Нет такой профессии, для которой нельзя было бы придумать профессиональный праздник. 22 марта – Международный день таксиста.

Таксомотор в Харькове - явление если не культовое, то знаковое. Не зря же “харьковский таксист” попал даже в фанатскую кричалку, где рифмовался с названием местной футбольной команды. И именно в Харькове – единственном городе страны - догадались избрать таксиста народным депутатом.

Настоящая, большая и, возможно, многотомная история харьковского такси наверняка еще дожидается своего автора. Мы же попытаемся лишь несколькими штрихами набросать портрет виновника торжества.

Знаменитые “ваньки”

Еще в конце прошлого века в Харькове можно было услышать фразы: “Возьмем Ивана”, “Поедем на Иване”. “Иванами” некоторые из пассажиров, по большей части предпочитающие стиль “Эх, прокачу”, называли харьковских таксистов. А происходил данный термин от харьковских “ваньков” – однолошадных извозчиков, контролировавших большую часть рынка индивидуальных перевозок приблизительно с начала XIX до 30-х годов XX века.

Журналист Владимир Юрезанкий годах в 20-х предпринял попытку сравнительного анализа извозчиков из различных городов.

"Ленинградский – сух, деловито точен, важен. Никто, кроме него, не умеет с таким величественным шиком крикнуть на горячей, машистой рыси:

- Паберегисссь!

Московский - ледащ и жуликоват, с первосортной прищуренной хитрецой: смиренно норовит обмануть на каждом шагу…

Киевский - враждебен и дерзок, с ним много не поразговариваешь, ему на седока наплевать.

А харьковский - добродушен, мягок, развалист, рубаха-парень. Должно быть, отсюда и прозвище у него такое домашнее, уютное, деревенское, шутливо-улыбочное — “Ванько”.

Несмотря на стремительное развитие трамвая и автомобильного транспорта, “ваньки” трудились в Харькове еще в 30-х годах. В каком-нибудь Нью-Йорке к тому времени уже и забыли, как выглядит извозчик. Но Харьков – сентиментален. Он с трудом расстается с традициями. Не зря одной из первых примет новых времен в начале 90-х стал конный экипаж, предлагавший прокатиться с настоящим ветерком по улицам города.

Yes

Стоянка харьковских извозчиков около Госпрома, начало 30-х годов прошлого века

О них писал даже Бунин

Под обаяние харьковских "ваньков" попал даже нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин, некоторое время проведший в Харькове и пытавшийся здесь подвизаться на чиновничьем поприще – он поступил на службу в земскую управу.

Одно из самых ярких впечатлений Бунина — харьковские извозчики, попавшие даже не страницы романа "Жизнь Арсеньева" (1933 год):

"В Харькове я попал в совершенно новый для меня мир. Я вышел из вокзала, сел в извозчичьи сани, извозчики, оказалось, ездили тут парой, с глухарями-бубенчиками, и разговаривали друг с другом на "вы", — оглянулся вокруг и сразу почувствовал во всем что-то не совсем наше, более мягкое и светлое, даже как будто весеннее".

Всего один абзац. Но попасть на страницы произведений лауреата Нобелевской премии – это уже что-то.

Первый таксопарк

Невероятно, но факт: о "ваньках" позапрошлого и начала прошлого веков известно гораздо больше, чем о развитии таксомоторного транспорта. В городских хрониках сохранилась дата - 1954 год. Тогда был открыт первый харьковский таксопарк. До 30-х рынок индивидуальных перевозок контролировали "ваньки". Потом была война. Потом – послевоенная разруха. Действительно, для развития таксомотора – транспорта в десятки раз более дорогого, нежели трамвай-троллейбус, - просто не было временной ниши.

11-го мая 1954-го года из ворот таксопарка на маршрут выехали тогда еще "Москвичи" с деревянными кузовами и "Победы". Начавшая выпускаться в конце 40-х "Победа" была, пожалуй, вторым по престижности автомобилем после ЗИМа, которым пользовалась преимущественно партийно-хозяйственная номенклатура.

Впоследствии таксомоторные парки также оснащались только лучшими из имевшихся в наличии марками массовых автомобилей -  ГАЗ-21 и ГАЗ-24.

Yes

Такси 80-х. Привокзальная площадь

Как-то таксистов хотели одеть в форму…

Известно, что годах в 60-80-х у таксистов имелась форма. Носили ее, правда, далеко не все. Но один из элементов – форменную фуражку - использовал персонаж фильма "Бриллиантовая рука".

Не столь давно, году в 2012-м, в Харькове появилась идея возродить форму для работников такси. Сторонником этой идеи выступал горсовет.

"Любое транспортное предприятие, которое выросло до определенного уровня, неминуемо захочет идентифицировать себя. Одно из проявлений такой идентификации – это форменная одежда. Этим же вопросом, кстати, занимаются сейчас и автобусные перевозчики. Навязывать какую-либо форму город не будет и не может. Когда мы перейдем к подписанию договоров с перевозчиками, то у нас будет только требование, чтобы водитель носил брюки, а не шорты, и рубашку, а не майку или футболку. А фирмы уже сами разработают цветовую гамму и фасон формы", - рассказывал тогда директор Департамента транспорта и связи Сергей Дульфан.

Но, очевидно, тяга к идентификации оказалась у перевозчиков не столь велика. Идея в массы не пошла.

Знаменитые таксисты

Даже во времена, когда знаменитостями были не светские львицы и видеоблогеры, а летчики, шахтеры, трактористы и сталевары, таксистов особым вниманием не баловали. И тем не менее, двум харьковским таксистам удалось остаться в истории.

Правда, имя одного не сохранилось и, возможно, образ его - собирательный. Но одним из персонажей городских легенд является таксист, который возил Владимира Высоцкого от Дворца спорта к театру музкомедии и обратно во время гастролей актера в Харькове в мае 1978 года. В соответствии с легендой, таксист был "человеком сложной судьбы", прошедшим советские лагеря (в качестве политического или по уголовной статье, не уточняется). Историю своей жизни он поведал актеру, и тот даже собирался на ее основе то ли ставить спектакль, то ли снимать фильм. Но не успел…

Yes

Говорят, что сам Владимир Высоцкий хотел поставить спектакль о судьбе харьковского таксиста

Еще один знаменитый харьковский таксист – персонаж вполне реальный. Леонида Сухова в 1989 году избрали народным депутатом существовавшего тогда еще СССР. Правда, это были времена романитической демократии, когда харьковчане избирали в законодательное собрание поэта Евтушенко и журналиста Коротича.