STATUS QUO

МИХАИЛ СТАНЧЕВ: ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ХАРЬКОВА - СТАТЬ ГОРОДОМ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ...>>

Михаил Георгиевич, какие соглашения, договоры о сотрудничестве и побратимстве заключила Харьковская область и г. Харьков?
Харьковская область заключила договоры о побратимстве и партнерстве с провинцией Буэнос-Айрес (Аргентина), Амазонас (Бразилия), Пловдивской областью (Болгария), Великопольским воеводством (Польша), Каунасским уездом (Литва), штатом Огайо (США), c 26- ю областями России. Городами-побратимами Харькова являются Познань (Польша), Варна (Болгария), Болонья (Италия), Лилль (Франция), Цинциннати (США), Тянь-цзинь (Китай), Каунас (Литва), Нижний Новгород (Россия).
У Харьковской и Белгородской областей есть общие корни. Это связано с близостью территорий, родственными отношениями и давними историческими связями. Вряд ли существуют такие родственные связи с городами дальнего зарубежья, однако отношения Харькова с Нюрнбергом и Цинциннати можно назвать побратимскими, поскольку они действительно стали таковыми за 10-12 лет сотрудничества. В рамках этого сотрудничества уже реализовано большое количество совместных проектов.
Кроме того, Чугуев предлагает установить побратимские связи с городом Берковица в Болгарии. Мэр Чугуева (Анатолий Кваша) побывал в Берковице во время поездки в Болгарию и познакомился с историей города. 122 года назад казачий чугуевский полк освобождал этот город от османского ига. Жители Берковицы об этом знают. Это может быть поводом для установления побратимских связей. Сейчас разрабатывается вопрос о подписании этого договора, в то же время Чугуев намеревается установить отношения еще с одним болгарским городом - Первомаем. Результат будет зависеть от прилагаемых усилий и желания руководства обоих городов. В советские времена была жесткая регламентация: если в данной стране есть один город - побратим или партнер, то второго быть не может. Сейчас таких ограничений нет, и каждый город или регион устанавливает связи так, как он считает нужным, исходя из экономической целесообразности. Например, Харьков заключил договор с Варной из Болгарии, а Харьковская область - с Пловдивской областью. Но я считаю, что необходимо объединять усилия города и области. Если Харьковская область подписала договор с Пловдивской, то желательно, чтобы и города области, в том числе и Харьков, устанавливали отношения с городами той же области. Такое сотрудничество будет более тесным и результативным. Сейчас Харьков инициирует подписание договора с г. Патры (Греция), но до этого облгосадминистрация начала разрабатывать вопрос о подписании партнерского договора с областью Западная Аттика в том же государстве. Я считаю, что ситуацию нужно изучить более подробно и не "разбрасываться" по регионам, а подписать договор с теми из них, которые нам более выгодны. Как мне кажется, Патры не очень подходят для партнерства с Харьковской областью.

Анализируется ли эффективность заключенных договоров о сотрудничестве? Были ли случаи, когда договоры заключались, однако ничего из предусмотренных в них задач не было выполнено?
Приведу пример с Болоньей. Договор был подписан в 70-х годах. Болонья была "красным" районом Италии, где коммунистическая партия всегда имела серьезное влияние. Естественно, что в рамках Советского Союза Харьков установил такие побратимские отношения. Когда я работал в городском совете, мы осуществили одну поездку в Болонью, попытались найти контакт, но особого желания сотрудничать со стороны руководства Болоньи не увидели.
За 10 лет подписаны договоры о партнерстве Харьковской области с 26 областями России, но фактически мы работаем с Белгородской и Московской областями. Большинство договоров с Россией оказались неэффективными. Они были подписаны на "единой волне" в начале 90-х, с целью возобновить связи, разорванные в 1991 году. Ведь 86% товарооборота Харьковской области было связано с Россией, а сейчас всего 41%. Однако различные помехи (экономический механизм, таможенные пошлины) усложнили отношения. Каждое государство попыталось замкнуть цикл производства в своих национальных рамках.

