В октябре по улицам Риги начнет ездить первый троллейбус на водородном топливе. Параллельно в городе активно идет строительство первой водородозаправочной станции. Все это делается для того, чтобы улучшить качество городского воздуха и избежать штрафа в полмиллиона евро за многократное превышение норм вредных веществ в нем.

Представитель Латвийской академии наук Айварис Стариков много лет специализируется на альтернативном топливе и сейчас задействован в проекте по внедрению троллейбуса на водороде.

- Как возникла проблема с чистотой воздуха в городе? Какие показатели учитываются при мониторинге?

- В старых городах Европы есть одна особенность: это узкие улочки, которые плохо проветриваются. Наши города проектировались сотни лет назад, когда об автомобилях не было и речи. Улицы таких городов не предназначены для столь мощного транспортного потока, который есть сейчас. Поэтому и складывается такая ситуация с атмосферным воздухом. Вообще, для городского воздуха важны два показателя: насколько высоки здания и насколько широки улицы.

- То есть чем ниже здания и шире улица, тем лучше?

- Да. Если выхлопные газы не выдуваются, они превращаются в смог.

- Кто замеряет эти показатели?

- У нас есть Департамент окружающей среды, он периодически проводит мониторинг. Есть три станции мониторинга в городе Рига – их сотрудники стоят на улицах и собирают все эти данные.

- Что больше всего влияет на здоровье человека?

- Углекислый газ, о котором все говорят, - это самое безобидное из вредных веществ. Фактически, это нейтральная субстанция. Настоящая проблема улиц - это оксиды азота, все продукты некачественного сгорания топлива, то есть пыль, сажа. Несгоревший углеводород - это проблема, которая влияет на здоровье.

- И Рига неоднократно превышала допустимые нормы?

- Да, есть определенный лимит на количество превышений. Если не ошибаюсь, то в течение года норму можно превысить 35 раз. Мы не смогли войти в эти рамки - и получили предупреждение. Власти начали искать варианты решения проблемы. В 2012 году они вспомнили, что есть группа ученых, которая занимается альтернативным топливом.

- И что вы предложили?

- Мы провели анализ доступных альтернативных технологий из того, что есть в арсенале у нас и вообще используется на белом свете. И мы поняли, что необязательно внедрять именно наше – можно обратиться к опыту других стран. В целом водородный транспорт используется уже давно.

- Почему именно водород? Не электро-, гибрид, биогаз?

- Двигатель внутреннего сгорания сам по себе уже устаревший. И решает ли вопрос газ или биогаз? При его применении выхлоп, конечно, сокращается, но незначительно. Если смотреть на техническую сторону вопроса, то и электротранспорт - не панацея. Электричество - это хорошо, но у нас нет нужной инфраструктуры. Мы рассматривали много вариантов решения проблемы и остановились на водороде.

- Как будет работать заправочная станция? Чем она отличается от АЗС, которые сейчас работают?

- Это будет трехмодульная станция. Здесь мы будем получать водород из природного газа.

- Почему не из воды? Она же дешевле?

- Во-первых, в Риге вода дорогая. А во-вторых, если производить водород из воды, тогда ресурс - это электричество. С точки зрения общего цикла я произвожу из какого-то ресурса электричество, потом обращая его на производство нового. Таким образом мы теряем КПД. А производство водорода из природного газа - это реформация. Это термическое расщепление, в результате которого мы получаем чистый водород и углекислый газ.

- А куда углекислый газ деваете?

- В воздух. Но мы проводили исследование на этот счет. В результате реформирования природного газа в водород углекислого газа образуется все же меньше, при сжигания в двигателе внутреннего сгорания. Но самое важное - что возрастает  КПД. 

- Насколько существенно это повлияет на ситуацию? В смысле, снизит ли концентрацию вредных веществ так, чтобы Рига ушла от угрожающих штрафов?

- Если в цифрах, то общественный транспорт дает около 10% всего "выхлопа". Остальное - частный. Водородный транспорт вообще не выделяет те элементы, за превышение норм которых нам грозит штраф. Но только это, конечно, проблемы не решит. Поэтому город активно развивает велотранспорт и велоинфраструктуру, организовывает "зеленые острова" и зеленые зоны. Должна быть комплексная программа мероприятий.

