, "Укртрансгаз" - менее чем на 50%, но мы с ними сейчас интенсивно работаем, потому что пока есть возможность, нужно форсировать выполнение работ и финансировать их. Сейчас мы готовим свои предложения к договору на 2004 г. Договор об участии предприятий "Нефтегаза Украины" в социально-экономическом развитии Харьковской области в 2004 г., будет, скорее всего, заключен к концу года.

- Как продвигается процедура банкротства "Облтоплива"?
- "Облтопливо" как организация изжило себя, потому что на рынке обеспечения твердым топливом у нас работают уже много предприятий. Основная задача, которая стояла перед нами, - решить проблему с долгами "Облтоплива". Только задолженность по зарплате на предприятии составляла почти 500 тыс. грн. По состоянию на 22 сентября, долг уже уменьшился до 100 тыс. грн. Сейчас реализуются неиспользуемые склады "Облтоплива", поэтому я думаю, что в октябре проблема с долгами по зарплате будет снята. После этого будет реализовываться остальное имущество и будут идти расчеты с бюджетом и остальными кредиторами. Нельзя назвать точную дату, когда будет завершена процедура ликвидации предприятия, но она идет в соответствии с законом.

- Насколько обеспечены накануне зимы углем социальные объекты и льготники области?
- Практически по всем социальным объектам Харьковской области, которые отапливаются твердым топливом, заключены договоры на поставку необходимого количества угля. При потребности бюджетных учреждений области в 44 тыс. т угля сегодня на склады уже завезено почти 25 тыс. т. На последнем селекторном совещании в Харьковской облгосадминистрации была четко поставлена задача, чтобы до начала отопительного сезона все бюджетные заведения - школы, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения, культуры, спорта - были обеспечены топливом полностью. Осталось завезти 40% топлива, и, я думаю, что с этой задачей удастся справиться. Также во всех районах заключены договоры на поставку твердого топлива льготному контингенту.
Среди самых мощных поставщиков угля - корпорация "Харьковтопливо", которая взяла в аренду у областного фонда госимущества несколько складов, успешно работает и выполняет практически треть заказов. Также следует назвать компанию "Укрпромагросервис". На этом рынке еще работает большое количество частных предпринимателей, особенно в районах, которые находятся вблизи Днепропетровской, Донецкой, Луганской областей.

- Как Вы оцениваете ситуацию на рынке горюче-смазочных материалов?
- Месяц назад на рынке горюче-смазочных материалов произошел ажиотажный скачок цен. С моей точки зрения, этот скачок был совершенно необоснован экономически, потому что все горюче-смазочные материалы были закуплены по старым ценам. Начиная с конца августа-начала сентября произошло незначительное увеличение цен на предприятиях-производителях, связанное с подорожанием нефти и газоконденсата. Что касается розничной торговли, то если часть из 360 расположенных в Харьковской области заправок подняли цены, то это сразу же сделали и другие. Торговые надбавки были завышены. Все это контролировалось управлением по контролю за ценами, и были сделаны соответствующие выводы. Сейчас объем завозимого в область дизельного топлива и низкооктанового бензина стабилизировался, мы проводим мониторинг поступления и реализации горюче-смазочных материалов. За последнюю неделю в Харькове не было такой ситуации, чтобы в наличии не было необходимых для реализации 750-800 т дизтоплива и низкооктанового бензина.
В первую очередь мы занимаемся обеспечением топливом сельхозпроизводителей для проведения полевых работ. У хозяйств есть проблемы с финансированием, но что касается наличия горюче-смазочных материалов, то проблем нет. Кроме того, на государственном уровне было принято соглашение с нефтеперерабатывающими предприятиями о продаже сельхозпредприятиям дизельного топлива по цене не выше 1700 грн. за тонну. Была задержка с поставками топлива по этому соглашению, так как нефтеперерабатывающие предприятия требовали предоставления им большого количества документов, но сейчас эта система уже упрощена.

- Из-за больших сумм задолженности перед "Харьковоблэнерго" под угрозой отключения электроэнергии "Харьковкоммунпромвод". Какими Вы видите пути решения этой проблемы?
- "Харьковоблэнерго" задолжало энергорынку более 700 млн. грн. С другой стороны, только долги "Харьковкоммунпромвода" за потребленную электроэнергию составили более 183 млн. грн. Поэтому требования "Харьковоблэнерго" совершенно справедливы. Сейчас разрабатывается решение о повышении тарифов на воду как для бытовых потребителей, так и для предприятий. Это должно дать возможность "Харьковкоммунпромводу" увеличить сборы и лучше рассчитываться за электроэнергию. Но вопросом реформирования "Харьковкоммунпромвода" специалисты должны заняться очень серьезно. Предприятие не может постоянно жить за счет энергетиков. По данным "Харьковкоммунпромвода", он оказывает в месяц услуг на 15 млн. грн. Из них 7-8 млн. - это стоимость электроэнергии. Вода поставляется в Харьков за 150 и более километров, через три подъема. Это забирает очень много электроэнергии. Есть города, которые обеспечиваются водой из артезианских скважин, есть водозаборы, расположенные вблизи городов. Я не специалист в водоснабжении, но ясно, что нужно находить какие-то научно обоснованные решения этой проблемы.

- Какими Вы видите дальнейшие перспективы работы управления топливно-энергетического комплекса?
- Хочу отметить, что предприятия топливно-энергетического комплекса последние три года обеспечивают 25% объема промышленного производства Харьковской области. Двадцать лет назад отрасль обеспечивала всего 4,5% производства области. И мы стремимся к тому, чтобы объемы производства в области не падали и постоянно возрастали, чтобы газодобывающие предприятия проводили больше сейсмологических и геолого-исследовательских работ, чтобы увеличивались объемы добычи газа. В электроэнергетике главная проблема - старое оборудование на энергогенерирующих предприятиях. Нужно проводить реконструкцию, как сейчас на восьмом энергоблоке Змиевской ТЭС, нужны финансовые вливания. Это позволит обеспечить стабильное и хорошее энергоснабжение. Наше отраслевое управление выполняет поставленные перед ним задачи. Я считаю, что предприятия топливно-энергетического комплекса, их коллективы выполняют свои производственные планы и обеспечивают стабильное существование экономики Харьковской области.


Справка "SQ". БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ Василий Федорович родился в 1956 г. Окончил Киевский инженерно-строительный институт (специальность - инженер-геодезист), Украинский инженерно-педагогический институт (специальность - экономика энергетики, инженер-экономист), Харьковский региональный институт Национальной академии госуправления при президенте Украины (магистр государственного управления). Соискатель ученой степени "кандидат государственных наук". Более 20 лет на государственной службе. С 2001 г. возглавляет управление топливно-энергетического комплекса Харьковской облгосадминистрации. До этого работал заместителем председателя Червонозаводского райисполкома г. Харькова.

Автор: , , ,