Приведите, пожалуйста, другие примеры эффективности международных связей на региональном уровне.
Могу привести пример Каунаса и Каунасской области. В этом случае и город, и область изъявили желание сотрудничать. А сотрудничество с регионом - это "дверь" во всю страну. Мы не должны ограничиваться только регионом. Сейчас мы сотрудничаем со всей Литвой. В первом квартале этого года товарооборот составил около 8 млн. дол., хотя Литва - страна небольшая. По инициативе предпринимателей в Харькове уже зарегистрирован торговый дом "Каунас". Обладминистрация будет всячески содействовать таким контактам.
Еще один пример. Бывшая харьковчанка, которая живет в Ванкувере (Канада), Надежда Ткаченко создала международное агентство, в состав которого она предлагает включить харьковские предприятия, чтобы вывести их на рынки не только Канады и Америки, но и "третьих" стран. Мы неоднократно встречались с Н.Ткаченко и обсуждали возможности сотрудничества. Как видите, мы пытаемся нащупать те пути, которые нам помогают.
К сожалению, мы никак не можем решить вопрос с Пловдивом о создании совместного информационно-торгового центра. Наверное, нет реального желания это сделать. Как видите, иногда один человек может "раскрутить" отношения, а иногда подписывается договор с целой областью и ничего не происходит. Нужен двигатель в том или ином регионе, а если его нет, - договор умирает.
Одним из наиболее ярких примеров удачного сотрудничества считаю отношения с иранской провинцией Исфаган. Наш институт "Гипрококс" недавно участвовал в тендере на производство доменно-коксовых батарей в Исфагане. Результатов тендера пока нет, но думаю, что шансы у "Гипрококса" есть, так как иранцы этот институт уже знают в связи со строительством электростанции. Болгария, к примеру, объявив тендер на реконструкцию АЭС, рассматривала разные варианты, однако в конечном итоге обратились к нашим предприятиям. Недавно руководитель реконструкции этой АЭС посетил "Хартрон", "Турбоатом", завод Шевченко, "Монолит", чтобы договориться о поставках частей, необходимых для технического переоснащения АЭС. Эта станция обеспечивает всю Болгарию энергией, да еще и экспортирует её. Кроме того, я считаю очень эффективным сотрудничество с Московской и Белгородской областями.

С чем связано увеличение числа визитов иностранных делегаций в Харьковскую область?
Да, и по мнению моих киевских коллег такой высокой интенсивности визитов в Харьков в прежние годы не было. В области в международном плане каждый день что-то происходит. Возьмем июнь. Каждый день приезжали делегации: 3-4 - из Египта, 5-6 - из Вьетнама, 7-8 - из Бельгии, 10-14 - из Германии, 17 - ученые из штата Огайо, 20-21 - заседание украинско-российской комиссии. 24 июня мы едем на московскую выставку, которая будет проходить в рамках года Украины в России, и где мы в рамках отношений с Московской областью презентуем продукцию Харьковской области.
Существует ряд объективных факторов, которые привлекают внимание иностранцев. Первый и главный состоит в том, что в Украине и, в частности, в Харьковской области, наметились тенденции к экономическому росту, увеличился внешнеторговый товарооборот и выпуск высокотехнологической продукции. Это сразу вызвало интерес многих регионов мира. Второй фактор - создание специализированного управления. Пусть это звучит нескромно, но создание структуры облгосадминистрации, которая специализируется на установлении внешних связей и развитии внешнеэкономической деятельности, помогает формировать и поддерживать интерес к региону. Среди первых шагов нашего управления - размещение на веб-сайтах посольств Украины за рубежом (Турции, Китая, Канады, Германии, США и других) полной информации о Харьковской области, в том числе о внешнеторговом обороте и о спецрежиме инвестирования. Эта информация и сработала в случае с Бельгийской делегацией, стала причиной того, что бельгийцы сами проявили инициативу посетить регион. Третий фактор - наличие информационного обеспечения. То, что мы стали о себе заявлять через интернет, рассылку презентационных материалов в посольства, вызвало всплеск интереса.

Какие новые связи планируется установить?
Сейчас Башкыртостан изъявил желание возобновить с нами отношения. Мы ответили взаимностью. Мы планировали поехать туда осенью, но вся осень уже распланирована. В плане ориентиров - сотрудничество с Ханты-Мансийским автономным округом, но конкретных шагов мы пока не предпринимали. С предложением установить сотрудничество обратились Курская и Ростовская области. Мы рассматриваем возможности сотрудничества, и я думаю, подпишем эти договоры. Пензенская область обратилась к нам с предложением согласовать кандидатуру представителя Пензенской области в Харьковской для оказания необходимого содействия в установлении связей.
Сейчас мы прорабатываем вопрос о поездке в Исфаган, которая запланирована на начало октября. Мы собираем и обобщаем предложения предприятий, желающих установить отношения в области промышленности, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, торговли, туризма. Вся информация будет передана в Иран. Мы договорились о создании рабочей группы, которая займется проработкой предложений. Наше управление не может заменить отраслевые структуры. Наша задача - вывести предприятия на прямые контакты, а затем они без нас будут работать. Но для того, чтобы эти отношения развивались, необходим постоянно действующий механизм. Сам договор определяет желание сотрудничать, а механизмом может быть либо торговый дом, либо агентство - форма не имеет значения.

