STATUS QUO

АНАТОЛИЙ ЛИТКО: "В ИСТОРИИ МАССА ПРИМЕРОВ ТОГО, ЧТО ВСЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ ПРОСУЩЕСТВОВАЛИ МАКСИМУМ 3-5 ЛЕТ"

. Photo- Анатолий Яковлевич, давно ли Вы являетесь художественным руководителем актерского отделения театрального факультета института искусств им.И.Котляревского? - Я окончил институт в 1956 г., начал преподавать в 1959 г. на вечернем факультете, одновременно поступив учиться на 3-й курс режиссерского отделения института искусств. Периодически я уезжал из Харькова, работал главным режиссером театров в Днепропетровске, Николаеве и Хмельницком, в России, ставил спектакли за рубежом. Работал главным режиссером Харьковского театра им.Т.Шевченко. С 2000 г. главным моим делом стало преподавание в институте искусств. - Как формировалась театральная школа в Харькове? Кто ее формировал? - Театральную школу в Харькове формировали корифеи украинской сцены - Лесь Курбас, Лесь Сердюк, великая актриса, супруга Л.Курбаса - Валентина Чистякова, Данила Антонович, Иван Марьяненко, Бенедикт Норд. И я в своей деятельности продолжаю традиции своих учителей - Л.Сердюка и Б.Норда. Л.Курбас своим творчеством "объявил войну" старому театру. По его мнению, украинский театр отживал, нужна была новая волна - по содержанию, по форме и даже по учебе. Он со своими актерами создавал новую драматургию, формы игры на сцене, поэтому его считали экспериментатором. Л.Курбас искал, бросил вызов театру М.Саксаганского, боролся с театром М.Садовского, но не ставил целью разрушать устои театра. Он считал, что Харьковский театр им.Т.Шевченко - общеевропейский театр, и хотел сделать этот театр понятным за рубежом. Сегодня, как никогда, наступило такое время, когда хорошо себя чувствуют те театры, у которых есть спонсоры. На прошлой неделе в Харькове проходил фестиваль "Театрон", на котором я был членом жюри. И на опыте фестиваля я убеждаюсь, что у нас есть хорошие актеры, но режиссуры хорошей нет. Такая ситуация будет продолжаться еще не один год. Задача режиссера - выполнить как можно лучше режиссуру (на "острие" нанизать сюжет). Должна быть основа основ, а то, что происходит сейчас - по форме искажено. Театральное искусство в наши дни достигло того уровня, что выражения словами мало - сценическая речь, пластика, движение могут выразить мысли автора-драматурга. - Кто из известных ныне звезд учились в Харьковском университете искусств? - Это и мой хороший друг, наш знаменитый соотечественник, учившийся и работавший в Харькове, запомнившийся зрителям по бессмертным фильмам - "В бой идут одни старики", "Зайчик", и многим другим, Леонид Быков. Он окончил институт на несколько лет раньше меня. Это и народный артист России, выдающийся актер Алексей Петренко, широко известный публике. Это и известная киноактриса Наталья Фатеева, которая проучилась до третьего курса в нашем институте, потом у нее начались съемки в кино, и она перевелась учиться и работать в Москву. Это и актриса МХАТа Светлана Коркошко, которая начинала в нашем институте, а также мой бывший ученик - режиссер Александр Михайлов, ныне режиссер Орловского драмтеатра. - Много ли заслуженных артистов преподают на театральном факультете? Есть ли среди них народные артисты? - У нас есть один всеми уважаемый народный артист СССР - Леонид Тарабаринов, которого мы все любим и уважаем. На актерском отделении преподают народный артист Украины Владимир Антонов, заслуженные артисты Анатолий Лобанов, Михаил Тегниенко, мой ученик Юрий Шийко. Есть еще заслуженные работники культуры по вокалу, сценической речи, танцу. Я - заслуженный деятель искусств Украины, доцент. - Охарактеризуйте, пожалуйста, работу харьковских молодежных театров. - Среди харьковских театров особо хочу выделить "Театр-19". Этот театр вышел из нашей школы, его режиссер и актеры - наши вчерашние выпускники. У этого театра есть своя индивидуальность, у него есть интересный режиссер, который собрал вокруг себя актеров-единомышленников, заряжает их экспериментальной идеей. У "Театра - 19" есть эстетика, направленная на борьбу с рутиной, с уже отжившим. У меня лично вызывает похвалу то, что Игорь Ладенко начал с "чистого листа", его поддерживает группа прекрасных актеров. У него свой взгляд и средства выражения. По идеям режиссер и актеры подходят друг другу. Если этот театр выживет, если актеры будут верны идеям, у "Театра-19" - большое будущее. Я могу только сказать словами Мейерхольда: "Время отберет - что хорошо, что плохо". - Вы - человек, много лет возглавлявший театр им.Т.