Но это нововведение – водородный транспорт - решит принципиально другой вопрос. Если сам город будет соблюдать ряд ограничений, он сможет требовать того же от въезжающих в него. Это то, что сделал Гамбург. Они закупают только безвыхлопной транспорт.

- Как быть с частным транспортом?

- Городская власть думает над этим.

- Это будет система кнута и пряника?

- Пока не знаю. Но хочу привести несколько примеров. В Берлине городская власть разрешает въезд в определенные части города только транспорту с определенной выхлопной системой. В Дании и Норвегии вообще упразднили налоги на водородные и электромобили, в то время как на дизельные - увеличили. И эти налоговые деньги инвестируются в альтернативный транспорт и поддержку качества атмосферного воздуха в городах. На мой взгляд, это хорошие примеры.

- Вернемся к Риге. Пока это будет один троллейбус?

- В этом году один. До марта следующего года будет 9 машин, в том числе водородные автобусы.

- В чей собственности будет этот транспорт? И кто финансирует реализацию проекта?

- Это 100% государственный оператор. По поводу проекта в целом: была программа софинансирования с Евросоюзом - 50% денег выделил ЕС и 50% - муниципалитет Риги. Общая стоимость проекта - 16 млн. евро. Город как раз обновлял парк городского транспорта, поэтому покупка новых троллейбусов была запланирована. Только теперь это машины с новой системой: вместо дизеля - топливные элементы и баллоны на крыше. По сути, это выгодная сделка для Риги. Покупка новых троллейбусов все равно была намечена. Получается, что город покупает то, что планировал, а ЕС оплачивает инновационную часть.

- Повлияет ли выход на маршруты инновационного транспорта на стоимость проезда?

- Нет. Это было одним из условий участия городской власти в проекте -  проезд должен стоить не дороже, чем в сегодняшнем дизельном автобусе. И в качестве бонуса - отсутствие выхлопов и вредных веществ.

- Насколько я знаю, водородные технологии - тема не новая. Первые разработки появились еще 40 лет назад. Например, в Харькове на водороде ездило легендарное экспериментальное такси. Но внедрение технологий сдерживали вопросы безопасности использования. Насколько сегодня эта технология надежна?

- Город проводит по сути эксперимент, для нас это новинка. Начиная с 2009 года в крупных городах Европы ездит около 80 таких автобусов. Это Лондон, Гамбург, Осло. Проблем не возникало. Наверное, самая смелая страна в плане внедрения альтернативного транспорта - Германия. Они выстраивают сеть заправок по всей стране. Уже сегодня там работает около 30 публичных водородных заправок, до 2025 года их число хотят довести до 400.

- А как насчет технических проблем? Случаются поломки? Ведь технология новая.

- Уже нет, хотя сначала были. Был период, когда отрабатывали технологии, сервис. Это нормальная ситуация в процессе внедрения чего-то нового. Одно дело - лаборатории, другое дело - улица. Но на сегодня технология уже отработана, и ее можно внедрять во все города. Практическая проверка инновации прошла. 

- Заправка будет предназначена только для городского транспорта?

- Нет. Если кто-то захочет заправиться - пожалуйста. Но пока я не знаю о "водородном" транспорте в Латвии. Сейчас мы одолжили водородный автомобиль у шведских друзей, им будет пользоваться муниципалитет. Таким образом мы хотим популяризировать водородный транспорт среди жителей города.

Сейчас ученые исследуют перспективу внедрения водородных топливных элементов на железной дороге и в портах.  Наш местный порт уже ищет альтернативу. Дело в том, что с 2025 года в прибрежной зоне начнут действовать особые правила, направленные на сохранение природы – например, пришвартовавшемуся судну будет запрещено использовать свой двигатель.

Поэтому я думаю, что двигателю внутреннего сгорания остались считанные годы. Через 15-20 лет они исчезнут. Это тренд.

 

Карта городов, которые уже внедрили или поанируют внедрить водородное топливо

Анна Прокаева

 

Евросоюз

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.