Какова роль Вашего управления в установлении связей? Могут ли предприниматели и организации, заинтересованные в международных контактах разного уровня, обращаться к вам за помощью?
Мы - не посредническое учреждение. Но, к сожалению, многие нас именно так и начинают воспринимать. Мы - структура облгосадминистрации, главная задача которой - обеспечивать и продвигать проекты инфраструктурного уровня, которые создадут условия для развития международного бизнеса в харьковском регионе. Для контактов бизнесменов есть другие структуры - УСПП, торгово-промышленная палата. Мы с ними тесно работаем, помогаем в организации визитов иностранных бизнесменов.
Наша цель - возбуждать интерес к области, чтобы на нас обратили внимание, чтобы с нами работали, чтобы нам доверяли. Работать с иностранными партнерами станет легче, когда мы сформируем атмосферу взаимного доверия. Нужно побольше сказать о возможностях области на международном уровне. Для этого у меня есть идея создания веб-порталов во всех посольствах ведущих стран мира. Пока это будет сделано на трех языках - английском, французском и русском, но в дальнейшем добавится информация на немецком, испанском, арабском и китайском языках. Кто-то из историков сказал, что одной из причин второй мировой войны, да и войн вообще, стало отсутствие информации друг о друге. Пока люди не знают друг друга, они могут враждебно друг к другу относиться, когда знакомятся - становятся друзьями.

Как Вы считаете, какие основные направления развития есть у нашего региона? Что нужно для повышения его привлекательности в глазах иностранных предпринимателей?
Мы должны сосредоточиться на приоритетах, которые показывают возможности региона. Я считаю, что одно из перспективных направлений - использование интеллектуального потенциала Харьковской области. Кроме того, необходимо использовать современные информационные технологии, которые не требуют таких затрат, как, к примеру, машиностроение, металлургия или сельское хозяйство. Это очень современная отрасль промышленности, приносящая неплохие прибыли. Одна из наших идей - создание широкой сети центров информационных технологий, академии информационных технологий и даже свободной технологической зоны. Эта идея выльется в целую программу. Сейчас создается рабочая группа во главе с Александром Беком ("Хартрон"), к работе которой мы подключим компанию "Телесенс КСЦЛ".
Наша основная задача- развить инфраструктуру нашего аэропорта, инфраструктуру связи. Есть идеи создания инфопорта, "hi-tech" - центра. Мы сейчас занимаемся привлечением внутренних и внешних инвесторов для создания в Харькове нормальных гостиничных комплексов международного уровня. Говорят, что к нам ездят меньше, чем в Киев. Да, это так, но, во-первых, Киев - столица, а во-вторых, там есть приличные отели. У нас их мало, в связи с чем мы даже не можем обеспечить проведение крупных мероприятий, таких, как международные форумы. Ведь хорошие гостиницы в Харькове - "Киевская" и новый корпус "Харькова". "Националь", хотя и приватизирована, но не отвечает международным стандартам. Поселить инвесторов в "Турист" или "Металлист" означает навсегда отбить желание приезжать к нам.

Одной из главных преград на пути инвесторов и международного сотрудничества вообще является несовершенство законодательства. Как оно отражается на сотрудничестве харьковских предприятий?
Ярким примером является деятельность Торгового дома "Харьков - Ташкент". Его работа связана с большими трудностями. В законодательных базах Украины и Узбекистана есть много отличий. Одна из проблем в том, что, в соответствии с законодательством Узбекистана, нельзя производить предварительную оплату. По нашему законодательству предприятие может передать товар с отсрочкой платежа, но с ограничением в 90 дней. За этот срок предприятие должно получить оплату, иначе оно попадет в режим лицензионного контроля и будет вынуждено временно прекратить внешнюю деятельность. Поэтому предприятия стараются оградить себя от неприятностей и предлагают поставить продукцию с предварительной оплатой. В международной практике существует так называемая работа по безотзывным аккредитивам, но Узбекистан по этой системе не работает. Проблем было бы меньше, если бы рынок был предварительно исследован.
В начале 90-х существовала проблема, которой сейчас, к счастью, почти нет, - отсутствие маркетинга. К сожалению, многие предприятия надеются, что государство сделает за них многое. Те предприятия, которые имеют собственную маркетинговую политику, то есть сами изучают рынок своей продукции, имеют успех. Сейчас появляются специалисты по маркетингу. На каждом предприятии есть отдел внешнеэкономических связей. Но налаживание постоянных связей быстро не происходит. Даже там, где продукция имеет спрос, возникают проблемы либо с финансированием, либо с законодательством, как, например, у "ХТЗ" с Литвой. На один из своих тракторов ХТЗ устанавливает литовские двигатели. Была идея создать в Литве предприятие с поставкой наших запасных частей. Но по литовскому законодательству это не выгодно - получится двойное налогообложение. Такие нюансы иногда мешают "раскрутить" сотрудничество. Это же касается нашего желания упростить таможенно-пограничный режим между Харьковской и Белгородской областями. Мы выступили с этой инициативой, потому что ощущаем потребность. Но задача может быть решена только законодательно, между двумя государствами. Об этом уже очень много сказано, и будет еще больше сказано в результате посещения Харькова премьер-министрами России и Украины, но пока не будет подписано соглашение между Украиной и Россией, ситуация коренным образом не изменится. Хотя пограничники и таможенники в рамках законодательства сами пытаются упростить эту систему. Есть перспектива подписания такого соглашения до конца текущего года. Но это будет зависеть от МИДов Украины и России, которые проведут консультации на соответствующем уровне, подключив таможенные и приграничные службы. С идеей выступили губернаторы Харьковской и Белгородской областей. Более того, мы разработали проект решения, хотя это дело МИДа.