Шевченко. Как Вы считаете, что произойдет с театром после ухода из него Андрея Жолдака - "откат" назад или движение вперед? - На эту тему можно долго говорить. Я считаю, что А.Жолдак развалил театр им.Т.Шевченко, театр с такой историей, театр, в котором творили М.Крушельницкий и Л.Курбас. Почему же мне, в 2000 г. являвшимся главным режиссером театра им.Т.Шевченко, не дали продолжить традиции своих учителей, когда я просил 250 тыс.грн. на постановку "Лісової пісні" Леси Украинки? В Министерстве культуры сказали, что это произведение не представляет интереса для зрителя. Зато теперь представляют интерес для зрителя сны молодого человека, не имеющие ничего общего с произведением В.Шекспира. Я берусь доказать, что его сны - в духе старого времени. Все это уже было, когда в 1906 г. появился постмодернизм, и в истории масса примеров того, что все экспериментальные театры просуществовали максимум 3-5 лет. А.Жолдак говорит, что Харьков не вырос до его уровня. Да у него просто мания величия! Актеры в театре А.Жолдака немые, на сцене они молчат. Знания, полученные в институте, утрачены, сценическая речь не практикуется. Он заставил актеров, заслуженных людей, работать у него на побегушках, работать официантами, секретарями. Хоть один из великих режиссеров позволил себе подобное? Почему мы должны в театре видеть зло, грязь, низменность, пороки и тупость? Я со своей стороны буду всячески бороться против этого, прививать студентам те принципы работы на сцене, которым меня научили мои учителя. - Насколько популярен харьковский институт искусств в Украине по сравнению с другими профильными заведениями, какое место он среди них занимает? В чем его отличие от других? - В Киеве есть такой же институт искусств им.Карпенко-Карого. Это учебные заведения, где сохранилась академическая форма преподавания. Буквально сейчас на заседании нашего ректората решается вопрос, быть ли нам академией или университетом. Если мы будем называться университетом, это почти в два раза увеличит наше финансирование (интервью было взято 12 марта, когда вопрос о присвоении новой аккредитации решался -"SQ"). Я не ставлю на одни весы институт искусств и институт культуры, где ректором является Михаил Поплавский. Говорить, что там все поверхностно, я не буду, но я не представляю, чтобы в нашем театральном заведении обучали парикмахеров. Хотя, конечно, надо отдать должное М.Поплавскому - его деятельность, безусловно, заслуживает уважения. Он отличный коммерсант, у него есть деловая жилка, и он использует это и на благо своего института. Построил два пятиэтажных дома для своих преподавателей, предоставляет рабочие места студентам. Наши вузы отличны по углублению в саму суть. Только наша программа готовит специалистов в таком тонком деле, как актерская профессия. - Как обстоят дела с реконструкцией здания на ул.Чернышевского, 79, в котором находится театральный факультет института искусств? Ведь оно представляет историческую ценность. Выделяют ли Вам на это средства? - Здание, в котором мы с Вами находимся, постройки начала века, сейчас в катастрофическом состоянии. Со стороны внутреннего дворика фасад лопнул, образовалась трещина, и если бы не прилегающий к зданию жилой дом, обрушение произошло бы немедленно. Соответствующая комиссия пришла к выводу, что здание нуждается в срочном капремонте и в любой момент может обрушиться. Но реакция Министерства культуры на это происшествие адекватна трещине. - 27 марта – День театра. Как Вы готовитесь к празднованию? - Традиционно мы в этот день устраиваем творческие вечера, творческие отчеты, так называемые "капустники". Встречи с актерами, нашими выпускниками, - у нас также традиция. Ранее к нам на встречи съезжались люди отовсюду, но после распада СССР Союз театральных деятелей также не функционирует. Мы со студентами готовим творческий отчет с показом наших постановок "Юнона и Авось" и "Гайдамаки".

Справка "SQ". ЛИТКО Анатолий Яковлевич родился 23 сентября 1935 г. в с.Федоровка Краснокутского района Харьковской области. В 1956 г. окончил актерское отделение Харьковского института искусств им.И.Котляревского. Начал преподавать в институте искусств с 1959 г., закончил режиссерское отделение. Работал главным режиссером театра им.Т.Шевченко в Днепропетровске и Русского драматического театра в Николаеве. До 2000 г. - главный режиссер Харьковского государственного академического украинского драматического им.Т.Шевченко. В настоящее время - художественный руководитель актерского отделения театрального факультета Харьковского университета искусств им.И.Котляревского, заслуженный работник искусств Украины.

Автор: , , ,