STATUS QUO

Председатель Наблюдательного совета "Мегабанка" Елена Жукова: Даже выбор названия – "Мегабанк" – сам по себе говорит о наших целях

В преддверии 30-летия "Мегабанка", которое будет отмечаться 26 июня, руководство и акционеры банка рассказали о пройденном пути и своем видении будущего. Ниже - прямая речь председателя Наблюдательного совета "Мегабанка" Елены Жуковой.

Наш банк начинался в 1990 году как "Добродій". Первые пять лет, годы становления банка, были очень сложными: развал Советского Союза привел к разрушению внешнеэкономических связей, внешнеполитическая и макроэкономическая ситуация были непростыми. С 1991 года начался настоящий «банковский бум»: на территории всего бывшего СССР открылось огромное количество банков. Профессиональных банкиров практически не было, и в банки приходили люди без опыта работы в этой сфере, причем таких было большинство. Это был период получения опыта, базового становления, период определения приоритетов и понимания ценностей.

Новый этап в работе банка начался с 1995 года, когда пришли новые акционеры, появилось название "Мегабанк", Виктор Субботин стал председателем правления, а Алексей Логвиненко - председателем Набсовета.

Тогда была определена стратегия развития банка и, соответственно, - цели. Жизнь показала, что всё было сделано правильно: в те годы "Мегабанку" был задан нужный вектор развития.

Даже выбор названия – "Мегабанк" – сам по себе говорит о наших целях. Мы хотели создать сильный стабильный банк всеукраинского уровня. Основная наша стратегия – это поддержка экономики Украины. Исходя из этого банк и выбрал для себя приоритеты: кредитование малого и среднего бизнеса, поддержка аграрного сектора, участие в различных финансовых программах для экспортеров. "Мегабанк" стремился подставить плечо реальному сектору экономики, стать его финансовым партнером.

В то же время мы понимали: банк должен не только получать прибыль и приносить дивиденды акционерам, но и быть полезным для общества, для региона. Так родилась идея создания Единого расчетного центра. С развалом СССР люди стали получать целый веер платежных поручений от различных поставщиков. Неразбериха была сумасшедшей.

Единая квитанция радикально упростила жизнь и плательщикам, и поставщикам услуг, сделала систему платежей более прозрачной и удобной. Удалось разорвать этот круг вечной задолженности всем и вся, в том числе по расчетам за энергоносители.

В 1998-м году "Мегабанк", до того будучи исключительно харьковским банком, начал расширяться. Было открыто первое отделение в Шебелинке, потом - в Змиёве, позже - другие отделения по Харьковской области. С 2001 года заработал филиал в Полтаве, потом – в Черкассах,  Львове и так далее.

Рост филиальной сети банка совпал с массовым приходом инвесторов в Украину. Национальный банк совместно с Международной финансовой корпорацией тогда внедрял проект корпоративного управления в банковской сфере. "Мегабанк" стал первым банком в этом проекте. Мы внедрили корпоративную культуру, которая соответствовала высшим европейским и международным стандартам. Результатом стало успешное проведение банком IPO в 2006 – 2007 годах. Так у банка появились новые миноритарные акционеры.

Дальнейшая история развития "Мегабанка" связана с активной работой на внешних рынках. Три крупных международных финансовых института - Европейский банк реконструкции и развития, немецкий банк KfW и Международная финансовая корпорация - вошли в наш капитал. Другие международные финансовые организации стали нашими партнерами. Объем инвестиций, которые банк привлек за эти годы, достаточно серьезный (за период с 2007 по 2020 год – 53 договора на общую сумму 355 миллионов долларов).

Сейчас у банка – новый этап: мы активно внедряем новые технологии, связанные с онлайн-банкингом. У нас много молодых амбициозных специалистов, которые делают банк более современным, соответствующим новым вызовам.

Вообще, банковское дело - это такой вид деятельности, где скучать не приходится никогда. Финансовый сектор - постоянно на острие всех течений экономики. Ты должен знать всё: как работает аграрий, какая у него урожайность, какие проблемы с вредителями и количеством осадков, должен знать уровни цен, денежные нагрузки, и так в любом секторе экономики. Этого не было на заре, когда я начинала работать в банке. Но сейчас, если ты работаешь с клиентом, ты должен говорить с ним на его языке. Это и закладывает основы успеха – успеха банка, успеха твоего как банкира, успеха сделки, которую ты с клиентом реализуешь. Если этого нет - это игра втемную, где можно серьёзно ошибиться.

За эти годы очень многое изменилось. Требования в целом к банку, капиталу, репутации акционеров и руководства стали выше, а регулирования в банковской системе стало больше. Банковский сектор при этом становится более устойчивым. Это требование времени: жизнь заставляет нас быть более защищенными, более мобильными, более агрессивными, более прогрессивными. Ты должен, как в многоборье, отражать все атаки.

За 30 лет "Мегабанк", как и в целом банковский сектор, претерпел значительные изменения. В будущем запрос будет в первую очередь на развитие онлайн-банкинга. Но при этом разумные требования к финансовому мониторингу и информационной безопасности должны сохраняться. Кризисы, с которыми мы сталкивались - кризис 98 года, ипотечный кризис, финансовый кризис, - показывают, что банковской системе нужно серьезное регулирование. Это вопрос в том числе безопасности государства: всё, что связано с денежными потоками клиентов, бизнеса, государства, должно защищаться государством. И тут возникает вопрос: смогут ли финансовые компании, которые не являются банками, соответствовать всем требованиям к безопасности финансовых расчетов? В предоставлении финансовых услуг с банками сложно конкурировать –  они все равно остаются на голову впереди. Поэтому, я думаю, лет триста мы еще поработаем, а там видно будет.

Далеко не все банки, открывшиеся в начале 90-х, дожили до наших дней. "Мегабанк" не просто "дожил": все 30 лет он продолжал  расти и развиваться. В целом в истории становления Украины как государства было несколько достаточно серьезных периодов и кризисов, и "Мегабанк" на каждом из этих этапов сумел выдержать все испытания. Безусловно, это стало возможным благодаря мудрости и дальновидности акционеров, которые определяют стратегию развития.

Ну и конечно, успех "Мегабанка" - это команда, которая в сотрудничестве с акционерами, партнерами, клиентами выдержала все финансовые штормы и спокойно движется дальше. В банке работает команда тех, кто по-настоящему любит своё дело и по-настоящему отдаётся работе – другие здесь просто не задерживаются. С такой командой "Мегабанк" уверенно смотрит в будущее.