На какие регионы направлен сейчас интерес Харьковских властей?
Одним из наших основных приоритетов будет Россия, - самый ближний партнер. Интересная закономерность: по товарообороту Россия - на первом месте, а США - на одном из последних, а по инвестициям - США на первом, Россия на последнем. Я думаю, что уже в этом и следующем году следует ожидать усиления инвестиционного потока из России.
Второе перспективное направление - индокитайский регион, где наша продукция еще востребована. Но здесь также нужно восстанавливать разорванные отношения. Я считаю, что нужно искать те регионы, где живут и работают специалисты, которые учились у нас. Это очень серьезный канал взаимосвязи. Недавно у меня был представитель Сан-Томэ и Принсипи (острова у атлантического побережья Африки - "SQ") - государство площадью в тысячу кв. км в Гвинейском заливе. Значительная часть 150 - тысячного населения страны училась у нас, и у нее есть большое желание работать именно с Харьковским регионом. Есть возможность открыть почетное консульское учреждение или консульство. Уже есть кандидатура генконсула - это человек из этой страны, который уже больше 20 лет живет в Харькове. Есть интересные перспективы сотрудничества с этим государством. Им нужна электростанция - мы ее построим, им нужна помощь в здравоохранении (борьба с малярией) - мы им ее предоставим. Им нужна помощь в нефтеразведке, у них есть большие залежи нефти, но нет своих возможностей. Такое сотрудничество будет экономически целесообразно для обоих регионов.
Еще одно направление - страны, которые раньше называли "третьим миром" Но сейчас этот "третий мир" превзошел нас. Возьмем тот же Вьетнам - раньше мы на него иронически смотрели, а сейчас уровень инвестиций и доходов у них намного выше, чем у нас. Есть перспективы сотрудничества с вьетнамской провинцией Кхань Хоа, представители которой у нас недавно были. В ноябре мы планируем ответный визит и подписание договора о партнерстве.

Совпадают ли обычно интересы иностранных гостей с интересами Харьковского региона? Как составляются программы визита гостей?
Чаще всего не совпадают. Желание увидеть все своими глазами у иностранцев появляется только после того, как они получают

Справка "SQ". Станчев Михаил Георгиевич родился 28 апреля 1953 г. в Казахстане, куда была выселена семья. После реабилитации переехал в Бессарабию (Молдова). Здесь окончил среднюю школу. В 1970 г. поступил на исторический факультет Харьковского государственного университета. После его окончания (1975 г.) работал преподавателем в Севастопольском приборостроительном институте. Защитил кандидатскую диссертацию на тему украинско-болгарских отношений. 17 лет работал преподавателем ХАИ. Коллективом этого института в 1990 г. был выдвинут на выборы в Харьковский горсовет. Возглавил новый отдел международных связей горисполкома. Работал советником Министерства иностранных дел Украины, советником по вопросам политики посольства Украины. По возвращению работал в МИДе Украины начальником отдела юго-восточной Европы. Защитил докторскую диссертацию. 1 марта 2002 г. возглавил новое управление внешних связей и внешнеэкономической деятельности Харьковской облгосадминистрации. Имеет дипломатический ранг. Владеет болгарским, македонским и немецким языками. Женат, имеет взрослых сына и дочь.
Харьковская облгосадминистрация. Управление внешних связей и внешнеэкономической деятельности. Начальник Станчев Михаил Георгиевич. Тел. 47-55-88.